К.А. Скворцов,
Игра - это деятельность ребенка.
Ее основная цель - подготовка к созидательному
общественно полезному труду. Игровая деятельность заложена
в маленьком человеке самой природой, поэтому мы обязаны
это учитывать. Во время игры ребенок не только физически
и умственно развивается, но и учится понимать других, считаться
с их интересами, приучаться к соблюдению определенных правил
и ограничений. У ребенка во время игры вырабатываются качества,
необходимые для дальнейшей взрослой жизни. По этому поводу
А.С.Макаренко говорил: «... как ребенок играет, так он и
будет работать».
Игры детей
всегда отражают социально-экономические изменения в обществе.
Можно представить, что следует ожидать в детских играх нашего
нестабильного времени, когда на смену прежней жизненной
концепции – создавать блага для будущего и для всех, приходит
новая – брать сегодня и только себе, при этом не думая ни
о других членах общества ни о последствиях для нашей Родины.
Именно поэтому в последние годы в среде детей стало престижным
не уметь что-то делать, а наоборот – что-то иметь.
В играх детей в последние годы
проявляется тенденция не подготовить себя как достойного
члена общества, а наоборот – быть потребителем за счет других.
Ненормальное положение с детскими играми, к счастью стали
замечать не только педагоги, эта проблема обсуждается и
на страницах популярных изданий. Например, в журнале «Любимец»
№2, 2001г. в статье «Что такое Покемон?», говоря об играх,
В. Мартин пишет: «Там можно... убивать миллионы врагов –
и все понарошку. Так к природной жестокости детей, порожденной
отсутствием личностного опыта ... страданий, добавилось
безразличие к ценности чужой жизни. Настоящей, не виртуальной».
Одной из причин, приведших к нынешней ситуации, бесспорно
можно считать недостаток в целенаправленной педагогической
деятельности по организации детского досуга. Это в свою
очередь произошло из-за невнимания общества к педагогическим
проблемам. Что будет, когда через 10-15 лет дети со страшными,
не побоимся этого слова, задатками, развитыми во время игры,
станут взрослыми членами нашего государства?
Особую остроту
вопросы, связанные с организацией детского игрового досуга
получили в связи с переходом общеобразовательных школ на
школу полного дня. Теперь школа должна будет полнее удовлетворять
естественную потребность детей в игре, кроме того, школе
предстоит решить еще одну очень важную задачу – научить
детей в процессе игры отдыхать от учебы. В противном случае
дети, даже здоровые, просто физически не смогут выдержать
предполагаемых нововведений.
Из вышеизложенного
становится очевидным, что в настоящее время существует серьезная
социальная и педагогическая проблема: организации дидактически
целесообразной игровой деятельности в реальных условиях
школы полного дня. В числе верных путей решения этой проблемы
– организация игротек в школах своими силами. Игры и игрушки
можно изготавливать в учебных мастерских на уроках и во
внеурочное время, на кружковых и факультативных занятиях.
Известно, что для детей игрушки бывают наиболее привлекательными
объектами труда. Поэтому не случайно еще в советское время
их предлагали использовать в трудовом обучении многие ученые-педагоги:
В.А.Поляков, А.К.Бешенков, Э.В.Рихвк и др.
При изготовлении
игрушек школьники осваивали общетрудовые и политехнические
знания и умения. С началом периода перестройки школы столкнулись
с серьезными материальными трудностями: из-за низкой зарплаты
ушли многие учителя-мужчины, не хватало средств на содержание
мастерских в надлежащем состоянии. Школы были вынуждены
самостоятельно выходить из сложившейся ситуации. Требовалось
в условиях крайне скудной материальной базы поддерживать
интерес школьников к труду. Выход был найден – в школах,
на уроках труда стали заниматься различными видами декоративно-прикладного
искусства: резьбой по дереву, бисероплетением, изготовлением
декоративных цветов, вышиванием, различными видами художественной
обработки бумаги и ткани, и многим другим, что не требовало
приобретения материалов. Можно было обойтись теми простейшими
материалами и инструментами, которые дети сами приносили
из дома. К занятиям декоративно-прикладным искусством, на
которых создавались руками детей красивые и полезные вещи,
администрации школ и родители отнеслись не чуть не хуже,
чем к прежнему чисто политехническому трудовому обучению,
многие из них даже считают это направление наиболее правильным.
В 2002 году Министерством образования Российской
Федерации был подготовлен и опубликован «Проект федерального
компонента государственного образовательного стандарта общего
образования», в котором указан обязательный минимум содержания
основных образовательных программ, в том числе и «Технологии»
– предмета-преемника прежнего трудового обучения. В обязательный
минимум по традиции вошло приобретение обучаемыми общетрудовых
и политехнических знаний, умений, навыков в области обработки
различных материалов. Кроме того, в новом государственном
стандарте уделялось большое внимание развитию творческих
способностей, проектной деятельности, а также решению других
задач на основе включения учащихся в разнообразные виды
деятельности, в процессе создания личностного и общественно
значимых объектов труда.
Использование в школах декоративно-прикладного
искусства нисколько не противоречит государственным стандартам,
а, наоборот, в значительной степени поможет их реализации.
Для этого следует постепенно, исходя из реальных возможностей
школы, возрождать изучение тех или иных технологических
операций по обработке различных материалов, но уже на примере
изготовления эстетически значимых изделий, сочетающих в
себе гармонию политехнического обучения с функциональными
и красивыми предметами, отличающимися при этом, как указано
в госстандарте, личностной и общественной значимостью.
Такими
изделиями как раз и являются игры и игрушки. Их несложно
подбирать от самых простых и доступных и далее постепенно
усложнять, в соответствии с развитием материальной и методической
базы учебной мастерской.
Игрушка представляет собой очень интересный раздел
декоративно-прикладного искусства, сочетающий в себе внешнюю
привлекательность и игровую функцию, наиболее понятную детям
и их родителям. Именно это сочетание поможет интенсивно
сформировать положительное общественное мнение к новому
предмету «Технология», и представить его в наиболее содержательной
и увлекательной форме. В результате появится надежда на
то, что найдутся необходимые средства для возрождения учебных
мастерских. Как известно, средства гораздо охотнее вкладывают
в перспективные начинания. Хорошо организованные мастерские
при разумном подходе могут стать основой организации дидактически
целесообразной кружковой и игровой деятельности в школах
полного дня, помогут возродить трудовую культуру и доброжелательные
отношения между людьми, в процессе общественно значимой
деятельности приобщить детей к искусству, открыть простор
для изобретательства и фантазии.
Учителя и воспитатели, в свою очередь, от синтеза
декоративно-прикладного искусства, игровой деятельности
и образовательной области «Технология» получат дополнительный
мощный арсенал педагогического воздействия, необходимый
для достойного воспитания подрастающего поколения.