ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
и МОДЕЛИРОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ИГРЫ
С.В.Григорьев,
Н.Н.Степаненкова,
отдел игры МГДД(Ю)Т
В настоящее время актуально проектирование деятельности УДОД в сфере празднично-игровой
культуры и игровой деятельности с детьми и молодежью.
Крупнейшим
центром применения игры и игровых педагогических технологий
в современном образовании
на протяжении ряда десятилетий является отдел игры
МГДД(Ю)Т. В последние годы отдел стал инициатором ряда городских
конференций и экспертных симпозиумов по проблемам игры и
праздника, которые способствовали целостному осмыслению
и диагностики развития празднично игровой культуры и игровых
педагогических технологий в условиях современного мегаполиса.
Регулярное проведение научно-практических и экспертных конференций
с участием ведущих специалистов по игре, педагогов, психологов,
методистов Москвы с участием многих регионов России позволяет
на системном уровне отслеживать тенденции развития, психолого-педагогические проблемы и перспективы развития современной игросферы актуального мира детства – пространства-времени реализации права детей на досуг и игры.
Реализация
социально-педагогического потенциала отдела игры предполагает
непрерывный информационный и психолого-педагогический мониторинг
основных количественных и качественных показателей, отражающих
его деятельность. Одним из важнейших показателей является экономический, дающий наиболее
объективную картину, отражающую, а значит, диагностирующую
и проектирующую развитие основных социально-педагогических
функций отдела игры как специализированного на развивающе-воспитательном
применении игры подразделения МГДД(Ю)Т в условиях бурных
социальных изменений последних лет.
Цель
информационного мониторинга – оперативная фиксация и управление
социально-педагогической деятельностью отдела игры как уникальной
(не только в историческом, но и в аспекте воспитательного
потенциала в современных условиях) структуры Дворца, специально
ориентированной на воспитательно-развивающее применение
игры и игровых форм в соответствии с общими целями деятельности
Дворца. Модель социально-педагогических функций отдела не
является чем-то застывшим, она претерпевает динамичные изменения
в соответствии с внешними факторами и внутренними условиями развития отдела как
подсистемы единого учреждения системы дополнительного образования.
Обобщение
опыта деятельности отдела осуществляется через ныне завоевывающий
все больший авторитет метод информационного психолого-педагогического
мониторинга, моделирования социально-педагогических функций,
рассматриваемых в развитии, и педагогическое проектирование,
без которых невозможна полноценная реализация развивающе-воспитательного
потенциала. Информационный мониторинг возможен на основе
учета количественных и качественных показателей, частично
общих для многих подразделений, так и показателей, имеющих
ярко выраженный специфический характер. Специфика продиктована
факторами исторического развития отдела, сложившейся системой
распределения функций и ресурсов отдела, кадрового потенциала,а
также резко возрастающим в обществе интересом к игре, празднично-игровой
культуре, инновационно-игровым методам обучения детей и
молодежи в системе дополнительного образования и др. Выносимые
нами на обсуждение материалы отражают ту проблемную ситуацию
в области диагностики социально-педагогический функций структурных
подразделений МГДД(Ю)Т, которые оказались актуализированными
на пороге XXI
века. Приоритетную роль при этом играет решение социально-педагогических
задач, связанных с реализацией международно признанных ныне
прав детей и молодежи на игру, досуг и творческое развитие
в сфере свободного времени, закрепленных международными
конвенциями, документами ООН и реализуемыми социальными
институтами в условиях современной России.
Московский
городской Дворец детского (юношеского) творчества и его
отдел игры уже на протяжении ряда десятилетий являются признанным
центром и, в известном смысле, форпостом воспитательно-развивающего
применения игры в современной педагогике. Присмотримся более
внимательно к основным показателям, отражающим деятельность
отдела с точки зрения его основных социально-педагогических
функций.
В сфере образовательной деятельности отдела
игры
Таблица
1.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ОТДЕЛА ИГРЫ
По материалам четырехлетнего мониторинга развития
Учебный год
|
Кол-во
обуча-ющихся
|
Измен. кол-ва
|
1 год обуч.
|
Измен. кол-ва
|
2 год обуч.
|
Измен. кол-ва
|
3 год
обуч.
|
Измен. кол-ва
|
4 год-заверше-ние
|
726
|
уменьш. 104
|
565
|
уменьш.
65
|
|