ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИГРЫ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Переход
российского общества к рыночным отношениям в конце XX века
потребовал новых технологий работы всех социальных институтов.
Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры,
культуры и цивилизации обострил проблемы социальной и индивидуальной
адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции
различных форм обучения, воспитания и развития, подготовки
к жизни и социальному успеху.
В новых социально-экономических
условиях особое значение приобретает деятельность учреждений
дополнительного образования детей (УДОД) как основных социальных
институтов сферы свободного времени детей. Разносторонняя,
многоплановая и емкая в содержательном плане деятельность
УДОД в сфере свободного времени охватывает социально-полезными
делами значительную часть подрастающего поколения страны
– свыше 30% детей (с учетом инфраструктуры дополнительного
образования на базе общеобразовательных школ).
В настоящее время сеть учреждений
дополнительного образования детей Министерства образования
включает в себя 8617 учреждений муниципального и регионального
уровня. В нее входят 10 видов учреждений: центр, дворец,
дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа,
музей, оздоровительно-образовательный лагерь.
Эти учреждения наиболее полноценно
и эффективно реализуют социально-педагогический
потенциал свободного времени детей, запросы социальной практики
и существенно расширяют традиционные направления, формы,
технологии работы с детьми и подростками, совершенствуют
содержание и спектр социально-воспитательных, культурно-досуговых,
игровых и других программ.
В рамках свободного времени
дети добровольно выбирают те виды деятельности, которые
для них наиболее значимы и привлекательны. Задача учреждений
дополнительного образования детей состоит в том, чтобы содержательное
заполнение свободного времени детей имело социально-значимый
характер, способствовало достижению жизненных успехов личности.
Содержательно наполненное время
выполняет активно-преобразующую функцию в развитии индивида,
становится важным социальным фактором формирования духовного
богатства и общей культуры человека.
Свободное время тесно взаимосвязано
с гуманистическим и демократическим характером социально-экономических
отношений общества, и при поступательном и прогрессивном
его развитии имеет тенденцию к своему абсолютному росту,
а также интенсивному использованию самой личностью.
Однако в настоящее время остро
проявляется необходимость совершенствования содержательного
заполнения свободного времени детей, что обусловлено изменением
правового статуса личности, ее избирательным отношением
к содержанию свободного времени и диктуется необходимостью
повышения социальной активности детей, их подготовки к новым
условиям жизнедеятельности общества.
Для классификации содержания
занятости свободного времени детей используется общепринятый
в социально-педагогической литературе подход, когда в основу
этой классификации положены виды деятельности.
Историко-педагогический и сравнительно-логический
анализ практики деятельности внешкольных учреждений
позволил выделить в структуре содержания деятельности
следующие ее разновидности, реализуемые в учреждениях дополнительного
образования детей:
¨
образовательная
(собственно учебная);
¨
культурно-досуговая;
¨
трудовая;
¨
Спортивно-рекреативная;
¨
учебно-исследовательская;
¨
игровая;
¨
информационно-коммуникативная.
Важно подчеркнуть, что в УДОД все эти виды деятельности
получают специфическое наполнение, обусловленное особенностями
дополнительного образования. Перечисленные виды деятельности
тесно между собой взаимосвязаны и проникают друг в друга.
В
структуре содержания деятельности УДОД достаточно специфическим
видом является игровая деятельность.
В содержательном отношении она предполагает овладение
опытом поведения социально активной личности. У некоторых
детей игровая деятельность выражена достаточно ярко и зачастую
занимает в структуре свободного времени значительное место.
Исследования показали, что занятия игровыми видами
деятельности для разных возрастных групп детей должны носить
относительно дозированный характер, т.к. в игре социальная
действительность и отношения между людьми носят во многом
виртуальный характер.
Занятия игровой деятельностью и ее продолжительность
носят положительный характер, если временные рамки занятий
игрой в свободное время и восстановление эмоционально-нравственного
равновесия ребенка совпадают. При этом игровая деятельность
позволяет обеспечивать воспроизводство реальности через
игровые модели ситуаций, развивает фантазию, интеллект,
способность к обучению.
Игра как часть общечеловеческой культуры представляет
собой один из древнейших феноменов социальной практики людей.
