Сегодня вряд ли найдется школа,
в которой нет игр на уроках, особенно в начальных классах.
И вряд ли есть дом детского творчества или клуб, в котором
не применяются профильные коллекции игр, представляющие
собой основу игротек.
Однако игротеки еще не стали
полноценной частью образовательных учреждений. Основным
педагогическим профилем педагогов-предметников являются
не сами игры, а обычные для образовательных учреждений образовательные
предметы. Игры этими педагогами, как и учителями начальной
школы, применяются в качестве подсобного элемента образовательной
программы. Тогда как основой деятельности предполагаемых
педагогов игротек во весь голос необходимо провозгласить
собственно игровое образование (игровую квалификацию) школьников
по части так называемых обыкновенных, дворовых и комнатных,
преимущественно групповых и коллективных игр и праздников.
Их задача – не научить детей с помощью игр, а обучить их
самим играм. Игровой классикой среди них признаются народные
игры, игрушки, праздники. Учитель-предметник не только не
умеет играть во многие эти игры, но и не должен ими заниматься
таким образом, как это мог бы делать учитель игр.
С трудом, но стали появляться в школах психологи и
социальные педагоги. А тенденция успешного укоренения в
школе такого очень-очень дорогостоящего предмета как информатика
доказывает, что не бывает невозможного, если оно признано
необходимым руководством. От ректора Московского института
открытого образования узнаём, что «на повестке дня создание
мощного (только мощного! – Ю.Т.) центра дистанционного образования
в составе МИОО» (Московская школа, 2002, №2, с. 4). Даже
президенты государств считают хорошим тоном дарить во время
своего визита в другие государства оборудование компьютерных
классов.
В добрый путь, говорим мы при этом. Но спрашиваем,
найдётся ли в той счастливой на компьютеры школе обыкновенный
мячик (не футбольный, не баскетбольный, не гандбольный…)
за 15 рублей, но каждому ученику – по одному-два в руки?
Идея
первых 218 московских школ полного дня достигла
муниципальной печати, то есть доступной и бесплатной
для каждого жителя, в августе 2003 года. От фразы «департамент
образования решает вопросы о расширении штата сотрудников»
школ, как от ожидания новогоднего подарка, наивно забилось
сердце. Но вспомнилось: прошлая компания со школами полного
дня болела одной из хронических болезней – некому было играть
с детьми на профессиональном уровне. А значит, вновь появился
смысл агитации за введение в структуру всякого образовательного
учреждения игротеки – воспитательной системы из игр.
На уровне всего учреждения (или его однородных частей
– параллелей) кадровая проблема игротек могла бы перейти
в разряд планомерного практического выполнения на следующий
же день после введения в штат школы должности руководителя
игротеки и педагогов по основным направлениям игровой деятельности.
Фантастическое предложение?
Направления деятельности или основные задачи педагогов
игротеки вытекают, прежде всего, из организационных задач
в отношении к формальным и неформальным игровым объединениям
воспитанников и воспитателей. Степень фантастичности подобных
ставок снижается, если обратить внимание на время для занятий
игротеки. Перемены, время до и после уроков, праздничные
и каникулярные игровые мероприятия, – реальность, но, повторимся,
обеспеченная сегодня неквалифицированно. Специфика рабочего
времени предполагаемого учителя игры в том, что его работа
начинается после работы других учителей, хотя бы на большой
перемене. И подчеркнём, что занятия игротеки во время перемен
и прогулок должны проводиться одновременно для всех учеников
школы. Точнее (следующая нестандартность!), такая возможность
должна быть создана для всех ребят. А им предстоит решить,
увлечься ли и участвовать в играх или как-то по-другому
провести свой досуг в соответствии с расписанием. Значит,
одновременно для руководства играми в нескольких местах
скопления учеников в холлах и на площадках школы педагогов
игротеки должно быть несколько.
Следующим
основанием для деятельности педагогов игротеки (и их количества)
может быть материальная ответственность за помещения и участки
территории учреждения, на которых должна осуществляться
игра. Эти участки современной школы осмелимся считать ничейной
реальностью. Педагогической целиной. Действительно, чьим
является школьный холл? А чей асфальт перед входом в школу?
Чья лужайка? Даже собственно стадион на пришкольной территории
если и принадлежит учителям физкультуры, то реально ими
применяется в качестве средства воспитания (вот – критерий!)
лишь на нескольких уроках физкультуры.
Рабочее место в виде холла или лужайки выглядит странным
только кабинетным предметникам. Они-то распределили между
собой материальную ответственность за кабинеты. Где, как
не в холле, проводить подвижные и хороводные игры? Пусть
у этих помещений появятся ответственные. Но обязательно
по правилам для обычных учебных кабинетов: с доплатой за
материальную ответственность и предложениями в смету оборудования.
Тогда начнут исчезать основания для казённой неухоженности
этих помещений и атрибуты из посторонних образовательных
программ – многочисленные одёжные шкафчики, металлические
решётки, барельефы… Хотя высокохудожественные интерьеры
тоже долго не появятся. Но педагоги будут просто обречены
обдумать своё рабочее место с игровой образовательной программой
в руках.
Таким образом, для начала необходимы, как минимум,
два направления деятельности педагогов игротеки образовательного
учреждения и хотя бы две соответствующие штатные единицы.
Ответственный за игры в большом холле, коридоре (возможно, с использованием
любой учебной комнаты рядом) – на перемене, до и после занятий,
а также в выходные дни и каникулы, когда школа свободна
от уроков.
