содержание книги
обложка книги
 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЛЕВШАМИ В ПРОГРАММЕ

 «ИГРОТЕРАПИЯ ЭКОЛОГИИ РАЗВИТИЯ»

Т. В. Петрова,

зав.методкабинетом

отдела организации образовательной деятельности МГДД(Ю)Т,

 педагог дополнительного образования отдела игры

 

В течение ряда лет МГДД(Ю)Т ведет скоординированную работу по игротерапии развития, взаимодействуя при этом Российским республиканским центром «Детство». В рамках совместной деятельности проведен ряд конференций, круглых столов, разрабатываются программы, применяющие игру и игровые технологии в сфере реабилитации детей и подростков и социальной педагогики.

С 2001 года на базе отдела игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества в рамках разработанного и апробированного здесь направления игротерапии развития мною реализуется программа «Игротерапия экологии развития», рассчитанная на обучение в течение двух лет детей пяти-семилетнего возраста. Основное внимание в ней уделено развивающей и психокоррекционной работе с левшами. «Под левшеством понимается левая ассиметрия – преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функциях всех парных органов»(4, с.7)*. Программа опирается на принципы игротерапии развития, положенные в основу технологии развития и обучения левшей. На мой взгляд, предположение, что игротерапия – это всего лишь лечебный прием, в котором ребенок только играет, можно назвать ошибочным. Игротерапия развития основывается на всестороннем использовании развивающего и коррекционного потенциала игры и игропрактики разных типов. Игра для ребенка не просто ведущий вид деятельности, форма освоения социального опыта, но и одна из общих сложных способностей человека, определяющих его развитие (2, с.3). Игра является практикой развития, как назвал ее С.Л. Рубинштейн.

В 1997 году советом директоров Международной ассоциации игровой терапии было разработано определение игровой терапии. «Игровая терапия – это систематическое использование теоретической модели для развития межличностных отношений, когда используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь клиентам предотвратить или разрешить психосоциальные трудности и добиться оптимального роста и развития»(5, с.21). В основу программы положены принципы экосистемного направления субъектно-ориентированной игровой терапии, разработанного доктором О'Коннором и другими специалистами в 1997 году. По определению О'Коннора «экосистемная игровая терапия акцентирует внимание на единстве или взаимосвязи организма и окружающей его среды»(5, с.12). Эта важная особенность, так как педагог должен рассматривать многогранную систему, частью которой является ребенок.

Как помочь ребятам лучше узнать окружающий мир, сохраняя свое здоровье**, избежать стрессовых ситуаций, научиться эффективному общению со сверстниками, взрослыми, умению уверенно себя вести в разных, иногда конфликтных, ситуациях, адаптироваться в «праворуком мире»?

Создавая группу по программе «Игротерапия экологии развития» для левшей, я выяснила, что такие группы необходимы: детям нужна помощь психолога в гармоничном всестороннем развитии, родителям – в объяснении особенностей их детей и построении дальнейших взаимоотношений с ребенком на основе понимания ситуации.

Во время бесед с детьми и родителями выяснилось, что некоторые дети все делают левой рукой «назло» маме и родным. Видимо, таким образом ребенок добивается от близких людей внимания. Хотя такое поведение конфликтно для ребенка и родителей. Ребенок становится раздражительным, замкнутым, злым, а порой неуправляемым в отношениях с людьми. Родители, не зная, как справиться со сложившейся ситуацией, склонны к агрессивному поведению по отношению к ребенку. Другой вариант – в семье не знают о леворуких родственниках в истории семьи, а ребенок – левша. Родители теряются, не знают, как реагировать на данную ситуацию, появляются проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Такую проблемную ситуацию я назвала «комплексом леворукости» (у родителей) и как одну из задач своей работы обозначила снятие этого комплекса.

Точного объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули. Здесь и генетические, и социальные, и культурные факторы. Большинство ученых придерживаются версии, что ведущая рука зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген ответственен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие – находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории большинство людей праворуки. Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Если есть в семье левши, то вероятность левшества у ребенка повышается.

Для того, чтобы получить достоверную информацию о наличии левшества у каждого ребенка, в программу заложены часы для индивидуальной работы, во время которой происходит уточнение межполушарной специализации, индивидуального профиля функциональных асимметрий. Индивидуальным профилем функциональных асимметрий ученые назвали сочетание моторных и сенсорных асимметрий, присущих каждому человеку. Диагностику для детей дошкольного возраста необходимо проводить в увлекательной, эмоциональной форме. Такой формой, конечно же, является игра. В игре процесс диагностики становится увлекательным, ненавязчивым, создается благоприятный климат для взаимоотношений, помогающий ребенку чувствовать себя комфортно и непринужденно.

Мною были изучены варианты диагностики функциональной ассиметрии и межполушарного взаимодействия, предлагаемые в литературе. На основе их модификации и адаптации разработан вариант игровой диагностики в группах дополнительного образования. Детям дошкольного возраста необходима опора на образные представления, поэтому при диагностике используется яркий, эффектный материал.