Неугасаемая с годами потребность человека в разделении с
ближними «радости бытия» объединяет различные народы, поколения,
превращая игру из «своей» в «общую» и создает
неповторимый единый мир. Мир без границ – мир игры.
Рассматривая
игру как основу деятельности детских объединений, коллективов,
целесообразно определить характеристики игровых программ,
представленных разнообразными формами игровой деятельности.
Эти формы демократичны, не нуждаются в длительной подготовке,
просты в организации и гуманистичны в своей основе.
Игровая программа, участниками которой выступают представители
детских объединений, коллективов, обладает большим потенциалом
развития, поскольку:
1.
во-первых,
концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего,
высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой
значимости;
2.
во-вторых, создает поле эмоционального напряжения, выражения
собственного «я»;
3.
в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе игры создает
условия для проявления чувства товарищества, чувства своей
группы, где происходит осознание своей индивидуальности
каждым участником игры;
4.
и,
в четвертых, в игровой деятельности легко и незаметно для
ее участника формируются способности взаимодействия с людьми
и воздействия на окружающие объекты реальной действительности.
Именно
поэтому, учитывая вариативно-программный подход к содержанию
деятельности в сфере свободного времени, сегодня наиболее
значимо выделение основополагающих принципов, при которых
игра выступает важнейшим условием объединения детей и взрослых.
Эти
принципы позволяют привести в соответствие требования, предъявляемые
к содержанию программ детских организаций и объединений,
к материалам той игровой практики, которая присутствует
сегодня в их деятельности:
- принцип индивидуальной избирательности игры
с учетом возрастных особенностей ребенка;
- принцип
адекватности игры системе социальных отношений в обществе;
- принцип рефлексивного последействия;
- ориентация на гуманистический характер игры;
- соотношение в игре управления и самоуправления.
Таким образом, роль игровой деятельности в структуре
содержания деятельности УДОД чрезвычайно велика,
так как она органично входит в общую систему деятельностного
воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается
с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что
не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт,
труд, игра взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную
сторону образа жизни детей и подростков и их творческое
развитие.
Совокупность реализуемых педагогическими работниками
содержательных видов деятельности, осуществляемых на основе
образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных, учебно-исследовательских,
игровых и других социально-значимых программ, которые направлены
на творческое развитие, социализацию и адаптацию детей к
жизни в обществе характеризует содержание социально-педагогической
деятельности этих учреждений. Они позволяют им проявлять
себя в различных видах социально-значимой практической деятельности,
которые охватывают не только традиционные сферы знаний,
но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей
современные социально-экономические потребности детей, их
ценностные ориентации.
Социально-педагогическая
деятельность учреждения дополнительного образования детей
может включать педагогическую деятельность учреждения в
целом, если она решает в масштабах конкретной территории
актуальные проблемы социального воспитания детей и социальной
защиты детства; массовую культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную
работу с детьми и семьей; комплексные программы с детьми,
требующими особого педагогического внимания (детьми-инвалидами,
сиротами, детьми с асоциальным поведением, детьми из неблагополучных
семей и пр.); образовательную деятельность в многообразии
ее содержания и форм учебных и творческих занятий, если
их методическая инструментовка позволяет детям приобретать
новый социальный опыт, способствует их профессиональному
самоопределению и создает условия для творческого труда.
Говоря о содержательных
видах деятельности, отметим, что игра присутствует в каждом
из них и как вид деятельности, и как форма, которая позволяет
обеспечивать обучение, воспитание и развитие детей на высоком
качественном уровне и охватывает практически все детские
объединения и коллективы УДОД, которые функционируют в сфере
свободного времени. С помощью игры
педагоги имеют реальную возможность сформировать
и развить у детей навыки образовательных и эмоциональных
коммуникативных связей; создать ситуацию потребности в активизированном
общении через предлагаемый спектр игровых ролей и освоения
игровых правил и помочь формированию мышления; помочь
понять смысл народных обрядов и традиций, расширить их эрудицию;
способствовать эмоциональному раскрепощению. А самое главное
– помочь почувствовать себя наследником колоссального культурного
богатства своего
народа и своей страны.