Ответственный за уличные игры в хорошую погоду во дворе
учреждения, на его спортивно-игровой площадке – на большой
перемене и в часы, следующие до и после занятий воспитанников,
в выходные дни и в каникулы.
Территория
вокруг здания школы (всякого детского учреждения), конечно,
есть самостоятельная тема, но имеющая в своём комплексе
игры школьников в качестве ядра проблемы. Когда-нибудь всякая
территория около школы станет парком. Со штатными садовниками,
своей технической базой, сторожем, не пускающем посетителей
с пивом и сигаретами, а в вечерние часы закрывающим ворота
в высоком, но красивом заборе. Как в Петербургском Летнем
саду 19 века… Как в Московском детском парке «Усадьба Трубецких»
года 2004… Пессимисты, конечно, могут над этим предложением
насмехаться. А реалисты, наблюдающие за тенденциями в обществе,
приведут примеры «первых ласточек» – цветущих оазисов школьных
участков внутри ядовитых урбанизированных городов. Уверенность
в таком успехе даёт нам не педагогические убеждения, а всего
лишь взгляд коммунальных служб города на неприватизированные
школьные территории, как на Клондайк. Соглашение – не за
педагогами, а, как всегда, за руководящими работниками сферы
образования.
Следующее
основание для ставок сотрудников игротек – содержательная
специализация. Одновременно уточняем, задачи учителей игр
не накладываются на задачи формирования отдельных или интегральных
сторон личности ребёнка так прямолинейно, как это происходит
в деятельности учителей ряда образовательных предметов.
А в качестве необходимого минимума для игротеки, несмотря
на большое разнообразие игр, предлагаем только должность
ответственного за профессиональную игровую часть праздничных
мероприятий. Такой работник востребован и отдельной
группой или классом, и параллелью, и всем учреждением –
в праздничные и предпраздничные дни, во внеурочное время.
Хорошо бы этого специалиста сделать и руководителем всей
игротеки.
Как
видим, предлагаемые новые ставки не являются конкурентами
существующих учителей при распределении часов учебного расписания.
Ни одного «чужого» часа из существующих программ не предлагается
отдать игровикам. А территории и помещения занимаются игротекой
«ничейные» или освободившиеся после других уроков. Можно
допустить только одно исключение: учителя начальных классов
могут добровольно отдать желанным учителям игры часы физкультуры,
некоторых занятий музыкой, ручным трудом и несколько часов
других предметов. Если игровое содержание этих занятий целесообразнее
вести профессиональным игровикам. Как это сегодня и бывает,
особенно с передачей уроков физкультуры в начальных классах
специалисту по физкультуре, если он умеет и любит играть
с детьми.
В
том-то и состоит самый весомый аргумент введения нового
предмета, что он освобождает других учителей от несвойственных
функций, неформальных
поручений или таких просьб руководства учреждения, от которых
трудно отказываться многострадальному учителю.
Четвёртой необходимой штатной единицей школьной игротеки
можно предложить ответственного за игры в помещении,
отведённом для игры специальным образом. Это – руководитель
игр в игровой комнате, в той желанной комнате, в которой
удобно приготовлено для занятий с очередной группой детей
разнообразное игровое оборудование.
На первый взгляд, хотя бы 17% московских школ со второй
сменой об этом не могут даже подумать. А в Москве в целом
не занятую уроками классную комнату смогла бы сделать игровой
комнатой только приблизительно одна пятая часть школ.
И всё же это бывшие классы, не предназначавшиеся изначально
для игры. В игровых помещениях нормы площади на каждого
ребёнка, температуры воздуха и прочего – другие.
В интернатах со специальными игровыми комнатами значительно
проще. Там нужно сразу несколько игровиков для нескольких
игровых комнат.
Для выделения игровой комнаты в обычных школах особенно
привлекателен театральный или актовый зал. Кстати, его прямое
назначение есть именно театрально-игровая деятельность.
Но кто им руководит в вашей школе? Кто его использует как
средство воспитания? В нашей школе, например, дубликат ключа
от актового зала лежит в кармане руководителя кружка бальных
танцев. И «бальники» убеждены в своей правоте, они считают,
что занимаются высоким искусством (за деньги родителей учеников),
а не какими-то там игрушками и примитивными танцами «два
притопа, три прихлопа».
Итак, в школьной игротеке предлагается иметь 4 должности.
Но реальное количество педагогов с такими должностями, конечно,
будет другим, учитывая напарников, сменщиков и работающих
в выходные и каникулярные дни.
Какое
место в предлагаемой структуре отводится воспитателям групп
продлённого дня, классным руководителям и заместителю директора
по организации воспитательной работы? Действительно, наши
предложения таковы, что обязательно затрагивают разные стороны
школьной жизни. А гипотетические оппоненты наших предложений,
не желая менять сложившуюся структуру школы, скорее всего,
предложат именно этих людей нагрузить игрой ещё больше.
Бесполезно. Многолетняя работа с указанными должностными
лицами убедила, что в прежнем виде они необходимое руководство
не обеспечивают.
Прекрасная, но так и не реализованная массовым образом идея освобождения
воспитателей, классных руководителей и организатора воспитательной
работы от работы предметника является условием, значительно
повышающим качество и всей воспитательной работы, и школьной
игротеки – в частности. Работники игротеки в свою воспитательную
систему периодически могли бы включать воспитанников разных
групп (классов), а также самих воспитателей(!) этих групп.
Освобождённые классные наставники станут первыми заказчиками
работы сотрудников школьной игротеки.