Индивидуальная диагностика проводится в форме игры «Чудесный мешочек» или «Волшебный сундучок», в которой психолог предлагает ребенку ряд игровых заданий с целью определения ведущей руки. Например, «Выложи узор» (настольная игра «Дорожки», автор Кайе В.А.), «Лабиринт» (по выложенным дорожкам ребенок двигает мелкую игрушку), «Волчок» (ребенок щипком запускает волчок), «Обведи и вырежи контур» (ребенок обводит предлагаемый трафарет по контуру и вырезает его) и многое другое.

Далее ребенку предлагается ряд игровых заданий на определение сенсорной предпочтительности: «Посмотри в отверстие» (фиксируется ведущий глаз), «Прицельное попадание» (обращается внимание на то, каким глазом ребенок прицеливается, какой рукой или ногой кидает мяч), «Футбол» (двое детей могут играть между собой, а психолог фиксирует результат, или психолог играет сам с ребенком), «Что слышишь?» (нужно использовать несколько видов часов, а также морские раковины; фиксируется ухо, к которому ребенок прикладывает часы и слышит тиканье), «Прислушайся, что я скажу» (психолог произносит разные слова за спиной ребенка, сначала с правой, затем с левой стороны; фиксируется ухо, которым ребенок услышит больше слов).

Можно проводить диагностику в группе детей. Приведу несколько примеров. Игровое задание «Построй башню» (можно использовать кубики, но лучше – бочонки из лото): ребенок строит башню сначала одной рукой, затем другой; при этом фиксируется рука, которая первой начнет действовать, а также результат деятельности обеих рук. Игровое задание «Рисуем сначала одной, затем другой рукой»: предлагаем ребенку нарисовать рисунок на одной стороне листа (фиксируем руку), затем – нарисовать такой же рисунок другой рукой. Это задание можно обогатить игровым сюжетом. Игровое задание «Ладошки»: детям предлагается разукрасить свои ладошки гуашью любого цвета и сделать отпечаток на бумаге (обычно ведущей рукой ребенок держит кисть и разукрашивает не ведущую руку; по отпечатку можно определить, какая рука у ребенка ведущая).

Такая диагностика позволяет психологу лучше узнать каждого ребенка, чтобы в дальнейшем использовать личностно-ориентированный подход как в работе с детьми, так и с родителями. По результатам такого обследования даются рекомендации родителям, проводится коррекционная работа и дается прогноз и квалификация возможных трудностей обучения и поведения.

Для повышения эффективности обучения левшей (впрочем, как и правшей) необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, полнее используя его особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Учитывая все это, в данной программе сделан акцент на связь игротерапии с природой. Обращается особое внимание на предрасположенность правополушарных детей к поэтическому, чувственному, образному, обобщающему и целостному восприятию мира. Обязательно на занятиях проведение игр и упражнений на активизацию возможностей правого и левого полушарий, межполушарного взаимодействия, использование сказок, инсценировок, импровизаций, аудио- и видеоматериалов (записи звуков и видов природы, релаксационной музыки, фортепианные записи подвижных игр, записи детских песен, классической и русской народной музыки), режиссерских, подвижных и сюжетно-ролевых игр, эстафет, арттерапевтических техник и т.п.

В образовательной программе предполагается использование элементов современных кинезиологических методик, которые направлены на активизацию отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, развивающие мелкую моторику рук, мышцы глаз и языка, дыхательные упражнения и т.д.

Для того, чтобы эта работа стала успешной, необходимо взаимопонимание между педагогом, ребенком и родителями. Программой предусмотрено проведение совместных занятий детей с родителями, так как это обеспечивает решение общих социально-психологических и социально-педагогических проблем семьи. Тесная взаимосвязь с родителями также может считаться особенностью программы. Ведь специфика программы и заключается в том, чтобы полученные на занятиях знания и умения дети активно использовали в повседневной жизни, привлекая родителей к совместной деятельности.

 

Литература:

1.      Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: "ЛИТУР", 2001. – 320 с.

2.      Григорьев С.В. Субъектно-ориентированная игротерапия развития. – М.: Ин-т психоанализа, 2002, 2004.

3.      Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112 с. с.6.

4.      Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Издательство «Книга, лтд», 1994. – 232 с., 25 рис.

5.      Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2003. – 80 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

6.      О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.: ил. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

7.      Плотникова Т.В. Игротерапия развития. Авторская образовательная программа. – М.: МГДД(Ю)Т, 2000.

8.      Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

9.      Шелопухо О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Если ребенок левша. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2002. –  64с.

10.    Шохор-Троцкая М.К. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь. – 2002. – №8. –– С.65-72.72.


* См. список литературы в конце статьи.

**В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, которое формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий»(3, с.6).

Используются технологии uCoz