Для эстетического воспитания личности имеется богатейший арсенал средств,
среди которых важнейшим является искусство – как главный
компонент художественной культуры. Во многих детских играх
незаменимым элементом игры является сказочный образ, литературный
или исторический герой. С такими героями дети уходят в увлекательный
мир искусства, который знакомит их с разнообразием исторических
эпох, художественных стилей и направлений.
Наша программа «Занимательное
моделирование исторического костюма» направлена на обучение и развитие
игровой культуры детей через изучение истории развития костюма.
Главной целью учебной творческой мастерской является научить
детей увидеть и создать образ сказочного или исторического
персонажа. Создание образа проходит в игровой форме от идеи,
отраженной в эскизе, до воплощения в материале в виде куклы-Пандоры.
С этой целью для детей предусмотрена авторская программа,
призванная дать будущим развивающимся личностям необходимые
знания в области дизайна, изобразительного и прикладного
искусства.
Изучение истории костюма для
лучшего понимания и восприятия детьми основывается на разборе
костюмов тех образов и литературных героев, с которыми ученики
знакомятся на уроках литературы и истории. Костюм – это
особый объект творчества, искусство создания которого требует
не только знаний истории, но и творческой фантазии, природного
вкуса и навыков мастерства в шитье. Успешное путешествие
в мир истории костюма во многом зависит от творческого подхода
учащихся, где во время занятий, учитывая художественные
и рукодельные возможности ребенка, могут найти воплощение
индивидуальные творческие замыслы по созданию костюмов изучаемой
эпохи. Основываясь на полученных знаниях литературы и истории,
имея наглядный материал, ребенок познает процесс творчества.
В этом процессе развиваются: зрительное восприятие силуэтов
и форм, художественное мышление и оценка увиденного, воображение,
рисовальное творчество, элементарные навыки традиционного
рукоделия.
В течение учебного года разрабатываются две темы, которые
выбираются произвольно преподавателем и предлагаются детям,
что диктуется крупными событиями года или объявленными конкурсами.
При выборе темы по художественным литературным произведениям
или историческим событиям следует ориентироваться на разнообразие
персонажей и интересный исторический костюм – как средство
выражения характера героя, национальных и исторических признаков
своего времени.
Обсуждая темы, дети учатся
давать оценку образу и обосновывать свои суждения, проявляя
при этом индивидуальный вкус и отношение к герою. Начинается
обсуждение темы с исторической справки художественно-стилевой
эпохи, т.к. постоянная ориентация во времени систематизирует
знания и связывает полученную информацию с историческими
событиями, литературными и художественными произведениями.
Каждая тема определяется миром интересов учащихся-подростков.
Разговор о сказках и сказочных
героях затрагивает темы, которые возвращают нас к исконному
славянскому мировоззрению – к миру славянских богов. Характер
героев славянских легенд выражаются через детали костюма,
цвет, формы и т.д., и, несомненно, на основе древнеславянских
одежд. Тема «Предания богов» – это путешествие в незапамятные
времена, когда жил, цвёл, буйствовал причудливый мир земных
и небесных покровителей наших предков. Слепцы распевали
былины на ярмарках, русские живописцы: Виктор Васнецов,
Врубель, Билибин, Рерих – создавали свои «языческие» полотна,
по которым нам легче понять тот загадочный мир и привнести
что-то свое в образы преданий.
В год 200-летия со дня рождения
А.С. Пушкина изучались темы по произведениям поэта, например
в «Сказка о царе Салтане» это был выбор персонажей: Царевна-Лебедь,
царица, ткачиха, повариха и т.д.; подбор одежд, изучение
русского народного костюма, видов одежд царствующих особ,
декоративная отделка костюмов;
В теме «Дворянская усадьба» учащиеся познакомились
со светским костюмом XIX века, стилем бидермейер; изучали
особенности развития форм и декора костюмов по историческим
портретам Брюллова, Боровиковского, Тропинина. Были созданы
две выставочные композиции «На балу» и «Прогулка».
Тема «Царица муз и красоты»
представляла российских поэтесс XIX века: Зинаиду Волконскую
(1792-1862), Анну Барыкову (1839-1893), Каролину Павлову
(1807-1893), Евдокию Ростопчину (1811-1858), Юлию Жадовскую
(1824-1883). В выставочной композиции были представлены
героини в одеждах своего времени и написанные ими стихи.
Объявленный Московским детским
фондом конкурс определил тему «Моё открытие театра». При
работе над нею были выбраны и разработаны следующие куклы-Пандоры:
Барышня-крестьянка, Анна Каренина, Мария-Антуанетта.
Темы по сказкам братьев Гримм
начинаем с истории жизни немецких сказочников Якоба (1785-1863)
и Вильгельма (1786-1859). Костюмы героев сказок определяет
историческая эпоха конца XVIII века в Германии. В это время
по всей Европе господствует художественно-эстетический стиль
– рококо. Изучение костюмов эпохи проходит по репродукциям
картин парадных портретов Антуанна Ватто, Левицкого, Рокотова.
Таким образом, авторская концепция
программы строится на основе многоуровневого подхода
к обучению и органичного сочетания получаемых художественных
и исторических знаний, которые аккумулируются в область
художественно-познавательного образования юной личности,
развития восприятия и художественного творчества. Основа
авторской концепции программы – создание детьми кукол-Пандор,
которые несут в себе синтез истории моды, игрушки и рукодельного
творчества ребенка.