содержание книги
обложка книги
 

П.Ф.Каптерев и В.В.Зеньковский   выдающиеся имена в психолого-педагогическом изучении игры
и мира детства

Многие выдающиеся отечественные педагоги и психологи определяли важную роль игры и развлечений в жизни ребенка.

Вниманию читателей сборника предлагаются отрывки из работ П.Ф.Каптерева «О детских играх и развлечениях» (1898 г.) и В.В.Зеньковского  «Психология детства» (1924 г.).

Петр Федорович Каптерев, видный педагог России второй половины XIX – начала XX столетия, рассматривал теорию и практику детских игр как составную часть проблематики семейного и общественного дошкольного воспитания. Он считал, что дитя в игре живет всем своим существом. Детская игра – явление сложное, «одновременно физическое и психическое». Она глубоко влияет на весь склад личности. В своей работе «О детских играх и развлечениях» П.Ф.Каптерев раскрывает источники и общий ход развития детских игр и развлечений; игры и инстинкты; педагогическую ценность отдельных групп развлечений и игр; разумные развлечения; подвижные игры; игры с преобладающим познавательным элементом; общественные детские игры; рассуждает о пределах вмешательства взрослых в игры детей.

Василий Васильевич Зеньковский – «забытое» и возвращенное имя нашего соотечественника, психолога и педагога, богослова и философа. В его работах органично соединялась европейская наука XX века и отечественные духовно-нравственные традиции. Знакомство с наследием В.В.Зеньковского полезно, на наш взгляд, потому, что каждая его работа не «закрывает» тему, не предлагает окончательного ответа на поставленные в книге или статье вопросы. Это – всегда приглашение к диалогу.

В своей ранней работе «Психология детства» он размышляет над такими актуальными вопросами, как обычное понимание детства и его ошибки; социальное содержание детских игр; загадка продолжительности детства у человека; эмоциональная, эстетическая, религиозная жизнь ребенка; развитие детского интеллекта; общие черты детской личности; социальные силы в душе ребенка, его активность, игры.

 

Каптерев Петр Федорович (1849-1922), педагог и психолог, профессор ряда педагогических учебных заведений Санкт-Петербурга. Научную и преподавательскую деятельность сочетал с общественной деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений – крупнейшем центре научной и музейной работы и игры, а также в Петербургском педагогическом и Фребелевском обществах, Петербургском комитете грамотности (золотая медаль в 1892 за – «Дидактические очерки»). В 1872-1918 гг. разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, истории отечественной педагогики и психологии. Сторонник гуманистических принципов воспитания и образования. Под его редакцией вышла «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (59 выпусков; автор 10 выпусков; 1898-1910). Один из организаторов в начале XX в. Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. Затем исследовал проблемы теории общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и др. Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от влияния государства и церкви. Изучал также историю народного образования в России после отмены крепостного права (1861). С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. В ряде статей, опубликованных в журнале «Педагогическая мысль» (1918-22), изложил программу обновления общего образования в России. Подчёркивая активный характер педагогики, П.Ф.Каптерев утверждал, что она учит знанию ради действия. Провел ряд специальных исследований по педагогической психологии игры. Является автором ряда известных статей по проблемам игр и развлечений детей и молодежи, ставших классикой педагогики игры. Основные труды посвящены детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.

Зеньковский Василий Васильевич (1881—1962), философ и богослов, психолог, теоретик и историк педагогики, один из крупнейших деятелей русской эмиграции. С 1915 г. профессор Киевского университета; директор Киевского Фребелевского института дошкольного воспитания; председатель Киевского религиозно-фило­софского и Фребелевского обществ. В этот период осуществил издание фундаментальных трудов К.Гроса, посвященных теории игры и детского воспитания (1916 г.), остающихся до сих пор наиболее полной публикацией трудов К.Гроса на русском языке. В 1919 г. министр культуры и вероисповеданий в правительстве П.П.Скоропадского. Эмигрировал в Югославию, в
1920-22 гг. профессор Белград
ского университета. С 1922 г. в Праге, председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей (1923-27 гг.), организатор педагогических съездов и совещаний; один из основателей Русского педагогического института им. Я. А. Коменского. Опубликовал в 1924 г. «Психологию детства», где значительное внимание уделил теории и психологии игры. Возглавлял
(1923-60 гг.) Русское
студенческое христианское движение. С 1927 г. профессор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже (руководил Религиозно-педагоги­ческим кабинетом). В 1942 г. принял сан священника. В русле традиций русской религиозной философии обосновывал антропологический подход в философии и православную педагогику «духовного устроения». Создал направление русской православной педагогики за рубежом. Оставаясь сторонником светского школьного образования, уделял значительное внимание религиозному воспитанию детей и православию как фактору национальной идентификации в условиях эмиграции.

