Работая педагогом-психологом в Детском образовательном
учреждении №23 г.Королева, я заинтересовалась такой проблемой
современных детей, как низкий уровень самостоятельности
и инициативности, которая особенно проявляется в общении,
предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это
важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Инициативность является непременным условием совершенствования
всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных
видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти
занятие, соответствующее собственному желанию; включиться
в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением
любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
При
проведении исследований по данной теме выяснилось, что игровая
деятельность и коммуникативные навыки у детей развиты очень
слабо, это сказывается на нервно-психическом развитии, на
психоэмоциональном состоянии детей, особенно в период адаптации.
Развитие
творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы,
произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности,
предоставляемой ребенку, а также от широты его ориентации
в окружающем мире и его осведомленности. Используя игровые
техники, мы можем сформировать все психические процессы,
произвольные формы поведения, а также развить познавательную
активность и инициативу. Поэтому дальнейшим направлением
своей работы я решила выбрать программу, которая смогла
бы через игру найти пути к самовыражению и развитию личности
ребенка.
Такой программой оказалась «Игротерапия развития»,
автором которой является Т.В.Смирнова (Плотникова). Эта
программа, основанная на игровой деятельности детей, позволяет
ненавязчиво решать многие проблемы, с которыми дети приходят
в дошкольное учреждение. А именно: неумение общаться, организовывать
свою деятельность, низкий самоконтроль над процессами возбуждения
и торможения, гиперактивность, застенчивость и многие другие
проблемы, затрудняющие полноценное развитие личности.
Необходимым условием развития инициативного поведения
является воспитание его в условиях развивающего, многовариативного,
а не только авторитарного общения, это концептуальная особенность
данной программы.
Стажировку по данной программе я проходила на базе
Московского городского дворца детского (юношеского) творчества.
Вначале я была ознакомлена с методическими разработками
автора, где очень грамотно изложено содержание программы
и ее теоретическое обоснование. Но сам ход занятий расписан
недостаточно подробно для прямого использования в практической
работе. Поэтому, при посещении занятий мне было предложено
непосредственно участвовать в выполнении упражнений вместе
с детьми, т.к. этот метод автор считает наиболее эффективным
в обучении психологов-практиков методике работы по данной
программе. Параллельно со стажировкой я начала проводить
занятия в детском саду самостоятельно.
Занятия посещали старшая (13 детей, продолжительность
занятия 45 минут) и подготовительная (15 детей, продолжительность
занятия 45 минут) группы. Работу с группами я начала в октябре
месяце после предварительного обследования детей, которое
выявило следующие проблемы: в старшей группе доминировало
агрессивное поведение, с частыми конфликтами, переходящими
в драку; в подготовительной группе у многих детей диагносцированы
нарушения в сенсомоторной координации и дефицит внимания.
Поэтому, подбирая упражнения для каждой группы, акцент был
сделан именно на этих проблемах.
Так как мой кабинет маленький и может разместить только
10 человек, то первая часть занятия, связанная с активными
подвижными играми проводилась в актовом зале (30-40 минут),
для проведения второй части «мини-школы» старшая группа
оставалась в моем кабинете (15 мин.), а подготовительная
– в своей группе (20 мин.). Переход из одного помещения
в другое обыгрывался как волшебное путешествие, связанное
с темой основного задания, а вознаграждением за его выполнение
служила наклейка с пиктограммой основных эмоций, которую
дети выбирали из предложенного набора себе сами, что постепенно
приучало их к самостоятельной оценке своей работы (подготовительная
группа).
Все задания, разработанные автором программы, выполняются
детьми успешно, но, учитывая условия помещения, не получается
использовать игры, требующие большого пространства, что
восполняется в других этюдных упражнениях. Это говорит о
гибкости программы и возможности ее реализации в разных
условиях. Наиболее эффективными для детей оказались игры,
в которых необходимо прочувствовать сплочение группы, оказать
групповую поддержку («Хозяйка», «Прохудился барабан» и др.).
Необычно используются дидактические игры, которые связываются
с сюжетом занятия, так обычное лото с геометрическими фигурами
превращается в дом, где необходимо разместить «жильцов»,
выявив и обосновав логику их «расселения».
Очень эффективными оказались упражнения на повышение
самооценки и инициативы (такие, как «Королевская корона»,
«Говорящее зеркало» и др.), что является особенно актуальным
для детского сада.
Детям очень нравится то, что почти из каждого задания-бланка
получается интересная поделка, которую можно использовать
в сюжетных играх. Психологу же это позволяет повысить в
глазах ребенка результативность его деятельности, сократив
разрыв между его действиями и видимым положительным результатом.
Основной сложностью реализации данной программы в условиях
ДОУ является отсутствие связи с родителями. Только самые
заинтересованные подходят и узнают об успехах своего ребенка,
остальных родителей привлечь к совместному решению проблем
детей очень сложно. Для решения данной проблемы в следующем
году планируется проведение открытых занятий, после которых,
я надеюсь, активность родителей возрастет.
О развитии личности ребенка
мы судим по тем изменениям, которые происходят во всех сферах
его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые
проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной,
познавательной, преобразующей, ценностно-ориентированной
(классификация М.С. Когана). Поэтому на базе детского сада
результативность работы по программе «Игротерапия развития»
более заметна, так как изменения в психике детей мы можем
отследить не только во время занятий, но и в свободной деятельности.
Такие изменения произошли в организации детьми самостоятельной
деятельности. Дети стали более инициативными, самостоятельными
в выборе и организации игр, научились без конфликтов распределять
роли. Изменился поведенческий репертуар, что проявляется
в более спокойном и уравновешенном эмоциональном состоянии
детей. Улучшилась сенсомоторная координация и мелкая моторика
рук. В познавательной сфере воспитателями также отмечались
положительные изменения в уровне произвольного внимания,
памяти, восприятия, мышления и речи. А также, что очень
важно, у детей сформировался интерес к познавательной деятельности.
Гибкая
структура программы позволяет педагогу использовать свои
творческие способности, отталкиваясь от интересных находок
автора и вариативности форм и методов подачи материала.
Данная программа представляет большой интерес для педагогов-психологов,
так как достаточно легко адаптируется под любые условия
образовательного учреждения и с большим интересом воспринимается
детьми.