содержание книги
обложка книги
 

СИНТЕЗ ИСТОРИИ МОДЫ И ТРАДИЦИОННОЙ ИГРУШКИ 
В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ
 «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГОКОСТЮМА»

И. Б. Волкодаева,

 кандидат технических наук,

 педагог дополнительного образования отдела игры МГДД(Ю)Т,

 член Международного Художественного Фонда,

 член Международной федерации художников при ЮНЕСКО,

 член Палаты высокохудожественных производств

 

Для эстетического воспитания личности имеется богатейший арсенал средств, среди которых важнейшим является искусство – как главный компонент художественной культуры. Во многих детских играх незаменимым элементом игры является сказочный образ, литературный или исторический герой. С такими героями дети уходят в увлекательный мир искусства, который знакомит их с разнообразием исторических эпох, художественных стилей и направлений.

Наша программа «Занимательное моделирование исторического костюма» [1] направлена на обучение и развитие игровой культуры детей через изучение истории развития костюма. Главной целью учебной творческой мастерской является научить детей увидеть и создать образ сказочного или исторического персонажа. Создание образа проходит в игровой форме от идеи, отраженной в эскизе, до воплощения в материале в виде куклы-Пандоры. С этой целью для детей предусмотрена авторская программа, призванная дать будущим развивающимся личностям необходимые знания в области дизайна, изобразительного и прикладного искусства.

Изучение истории костюма для лучшего понимания и восприятия детьми основывается на разборе костюмов тех образов и литературных героев, с которыми ученики знакомятся на уроках литературы и истории. Костюм – это особый объект творчества, искусство создания которого требует не только знаний истории, но и творческой фантазии, природного вкуса и навыков мастерства в шитье. Успешное путешествие в мир истории костюма во многом зависит от творческого подхода учащихся, где во время занятий, учитывая художественные и рукодельные возможности ребенка, могут найти воплощение индивидуальные творческие замыслы по созданию костюмов изучаемой эпохи. Основываясь на полученных знаниях литературы и истории, имея наглядный материал, ребенок познает процесс творчества. В этом процессе развиваются: зрительное восприятие силуэтов и форм, художественное мышление и оценка увиденного, воображение, рисовальное творчество, элементарные навыки традиционного рукоделия.

В течение учебного года разрабатываются две темы, которые выбираются произвольно преподавателем и предлагаются детям, что диктуется крупными событиями года или объявленными конкурсами.

При выборе темы по художественным литературным произведениям или историческим событиям следует ориентироваться на разнообразие персонажей и интересный исторический костюм – как средство выражения характера героя, национальных и исторических признаков своего времени.

Обсуждая темы, дети учатся давать оценку образу и обосновывать свои суждения, проявляя при этом индивидуальный вкус и отношение к герою. Начинается обсуждение темы с исторической справки художественно-стилевой эпохи, т.к. постоянная ориентация во времени систематизирует знания и связывает полученную информацию с историческими событиями, литературными и художественными произведениями. Каждая тема определяется миром интересов учащихся-подростков.

Разговор о сказках и сказочных героях затрагивает темы, которые возвращают нас к исконному славянскому мировоззрению – к миру славянских богов. Характер героев славянских легенд выражаются через детали костюма, цвет, формы и т.д., и, несомненно, на основе древнеславянских одежд. Тема «Предания богов» – это путешествие в незапамятные времена, когда жил, цвёл, буйствовал причудливый мир земных и небесных покровителей наших предков. Слепцы распевали былины на ярмарках, русские живописцы: Виктор Васнецов, Врубель, Билибин, Рерих – создавали свои «языческие» полотна, по которым нам легче понять тот загадочный мир и привнести что-то свое в образы преданий.

В год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина изучались темы по произведениям поэта, например в «Сказка о царе Салтане» это был выбор персонажей: Царевна-Лебедь, царица, ткачиха, повариха и т.д.; подбор одежд, изучение русского народного костюма, видов одежд царствующих особ, декоративная отделка костюмов;

В теме «Дворянская усадьба» учащиеся познакомились со светским костюмом XIX века, стилем бидермейер; изучали особенности развития форм и декора костюмов по историческим портретам Брюллова, Боровиковского, Тропинина. Были созданы две выставочные композиции «На балу» и «Прогулка».

Тема «Царица муз и красоты» представляла российских поэтесс XIX века: Зинаиду Волконскую (1792-1862), Анну Барыкову (1839-1893), Каролину Павлову (1807-1893), Евдокию Ростопчину (1811-1858), Юлию Жадовскую (1824-1883). В выставочной композиции были представлены героини в одеждах своего времени и написанные ими стихи.

Объявленный Московским детским фондом конкурс определил тему «Моё открытие театра». При работе над нею были выбраны и разработаны следующие куклы-Пандоры: Барышня-крестьянка, Анна Каренина, Мария-Антуанетта.

Темы по сказкам братьев Гримм начинаем с истории жизни немецких сказочников Якоба (1785-1863) и Вильгельма (1786-1859). Костюмы героев сказок определяет историческая эпоха конца XVIII века в Германии. В это время по всей Европе господствует художественно-эстетический стиль – рококо. Изучение костюмов эпохи проходит по репродукциям картин парадных портретов Антуанна Ватто, Левицкого, Рокотова.

Таким образом, авторская концепция программы строится на основе многоуровневого подхода к обучению и органичного сочетания получаемых художественных и исторических знаний, которые аккумулируются в область художественно-познавательного образования юной личности, развития восприятия и художественного творчества. Основа авторской концепции программы – создание детьми кукол-Пандор, которые несут в себе синтез истории моды, игрушки и рукодельного творчества ребенка.



[1] См. Волкодаева И.Б. Занимательное моделирование исторического костюма. Авторская образовательная программа. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003.

 

Используются технологии uCoz