 

П.Ф.Каптерев

III. Педагогическая ценность отдельных групп развлечений и игр [1]

Развлечения и игры составляют необходимую органическую потребность детей, но игры в педагогическом отношении предпочтительнее развлечений. В развлечениях при дитяти всегда должно быть другое лицо, и это другое лицо есть главное, источник жизни и деятельности, а дитя второстепенное, только воспринимающее то, что ему дадут. В играх источник деятельности сами дети, и они могут играть без всякой помощи посторонних лиц. Поэтому лучше, если дети сами себя развлекают, т. е. играют, чем если другие развлекают их. А между тем родители часто предпочитают, чтобы дети были занимаемы и развлекаемы, а не играли. Любовь родительская к детям, малое уважение детской личности, признание ее слишком слабой и несамостоятельной влекут за собой слишком часто и чрезмерное вмешательство родителей в жизнь детей. Прежде чем дитя хорошенько чего-нибудь захочет, как родители уже являются с предложением своих услуг, игрушек, с советами, наставлениями. Что должно бы сделать дитя, то берут на себя родители, детям предоставляется все готовенькое, обчищенное и облупленное, только воспринимай. Дети воспринимают, приучаются к непрерывной помощи других, навыкают к пассивности в своих детских делах; так воспитанные люди не только в старости, но и в зрелых годах и в юности словом, во всю свою жизнь являются исполнителями слов Писания, сказанных, собственно, про старость: «егда состареешися, ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши».

Перевес игр над развлечениями в жизни дитяти влечет нередко за собой большую резвость дитяти во всех его отношениях, большую настойчивость и даже упрямство. Дитя оказывается часто слишком бойким, иногда буйным, самонадеянным, чрезмерно смелым, во всякую минуту готовым ринуться в борьбу со всеми своими действительными и мнимыми врагами. Многим родителям такие свойства не нравятся, они предпочитают видеть в своих детях кротость, послушание, вечно тихое поведение и другие мирные и пассивные добродетели. Замечая связь между развитием нежелательных свойств и страстной преданностью дитяти игре, родители круто становятся на сторону развлечений и стараются ослабить игровой пыл своего сына или дочери.

Когда родители стремятся забавлять детей, то чем они пользуются, какие развлечения предлагают? Очень часто родители пытаются развлекать детей теми же самыми удовольствиями, которыми наслаждаются сами. Родители едут в театр или цирк и детей берут с собой, полагая, что театральные и цирковые зрелища понравятся детям, подходящее развлечение для них, родители зададут бал для взрослых и полагают, что если устроить детский бал, то это будет очень приятно детям; родители отправляются на выставку смотреть картины, статуи, собрание редкостей, туда же везут и детей. Словом, родители исходят от мысли о полной почти тождественности развлечений для детей и взрослых. Что приятно одним, то, предполагается, будет приятно и другим.

В этом случае, как и во многих других подобных случаях, касающихся различных воспитательных вопросов, совершается одна и та же ошибка: невнимание к особенностям возрастов, нежелание войти в природу детства, понять потребности этого возраста, его особенности по сравнению с другими периодами, переживаемыми человеческим организмом. Родители прямо приравнивают детей к себе. Между тем едва ли нужно много размышлений для того, чтобы понять всю непригодность развлечений взрослых для детей. Театральные и цирковые зрелища, балы, выставки и т.п. развлечения предполагают более зрелый возраст, чем детство. Эти удовольствия по большей части негигиеничны: происходят нередко поздно вечером, а то и прямо ночью, когда не только что детям, но; и взрослым давным-давно нужно бы спать; происходят в душных, плохо проветренных залах, где нечем дышать. По своему содержанию все такие зрелища малодоступны уму детей, им приходится усвоять лишь отрывки, клочки, кое-что из пятого в десятое. Эти зрелища нередко неблагоприятно действуют на чувство детей, возбуждают не подходящие к возрасту вопросы, дают пищу таким желаниям, которые также неуместны. Словом, развлечения взрослых неудобны для детей….

