С начала реализации авторской программы «Игротерапия развития» (утвержденной
в таком статусе в 2000 году) сложился и был первично обобщен
опыт ее апробации на разных экспериментальных площадках
г.Москвы, что позволяет не только делать вполне обоснованные
выводы о ее эффективности, а и прогнозировать расширение
выбранного нами концептуального направления в своеобразную
«Школу игротерапии развития». Интерес педагогов и психологов-практиков,
востребованность лекций, тренингов и мастер-классов по программе
выявил необходимость систематизации, обобщения и методологической
обработки накопленного опыта. В настоящее время программа реализуется на нескольких
базах и не только ее автором, и развивается вокруг двух
основных напрАвлений: диагностической и результирующей составляющих
игротерапевтической деятельности.
На
протяжении двух с половиной лет в рамках осуществления завершаемого
сейчас формирующего психолого-педагогического эксперимента
наше внимание концентрировалось на проблемах комплексной
диагностики детского развития и отработки значимых и понятных
всем субъектам, участвующим в реализации программы (игротерапевтам,
педагогам-психологам, сотрудникам медико-психолого-социальных
центров, с одной стороны, а так же родителям и другим значимым
взрослым, отчасти, в соответствии с возрастом и развитием,
даже самим детям) результирующих показателей, характеризующих
продуктивность игротерапевтической деятельности в конкретных
условиях. Главным направлением в общей логике субъектно-ориентированной
игротерапии развития является поиск путей оптимизации и
гармонизации диагностирующих и результирующих показателей
в рамках нашей авторской оздоровительно-образовательной
программы.
Конкретная
реализация данного подхода осуществлялась постепенно и последовательно,
в несколько этапов и на разных экспериментальных площадках.
1 этап: С 1993 года (4 курс, дневного
отделения, факультета дошкольной педагогики и психологии
Московского Государственного Открытого педагогического университета)
осуществлено первое практическое применение приемов и методов
будущей программы при исследовании темы «Нарушения игровой
деятельности детей подготовительной к школе группы, не имеющих
нарушений в психо-физическом развитии» (руководитель: преподаватель
кафедры психологии МГОПУ Мартьянова Г.Ю.) на базе детского-сада-школы
АО Мостелефонстрой «Сказка», что и стало отправной точкой
всей дальнейшей исследовательской и практической работы
в направлении игровой диагностики и коррекции развития детей
дошкольного возраста.
2 этап: Разрабатывается и создается
(начиная с 1993 года) специальная Игротека, как кабинет-лаборатория
психолога, осуществляющего диагностическую, коррекционную
и профилактическую работу с детьми данного образовательного
учреждения в русле концепции игротерапии развития на базе детского сада - школы
№1 «Сказка» АО Мостелефонстрой (директор Склярова Л.В) при
поддержке отдела игры МГДД(Ю)Т. Она активно функционирует
до 1996 г и позволяет собрать обширный диагностический материал
и апробировать большое количество известных на то время
игровых и околоигровых технологий, превратив их в своеобразный
«инструментальный ящик» психолога-игротерапевта, легко трансформирующийся
и видоизменяющийся в соответствии с условиями и ставящимися
задачами. Возникает вопрос о расширении «сферы применения»
накопленного багажа и возможностей использования наработанных
технологий направленной игротерапии развития как на других
базах, так и среди других возрастных групп. В частности,
вопрос о возможности передачи накопленного опыта родителям,
педагогам и другим психологам-практикам. С этой целью разрабатывается
и апробируется цикл практических и семинарских занятий для
педагогов данного детского сада-школы в целях повышения
квалификации сотрудников. Впоследствии он ляжет в основу
специального курса для родителей в рамках программы «Игротерапия
развития». В дальнейшем он фрагментарно использовался:
- в индивидуальных и коррекционных занятиях с
родителями детей учебных групп в МГДД(Ю)Т,
- на практических занятиях для психологов детских
садов и школ г.Мытищи в рамках работы методобъединения при
Центре Психолого-педагогической реабилитации и психического
развития детей и подростков (директор Юшкова С.Л.)
- на семинарских занятиях в Школе родительского
опыта «Рождество» г.Москвы – лег в основу специального курса
«Домашняя игротека в диагностике и коррекции развития ребенка»,
включающего цикл из 12 трехчасовых семинарских занятий.
- в мастер-классах для педагогов дополнительного
образования в рамках ежемесячных методических объединений
педагогов Западного АО (на базе ДК «Зодчие» 8 ежемесячных
встреч в 2003-2004 годах).
3 этап С переходом на постоянную работу в Московский
городской Дворец детского (юношеского) творчества, начинается
совершенно новый виток исследования. Начинается поиск путей
совмещения накопленного опыта и реальных возможностей уже
существующей на базе Дворца игротеки и с учетом специфики
учреждения дополнительного образования. Прежде всего, встал
вопрос о составлении программы, позволяющей реализовать
задачи игротерапии развития в условиях учебной группы дополнительного
образования, что по форме и характеру работы принципиально
отличается от традиционной деятельности практического психолога.
