содержание книги
обложка книги
 

ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РОССИИ

 

А.Л. Монахов,

методист отдела историко-культурологических

программ МГДД(Ю)Т

 

В последние годы стали возрождаться лучшие традиции военно-спортивных игр, осознана необходимость наполнить их новым содержанием, претворить в жизнь все лучшее, что было создано в этой области за последние годы – такую задачу поставили перед собой организаторы Всероссийского конкурса военно-спортивных игр учащихся на местности [1] .

Военно-спортивная игра – это ролевая игра, в которой с большой пользой широко могут быть использованы элементы «военизации», в которой используются некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре русской и Советской Армии и Флота, в некоторых родах войск и других силовых ведомств, и с их учетом организуются деятельность детей и подростков, взаимоотношения между ними.

Какой будет российская военно-спортивная игра XXI века?

Безусловно, в ней должен сохраниться спортивный азарт и рыцарство бескорыстного поединка, стремление к объединению усилий во имя достижения общей цели, овладению военно-прикладными навыками и приобщению к героической истории Отечества.

В своих взаимоотношениях члены объединения используют элементы, взятые из общевоинских Уставов ВС РФ и, прежде всего, «Устава Внутренней службы ВС РФ» и «Строевого Устава ВС РФ», НФП-2001 и др.

Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту в чрезвычайных ситуациях, в том числе с оружием в руках, и, в конечном счете, оказаться победителем стихии и врага.

В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система военно-патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

Игра для ребенка – выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми.

В работе образовательных учреждений, клубов и объединений полезно использовать опыт, накопленный при организации проведении Всесоюзных военно-спортивных игр "Зарница" и "Орленок".

Не одно поколение юных граждан России прошло настоящую школу мужества, физической подготовки, взаимовыручки, участвуя в играх "Зарница" и "Орленок". Соревнования давали то, чего так не хватает подросткам в образовательной практике: возможность на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих родных и близких, своего Отечества.

Таким образом, работа по военно-патриотическому воспитанию с детьми должна проводится комплексно, в единстве всех его составных частей, с учетом возрастных особенностей.

Военно-историческая подготовка

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в военно-патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветно служить Отечеству, способствовать его процветанию и безопасности, готовности встать на его защиту. В условиях, когда у нас в стране была предпринята попытка деидеологизации общества, в том числе и в системе образования и воспитания, военно-историческая подготовка в определенной мере призвана решать задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса военно-патриотического воспитания детей и подростков.

Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и др.) должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Необходимость этого обуславливается сложными современными условиями окружающего нас мира. Число пострадавших в различных ситуациях у нас в стране ежегодно достигает более 250 тысяч человек, 10% из них дети. Цель данного раздела подготовки – освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

Прикладная физическая подготовка

Большое место в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков должно принадлежать прикладной физической подготовке, целью которой является обеспечение физической готовности человека к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, в том числе и в боевой обстановке.

Подготовка по основам медицинской службы

Цель: сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооруженных Силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознанно выполнить свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках.

Основы военно-технической и специальной подготовки

Виды Вооруженных Сил и рода войск оснащены современным различным оружием, разнообразной боевой техникой. Эта техника вызвала к жизни вопросы, с которыми воспитатели раньше не сталкивались. Так, например, важно помочь учащимся правильно разобраться в проблеме соотношения человек – техника, понять, что главное определяющее лицо современной армии – это человек, призванный на защиту Родины и ставший властителем современной боевой техники и оружия. Цель данного раздела подготовки: сформировать представление о назначении боевой техники, используемой в различных родах войск современных Вооруженных Сил РФ, готовность освоить военно-техническую специальность, профессиональная ориентация.

При комплексной подготовке по военно-патритическому воспитанию учащихся используются следующие формы работы: походы, экспедиции и экскурсии по местам ратной славы Отечества и по местам боев Подмосковья; встречи с ветеранами войн и труда, "Уроки мужества"; торжественные построения у памятных мест; празднование Дней воинской Славы России; "Неделя Боевой Славы", "Месячник оборонно-массовой работы", "Вахта Памяти", "День памяти павших" и др.; военно-спортивные праздники "Сыны Отечества", "Салют Победа"; встречи с выпускниками, родителями, проходящими службу в ВС РФ в МВД, ФСБ, МЧС и др.; посещение музеев и архивов, работа с фондами; создание школьного краеведческого музея (Музея Боевой славы) пополнение его фондов, работа в нем; поисково-исследовательская работа; тематические сборы, научно-практические конференции, викторины по ратной истории родного края, Москвы и Отечества; творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.); посещение воинских и трудовых коллективов; военно-исторические и военно-спортивные игры, парады, комбинированные эстафеты и марш-броски, смотры, соревнования; учебно-тренировочные сборы и оборонно-спортивные, оздоровительные или трудовые лагеря, слеты, финалы и др.



[1] См. Вперед, юнармейцы!: Методическое пособие для организаторов военно-спортивных игр с обучающимися («Зарница», «Орленок», «Победа» и др.) / Авт. коллектив: Н.В. Мазыкина, И.И. Мельниченко, А.Л. Монахов. – М.: Минобразование России, 2002. – 232 с.

Используются технологии uCoz