 

X. Общественные детские игры

Естественным ходом развития одиночная детская игра превращается в общественную. До тех пор, пока мир дитяти ограничивается семьей и оно пугливо относится ко всякому постороннему, чужому лицу, до тех пор оно не знает общественной игры. У дитяти может быть брат, сестра, оно может иметь несколько братьев и сестер и играть с ними; но это не будет общественная игра. Последняя предполагает, что в игре участвуют не только свои, родные,. близкие, но и чужие, посторонние, малознакомые или даже совсем незнакомые. А такая встреча детей малознакомых и незнакомых между собой для совместной игры может произойти только тогда, когда дитя имеет от роду 5-6 лет, когда оно на время покидает семью и настолько развито физически и душевно, что может вести совместную с другими деятельность.

На общественную игру можно смотреть как на первое вступление дитяти в жизнь, в общество, когда перед дитятей открывается дверь нового и совершенно неизвестного мира. Это знаменательный момент в жизни дитяти. В общественной игре дитя вступит в близкие отношения с новыми для него людьми, будет наблюдать своих новых товарищей, привлекаться и отталкиваться их разнообразными свойствами, сопоставлять свое с чужим…

…Общественная игра важна и хороша тем, что вводит дитя в настоящее общество, состоящее из самых разнородных элементов, в круг лиц различного положения, образования, достатка, интересов и пр. Через такое детское общество жизнь глядит на дитя во все глаза. От столкновения различных умов, характеров, положений и состояний дети неизбежно развиваются и шлифуются, выясняются их сильные и слабые стороны, на которые воспитатели и родители и могут обратить внимание. Чем разнообразнее среда, тем больше возбуждения для детского ума и сердца, больше средств для развитии. В свободно сложившемся детском обществе каждый общественный слой, каждая профессия будут иметь своих маленьких представителей, которые и принесут с собой всю ту воспитательную силу, все те особенные воздействия и свойства, которые преимущественно присущи тому или другому общественному слою. Играя, взаимно влияя в игре друг на друга, дети в свободно составленном обществе будут впитывать и себя самые различные впечатления, знакомиться с самыми различными  сторонами жизни и профессиями, различными ступенями образования, различным семейным складом. Словом, жизнь во всем разнообразии своих впечатлений обоймет их, захватит в свои мощные руки.

Общественная игра приучает детей к общественности в собственном смысле этого слова, знакомя их с существованием общих интересов, общих задач и целей. Одиночная игра преследует лишь интересы и цели отдельных личностей, ни о чем общем она не может дать понятия. Общественная же игра сразу вводит дитя в общие интересы, равно касающиеся всех участников игры, и этим неизмеримо превосходит одиночную игру. Но дело не ограничивается только простым знакомством с общими задачами, общественная игра показывает, как можно достигать осуществления общего стремления, именно она научает, что это совершается по большей части путем соревнования и борьбы. Интерес одних бывает несогласен с интересами других, общие стремления понимаются разно и осуществляются различными средствами. Поэтому в обществе, преследующем общие задачи, происходит разделение на партии, и общественная жизнь развивается посредством борьбы. Общественная детская игра обыкновенно совершается также с разделением на разные лагери, и задача каждого участника игры состоит в том, чтобы верно и изо всех сил служить интересам своих ближайших сотоварищей, действовать не в одиночку, а соединенными силами, выставлять не свою личность, а поддерживать партию. Тут надобно ясно представлять положение партии, неуклонно следить за всеми изменениями этого положения, нужно уметь вовремя напрягать свои силы в надлежащий момент и не соваться туда, где есть другие. Для успеха общественной игры требуются полное проникновение интересами партии, понимание их, умение подчинять личное желание общей задаче, строгая дисциплинированность. Приучение жить в обществе и действовать обществом – вот великое благо, которое несет с собой общественная детская игра всем участникам в ней и чего нельзя ни в каком случае получить от одиночной, самой затейливой игры.