Программа «Игротерапия
развития»: ее специфика и потенциал
Основу развиваемого в программе подхода к игротерапии
развития составляет уровневый подход к изучению игры и реализации
ее развивающего и воспитательного потенциала (С.В.Григорьев,
1991г.). Субъектно-ориентированная игропрактика реализуется в нашей программе
на следующих основных уровнях:
-
развитие
в игре психических процессов и отдельных свойств (уровень
психических процессов);
-
игра
как целостная деятельность (уровень деятельности);
-
игра
с точки зрения возможности развития личности и ее важнейших
характеристик (личностный уровень);
-
использование
игры для развития социально-психологических особенностей
и качеств личности (социально-психологический уровень).
Многоуровневый подход, реализуемый в рамках субъектно-ориентированной
игротерапии развития, позволяет избирательно, т.е. в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, использовать
лучшие достижения современной практической игротерапии.
Конечной целью работы, проводимой в соответствии
с данной программой, является оптимизация личностного (психического)
развития старших дошкольников в свете подготовки их к школьному
обучению. Формы и методы ориентированы на максимальный учет
индивидуальных особенностей каждого ребенка и особенностей
его семьи.
Основными результатами работы
можно считать:
1.
Получение
достаточно объективной и развернутой картины развития каждого
члена учебной группы, подтвержденное результатами тестового
исследования.
2.
Овладение
детьми элементами саморегуляции: произвольной мышечной релаксации,
расслабляющего дыхания, приемов внутренней концентрации
и произвольного мышечного напряжения.
3.
Овладение
элементами арттренинга и через него отражения позой, жестом
и мимикой своего внутреннего состояния. Проигрывание различных
травмирующих ситуаций и через это снижение, ослабление некоторых
невротических состояний: тревожности, гиперактивности и
др.
4.
Овладение
навыками сознательного выбора и проигрывания различных стратегий
поведения, через это изменение привычных поведенческих реакций,
снижение конфликтности в общении.
5.
Увеличение
у большинства членов учебной группы объема и произвольности
таких психических процессов, как внимание и память, развитие
элементов логического мышления, развитие воображения.
6.
Знакомство
детей с разными видами игр и формирование навыка правильного
игрового (и ролевого) поведения.
7.
Развитие
мелкой моторики и сенсомоторной координации детей, приобретение
ими навыков самостоятельного использования игровых упражнений
по направлениям: «Игровой массаж лица», «Пальчиковая гимнастика»
и «Веселая зарядка».
8.
Овладение
элементами конструирования из бумаги, приобретение навыков
самостоятельного изготовления простейших игрушек и игровых
атрибутов из листа бумаги с помощью ножниц, карандашей и
клея, а также использования их в самостоятельной игровой
деятельности.
9.
Освоение
элементов учебной деятельности, подготовка к принятию некоторых
школьных требований и норм поведения.
Уровень овладения
программой – выделяем всего три уровня, опираясь на соответствие прогнозируемому
результату и вектору развития, составляемого индивидуально
для каждого участника программы:
v
высокий,
v
средний,
v
низкий,
v
особые
случаи.
Проблема эффективности программы
состоит еще и в том, что необходимо фиксировать дополнительно
еще и чисто субъективные, а не содержательные критерии продвижения
а именно:
¨
удовлетворенность
детей,
¨
уровень
продвижения по отношению к первоначальному состоянию,
¨
самооценку
ребенка,
¨
оценку
значимыми взрослыми,
¨
экспертную
оценку, включая самооценку руководителя.
4 этап: Попытка выяснить, насколько
данный подход и программа в целом узко ориентирована на
своего руководителя, иными словами, может ли она быть успешно
реализована другим руководителем или же целиком создана
«под автора». На наш взгляд, программа и подход успешно
действуют только тогда, когда имеют сторонников и последователей.
Психологи практики, студенты – люди со своими индивидуальными
особенностями, профессиональным «почерком», семейным положением
и условиями основной деятельности – заинтересуются ли они
данным подходом? Захотят ли и смогут ли работать по программе?
Каковы наиболее эффективные приемы их подготовки? Вот вопросы
следующего этапа нашего исследования. В его рамках с 2000
года в рамках программы были проведены мероприятия по 4
основным направлениям:
1.
Группы,
существующие на базе МГДД(Ю)Т, стали «открытыми» для педагогов и психологов, желающих ознакомиться с программой «вживую», путем
посещения не открытых демонстрационных занятий, а «рабочей»
жизни группы. За этот период различное число раз занятия
с этой целью посетило 20 человек. Из них: студентов – 4
человека, профессиональных психологов - 10, педагогов
дополнительного образования – 3, психотерапевтов – 1, медиков
(психоневрологов) – 1, логопедов – 1. В основном, жители
Москвы и Московской области, но 2 иногородних (из них педагог
из Молдовы). Это направление – разового включенного наблюдения – является
самым эффективным для первичного ознакомления с основными
приемами и концептуальными особенностями программы и необходимым
условием знакомства с нею.
