Сегодня педагоги констатируют
дефицит игровой культуры и у детей, и у родителей. Поэтому
в нашем Центре огромное значение придается именно этой грани
образовательной и культурно-досуговой деятельности.
«Игра
-
это участие в создании условного мира, да и жизнь в нем»,
– так пишет об игре в своей книге «Словарь педагогических
ситуаций» доктор педагогических наук Б.З. Вульфов. А в образовательном
пространстве Центра творчества, как нигде в другом месте,
с помощью игры условный мир можно сфантазировать и создать
цветным и добрым, справедливым и радостным. Используя графическую
зависимость, выведенную доктором педагогических наук И.И.
Фришман, показывающую взаимосвязь между временем и видом
деятельности в детском объединении по отношению к игре,
возьму на себя смелость применить ее для описания деятельности
любого образовательного объединения в учреждении дополнительного
образования детей. Следует отметить, что образовательные
объединения в УДОД – это добровольные объединения, в которых
игра является необходимым и важным фактором их существования
и развития.
Игра является одним из видов
деятельности человека в любом возрасте. Образовательная
программа любого детского объединения в учреждении дополнительного
образования детей обязательно учитывает возрастные особенности
детей, так как от этого напрямую зависит конечный результат
образовательного процесса. Поэтому для полноты картины в
график, предложенный И.И. Фришман, следует добавить еще
одну составляющую – возраст детей.
Если прямолинейно проследить изменения разных видов деятельности ребенка
в зависимости от его возраста, то можно представить следующую
таблицу:
Возраст
|
Виды
деятельности
|
До 6 лет
|
|
|
|
|
6-10 лет
|
Игра
|
Игра/Учеба
|
Игра
|
Общение
|
10-14 лет
|
Игра/Труд
|
Учеба
|
|
|
14-18 лет
|
Труд
|
Учеба
|
Игра
|
Общение
|
На основании даже такого несложного
анализа можно сделать вывод, что педагог дополнительного
образования должен знать, уметь и применять игровую деятельность
в том виде и в таком смысле, чтобы она соответствовала возрастным
особенностям детей и способствовала выполнению образовательной
программы на определенном этапе.
Поэтому в Детско-юношеском
центре «Отрадное» психологическая служба и методический
совет при разработке образовательных и культурно-досуговых
программ обязательно отслеживают наличие в них игровых элементов.
Хотелось бы привести несколько
примеров из опыта работы Детско-юношеского центра «Отрадное».
В последние годы мы все больше сталкиваемся
с шокирующей нас ситуацией, когда молодые родители чистосердечно
признаются, что не знают, как общаться с собственными детьми,
как с ними играть, во что играть. Они приходят за помощью
к нашим педагогам и психологам. Поэтому в Школе раннего
развития «Радуга» педагоги ставят задачу не только развивать
ребенка, но и скорректировать с помощью игры и игровых ситуаций,
пока еще не поздно, отношения в семье. Первые полгода на
занятиях присутствуют и участвуют совместно с детьми и их
родители. Педагог-психолог, ребенок, мама или папа вместе
учатся играть, распределять роли, говорить друг с другом
на понятном языке, вместе радоваться и огорчаться. Игротеки,
которые проводятся в каникулы, закрепляют эти умения. Педагоги
всегда в курсе новых развивающих игр, о которых тут же рассказывают
родителям (а в их числе есть и воспитатели детских садов,
и учителя начальных классов), показывают, как в них
играть.
Веселые совместные праздники
затягивают родителей в гущу ребячьих эмоций, настроений,
желаний, помогают сближению детей и родителей. Психологи
отслеживают развитие личности ребенка, фиксируют изменения
взаимоотношений в семье в личной карточке каждого учащегося
с момента прихода в Центр до передачи его в школу. К сожалению,
передавая детей в школы, мы нередко с досадой замечаем,
какую незавидную роль отводят игре школьные учителя
- и в начальной школе, и в старших
классах. Чтобы как-то чуть изменить эту ситуацию, педагоги
Центра, работающие на базе школ и понимающие необходимость
включения игры в учебно-воспитательный процесс школы, берут
на себя дополнительную функцию. Центр заключает договор
с администрацией школы, в котором обязательно присутствует
пункт о совместной подготовке и проведении крупных праздников:
19 октября (День лицеиста), Новый год, Масленица и т.д.
Подготовка к празднику идет
несколько месяцев. В работу наряду с детьми включаются не
только педагоги, но и родители: папы и мамы, бабушки и дедушки.
Такая совместная работа позволяет школьным учителям восстанавливать
утраченные умения по организации праздников, позволяет перенимать
опыт педагогов и организаторов культурно-досуговой деятельности
УДОД. Жаль, что не во всех школах сегодня этому уделяется
должное внимание. Много лет проработавшие учителя растеряли
свою игровую энергию, а вновь приходящие недооценивают роль
игры в учебно-воспитательном процессе. С этим приходится
сталкиваться постоянно, наблюдая за процессом подготовки
студентов педагогических училищ, которые проходят педагогическую
практику в образовательных объединениях Центра. Ведь, по
сути, это те же, но только чуть подросшие дети, чье детство
пришлось на время, в котором постоянно ощущается дефицит
игровой культуры.
Понимание важности и значимости игры для установления более
тесного контакта между детьми и их родителями, важности
подготовки педагогических кадров, владеющих формами и методами
игровой деятельности, привело администрацию Центра «Отрадное»
к убеждению о необходимости взаимодействия с образовательными
учреждениями на договорной основе с целью совместного поиска
путей решения обозначенных выше проблем. На протяжении последних
лет были заключены договора с педагогическими колледжами
о совместной работе, обеспечивающей более высокий качественный
уровень обучения студентов, апробации ими своих возможностей
в разных социальных и педагогических ролях.
Процесс обучения строится так: каждый студент закрепляется
за отдельным образовательным объединением. Для него определяется
руководитель, то есть наставник будущего педагога, педагога-психолога,
педагога-организатора. Ежедневно сталкиваясь с учащимися
в постоянно возникающих новых ситуациях, при подготовке
и проведении занятий, культурно-досуговых и выездных мероприятий,
будущий педагог приобретает уникальный практический опыт
игровой деятельности. И в то же время он, в свою очередь,
обогащает новыми знаниями своих наставников, уже состоявшихся
педагогов, привнося ту новую информацию об игровой деятельности,
которую студент приобретает в педагогическом колледже.
Это лишь небольшие примеры
того опыта, который показывает, как в Детско-юношеском центре
«Отрадное», сохраняют и пропагандируют игровую культуру,
как бережно оберегают накопленный опыт и стараются вовлечь,
или лучше сказать, вернуть в эту сферу как можно больше
участников – и взрослых, и детей. Ведь игра – это условный
мир, и если мы научимся строить условный мир, нам проще
будет строить мир реальный.
И если этот опыт будет широко
внедряться в массовую практику деятельности образовательных
учреждений, если многие учреждения дополнительного образования
детей будут на договорной основе организовывать стажировку
учителей и педагогическую практику студентов, обучать игровой
культуре родителей, то я уверена - проблем в нашей стране станет
значительно меньше, а качество образования станет значительно
выше.