Вместе с этим существеннейшим и главнейшим благом детская общественная игра развивает и некоторые другие хорошие качества в детях. Она требует, например, от детей умения владеть собой, сосредоточивать свои силы, не тратить их напрасно. Иногда судьба партии зависит от одного ловкого и сильного удара. От участника игры требуется, чтобы он в нужный момент был способен обнаружить всю свою ловкость и энергию, чтобы он напряг свои силы, иначе от его распущенности и неуклюжести, от неумения подтянуть себя и взять в руки проиграет дело вся партия. Общественная игра требует внимания и наблюдательности со стороны всех участников игры, взаимного тщательного изучения. Чтобы правильно разделить силы на две борющиеся партии, особенно же для выбора способных и решительных руководителей партий, нужно хорошо знать все сильные и слабые стороны участников игры….

Указывая стороны, которыми общественная игра может благотворно влиять на развитие детей, не следует скрывать от себя и некоторых неудобств общественной игры.

Общественная игра по самому своему существу способна сильно возбуждать детские чувствования и страсти, каковы; стремление к первенству и командованию, соперничество, хвастовство и т. п. Нужно быть настороже по отношению к этим страстям. В общественных играх необходимо разделение ролей: кому приходится командовать, а кому подчиняться, кому играть выдающуюся роль, а кому неважную. Будущие вожаки в жизни сказываются уже в играх, стремясь постоянно получать роли предводителей. Желательно бы выдвигать в общественных играх детей слабых и застенчивых, которые иначе совсем будут затерты и потонут в массе, не развив своих личных свойств. Между тем застенчивость и слабость при упражнении и деятельности могут замениться более энергичными свойствами, столь нужными для успеха в жизни. Без тщательного наблюдения над детьми и, в нужных случаях, без руководства ими сильные и смелые дети совсем обезличат слабых и робких, всегда давая им второстепенные роли, требующие лишь исполнительности и послушания. Детей предприимчивых, с задатками сильного характера необходимо сдерживать и в видах их собственной пользы, так как иначе они легко сделаются необузданными, властолюбивыми и не будут в состоянии выносить чье бы то ни было первенство. Такие дети будут в тягость и себе и другим, и потому по отношению к ним необходимо принять своевременные меры.

При совместной деятельности нескольких лиц неизбежно возникнет соревнование. Против этого чувства ничего нельзя возразить, так как оно есть неизбежный спутник всякой общественной деятельности, не заключает и себе никаких дурных элементов. Это чувство благородное и служит прекрасным возбудителем к напряженной деятельности. Но нельзя того же сказать про соперничество, которое очень легко и удобно развивается из соревнования и вытесняет последнее. В соперничестве есть противообщественные, зложелательные элементы: наслаждение неудачей соперника, его бедой и искреннее желание ему всяких злоключений. При сопер­ничестве человек заботится, собственно, не о том, чтобы сделать дело хорошо, быстро, основательно, а о том, чтобы во что бы то ни стало победить соперника, не мытьем, так катаньем. Дело здесь отодвигается на второй план, является только средством к цели, и вся деятельность сводится на борьбу мелких личных самолюбий. В соревновании ничего подобного нет; соревнование есть выражение желания не отстать от других, не сделать дела хуже; соревно­вание есть возбуждение себя примером других, причем желание всяких бедствий товарищам в нем отсутствует. Наблюдение над детьми должно быть настолько внимательно, чтобы сейчас же ука­зывать детям границу между соревнованием и соперничеством и разъяснять им, насколько во всех отношениях крайне неудобно и даже вредно последнее. «Нужно бороться, но не враждовать», – говорил справедливо Пирогов.

Кладя на одну чашу весов благотворное влияние общественной игры на детей, а на другую – могущие быть неблагоприятные воздействия, следует признать, что первая чаша всегда перевесит вторую. Поэтому можно утверждать, что участие дитяти в общественных играх есть существенное условие правильного всестороннего развития детской личности. Те дети, которые были так несчастливы, что росли, не участвуя в общественных играх, обыкновенно носят на себе следы этого воспитательного пробела: они бывают застенчивы, недостаточно развязны, у них часто недостает ловкости и искусства в таких делах, которые легко даются детям менее способным, чем они, по росшим в обществе. Наконец, дети, не участвовавшие в общественных играх, отличаются эгоизмом и малым развитием общественного чувства. Привыкнув жить и действовать в одиночку, составляя нередко центр семейного кружка, будучи даже домашними божками,