2.
На
базе групп МГДД(Ю)Т проходили стажировку на добровольной основе (не по направлению своего учреждения, а по личному
желанию) 5 человек. Из них: 1 применяет отдельные приемы
в воспитании собственного ребенка (Третьякова А.В.) , трое
используют полученные навыки в своей работе психологов-консультантов
и педагога-психолога, а Хотеева Е.Ю самостоятельно ведет
группы «Игротерапия развития» на базе ЦППР и одного из детских
садов г. Мытищи. Это направление – «включенной стажировки» – представляется нам самым эффективным для
овладения программой с целью ее последующей самостоятельной
реализации.
3.
Проведено
5 тренинговых встреч разной продолжительности с группами
переменного состава. Точных статистических данных о использовании
слушателями приемов и подходов программы в своей работе
у нас нет, но есть положительные отзывы о высокой эффективности
самих тренингов и заказы на их продолжение. Из 20 педагогов
дополнительного образования и педагогов-психологов – слушателей
8-часового (по 1 часу примерно 1 раз в месяц) цикла встреч
при методобъединении Западного округа - 15 указали в анкетах, что
используют отдельные игры, этюды и методические приемы в
своей работе и ссылаются на их ценность. Таким образом,
выделилось 3 направление – мастер-классов для специалистов,
которое на сегодняшний день самое эффективное с точки зрения
популяризации игротерапии развития – как эффективного направления
работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
4.
Расширение
возрастной границы адресности программы. Явочным путем выявилась
тенденция к записи в группы детей с 4 лет и стремление продолжать
работу по завершении курса. С 2000 года 6 детей проходили
курс продленно (2 года посещая группу 2 года занятий). Благодаря
высокой степени индивидуализации и опоре на субъектно-ориентированный
подход данная форма не была для детей механическим повтором
пройденного, о чем свидетельствует как их собственный, так
и родительский анализ эффективности такого приема. В результате
на базе СК «Рождество» в 2003 году начала свое существование
детско-родительская группа игротерапии развития, получившая
условное название «Клуб игротерапии развития». В него вошли
8 семей, с детьми 2-3 класов, большинство из которых закончили
программу «Игротерапия развития» в МГДД(Ю)Т и хотели продолжать
работу дальше. В группе оказались также их младшие братья
и сестры. Таким образом, возрастной диапазон детей оказался
3-8 лет, что для нашей программы раньше не было характерно.
Занятия проходили по 2 часа 2 раза в месяц, причем для родителей
участие было обязательным т.к. работа шла в технике тренинга
детско-родительских отношений. Подробно о результатах говорить
пока рано. Группа в этом году продолжит свое существование.
А сложившееся новое направление – детско-родительский
тренинг-клуб игротерапии развития – будет одним из приоритетных
направлений дальнейшей реализации программы.
В настоящее время общую схему апробации программы ИТР
можно представить следующим образом:
Программа реализуется на 5 экспериментальных площадках:
1.
В
МГДД(Ю)Т на Воробьевых горах;
2.
В
Центре психологической коррекции и реабилитации детей и
подростков в г. Мытищи Московской области;
3.
На
базе детского сада и начальной школы итальянской школы Костанца
Винчи в г. Москве;
4.
На
базе семейного клуба «Рождество» г. Москвы;
5.
В
детском саду №23 г. Королев Московской области.
Программа реализуется вариативно в шести основных формах
работы:
1.
Детские
группы постоянного состава 1-го и 2-го годов занятий;
2.
Детско-родительская
группа переменного состава в виде семейного «Клуба игротерапии
развития»;
3.
Детско-родительская
группа постоянного состава;
4.
В
форме программы игротерапевтического сопровождения семьи
– надомное патронирование ребенка и его ближайшего окружения;
5.
Индивидуальное
консультирование и коррекционная работа с детьми и их родителями;
6.
В
форме программы для 1-3 классов «Полчаса психолога» – программа
включается в работу педагогов-предметников школы в рамках
ее учебного плана.
В зависимости от возраста участники представлены двумя
группами.
Одновозрастные группы – дошкольники 4-6 лет, младшие
школьники 7-9 лет; разновозрастные – семьи с 2 и более детьми
и детско-родительские группы.
В настоящее время работа осуществляется двумя руководителями,
работающими в трех организационных моделях, представляющихся
нам наиболее эффективными для программ данного типа:
1.
Форма
стажировки – руководитель ведет основную часть занятия и
программы, а стажер – его часть или фрагмент для оттачивания
отдельных приемов, реализуемых в дальнейшем самостоятельно.
2.
Самостоятельная
работа каждого на своей базе с обязательной «обратной связью»
– консультациями, обменом наглядным материалом и конспектами.
3.
Совместное
(равноправное) руководство отдельными видами групп, например,
детско-родительской группой и семейным «Клубом игротерапии
развития».
Дальнейший поиск различных форм будет продолжен.