А.Л. Монахов,
В последние годы стали возрождаться
лучшие традиции военно-спортивных игр, осознана необходимость
наполнить их новым содержанием, претворить в жизнь все лучшее,
что было создано в этой области за последние годы – такую
задачу поставили перед собой организаторы Всероссийского
конкурса военно-спортивных игр учащихся на местности.
Военно-спортивная
игра – это ролевая игра, в которой с большой пользой широко
могут быть использованы элементы «военизации», в которой
используются некоторые термины и понятия, применяемые в
военном деле, организационной структуре русской и Советской
Армии и Флота, в некоторых родах войск и других силовых
ведомств, и с их учетом организуются деятельность детей
и подростков, взаимоотношения между ними.
Какой будет российская военно-спортивная
игра XXI века?
Безусловно, в ней должен сохраниться
спортивный азарт и рыцарство бескорыстного поединка, стремление
к объединению усилий во имя достижения общей цели, овладению
военно-прикладными навыками и приобщению к героической истории
Отечества.
В своих взаимоотношениях члены объединения используют
элементы, взятые из общевоинских Уставов ВС РФ и, прежде
всего, «Устава Внутренней службы ВС РФ» и «Строевого Устава
ВС РФ», НФП-2001 и др.
Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по
военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, является
формирование у них морально-психологических качеств и специальных
прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку,
определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который
горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо,
приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть
готов встать на её защиту в чрезвычайных ситуациях, в том
числе с оружием в руках, и, в конечном счете, оказаться
победителем стихии и врага.
В соответствии с многообразием
поставленных задач, которые решает система военно-патриотического
воспитания детей и подростков, она включает в себя: духовно-нравственное
воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по
основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую
подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную
военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку.
Игра есть первая деятельность,
которой принадлежит большая роль в формировании личности.
В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют
свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Игровая
деятельность является полезным средством воспитания детей
и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется
многообразием целевых установок и мотивированных действий.
Игра для ребенка – выход в
большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний.
Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет
собой большую ценность в воспитательной работе с детьми.
В работе образовательных учреждений,
клубов и объединений полезно использовать опыт, накопленный
при организации проведении Всесоюзных военно-спортивных
игр "Зарница" и "Орленок".
Не одно поколение юных граждан
России прошло настоящую школу мужества, физической подготовки,
взаимовыручки, участвуя в играх "Зарница" и "Орленок".
Соревнования давали то, чего так не хватает подросткам в
образовательной практике: возможность на деле проверить
себя, свою готовность стать защитником своих родных и близких,
своего Отечества.
Таким
образом, работа по военно-патриотическому воспитанию с детьми
должна проводится комплексно, в единстве всех его составных
частей, с учетом возрастных особенностей.
Изучение
истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых,
трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается
важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков
патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой
и большой Родине. Особая роль в военно-патриотическом воспитании
должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой
подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному
подвигу народа, равняется на лучших его представителей,
учится на героических
примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов
и отцов беззаветно служить Отечеству, способствовать его
процветанию и безопасности, готовности встать на его защиту.
В условиях, когда у нас в стране была предпринята попытка
деидеологизации общества, в том числе и в системе образования
и воспитания, военно-историческая подготовка в определенной
мере призвана решать задачи духовно-нравственного и идейного
обеспечения процесса военно-патриотического воспитания детей
и подростков.
Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток,
в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, аварий,
катастроф, вооруженных конфликтов и др.) должен быть готов
защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную
помощь пострадавшим. Необходимость этого обуславливается
сложными современными условиями окружающего нас мира. Число
пострадавших в различных ситуациях у нас в стране ежегодно
достигает более 250 тысяч человек, 10% из них дети. Цель
данного раздела подготовки – освоение детьми и подростками
правил безопасного поведения в повседневной жизни и подготовка
к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Большое место в системе военно-патриотического
воспитания детей и подростков должно принадлежать прикладной
физической подготовке, целью которой является обеспечение
физической готовности человека к действиям в чрезвычайных
ситуациях и экстремальных условиях, в том числе и в боевой
обстановке.
Цель: сформировать правильное
представление о роли государства в области обороны, о Вооруженных
Силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе,
о жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях,
готовность осознанно выполнить свой священный долг по защите
Отечества с оружием в руках.
Виды Вооруженных Сил и рода
войск оснащены современным различным оружием, разнообразной
боевой техникой. Эта техника вызвала к жизни вопросы, с
которыми воспитатели раньше не сталкивались. Так, например,
важно помочь учащимся правильно разобраться в проблеме соотношения
человек – техника, понять, что главное определяющее лицо
современной армии – это человек, призванный на защиту Родины
и ставший властителем современной боевой техники и оружия.
Цель данного раздела подготовки: сформировать представление
о назначении боевой техники, используемой в различных родах
войск современных Вооруженных Сил РФ, готовность освоить
военно-техническую специальность, профессиональная ориентация.
При комплексной подготовке
по военно-патритическому воспитанию учащихся используются
следующие формы работы: походы, экспедиции и экскурсии по
местам ратной славы Отечества и по местам боев Подмосковья;
встречи с ветеранами войн и труда, "Уроки мужества";
торжественные построения у памятных мест; празднование Дней
воинской Славы России; "Неделя Боевой Славы",
"Месячник оборонно-массовой работы", "Вахта
Памяти", "День памяти павших" и др.; военно-спортивные
праздники "Сыны Отечества", "Салют Победа";
встречи с выпускниками, родителями, проходящими службу в
ВС РФ в МВД, ФСБ, МЧС и др.; посещение музеев и архивов,
работа с фондами; создание школьного краеведческого музея
(Музея Боевой славы) пополнение его фондов, работа в нем;
поисково-исследовательская работа; тематические сборы, научно-практические
конференции, викторины по ратной истории родного края, Москвы
и Отечества; творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии
и др.); посещение воинских и трудовых коллективов; военно-исторические и военно-спортивные игры, парады, комбинированные
эстафеты и марш-броски, смотры, соревнования; учебно-тренировочные
сборы и оборонно-спортивные, оздоровительные или трудовые
лагеря, слеты, финалы и др.