В
течение ряда лет МГДД(Ю)Т ведет скоординированную работу
по игротерапии развития, взаимодействуя при этом Российским
республиканским центром «Детство». В рамках совместной деятельности
проведен ряд конференций, круглых столов, разрабатываются
программы, применяющие игру и игровые технологии в сфере
реабилитации детей и подростков и социальной педагогики.
С 2001 года на базе отдела игры Московского городского
Дворца детского (юношеского) творчества в рамках разработанного
и апробированного здесь направления игротерапии развития
мною реализуется программа «Игротерапия экологии развития»,
рассчитанная на обучение в течение двух лет детей пяти-семилетнего
возраста. Основное внимание в ней уделено развивающей и
психокоррекционной работе с левшами. «Под левшеством понимается
левая ассиметрия – преобладание левой части над правой в
совместном функционировании парных органов. Левшество не
сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функциях всех
парных органов»(4, с.7). Программа
опирается на принципы игротерапии развития, положенные в
основу технологии развития и обучения левшей. На мой взгляд,
предположение, что игротерапия – это всего лишь лечебный
прием, в котором ребенок только играет, можно назвать ошибочным.
Игротерапия развития основывается на всестороннем использовании
развивающего и коррекционного потенциала игры и игропрактики
разных типов. Игра для ребенка не просто ведущий вид деятельности,
форма освоения социального опыта, но и одна из общих сложных
способностей человека, определяющих его развитие (2, с.3).
Игра является практикой развития, как назвал ее С.Л. Рубинштейн.
В 1997 году советом директоров Международной
ассоциации игровой терапии было разработано определение
игровой терапии. «Игровая терапия – это систематическое
использование теоретической модели для развития межличностных
отношений, когда используется терапевтическое воздействие
игры, чтобы помочь клиентам предотвратить или разрешить
психосоциальные трудности и добиться оптимального роста
и развития»(5, с.21). В основу программы положены принципы
экосистемного направления субъектно-ориентированной игровой
терапии, разработанного доктором О'Коннором и другими специалистами
в 1997 году. По определению О'Коннора «экосистемная игровая
терапия акцентирует внимание на единстве или взаимосвязи
организма и окружающей его среды»(5, с.12). Эта важная особенность,
так как педагог должен рассматривать многогранную систему,
частью которой является ребенок.
Как
помочь ребятам лучше узнать окружающий мир, сохраняя свое
здоровье,
избежать стрессовых ситуаций, научиться эффективному общению
со сверстниками, взрослыми, умению уверенно себя вести в
разных, иногда конфликтных, ситуациях, адаптироваться в
«праворуком мире»?
Создавая
группу по программе «Игротерапия экологии развития» для
левшей, я выяснила, что такие группы необходимы: детям нужна
помощь психолога в гармоничном всестороннем развитии, родителям
– в объяснении особенностей их детей и построении дальнейших
взаимоотношений с ребенком на основе понимания ситуации.
Во
время бесед с детьми и родителями выяснилось, что некоторые
дети все делают левой рукой «назло» маме и родным. Видимо,
таким образом ребенок добивается от близких людей внимания.
Хотя такое поведение конфликтно для ребенка и родителей.
Ребенок становится раздражительным, замкнутым, злым, а порой
неуправляемым в отношениях с людьми. Родители, не зная,
как справиться со сложившейся ситуацией, склонны к агрессивному
поведению по отношению к ребенку. Другой вариант – в семье
не знают о леворуких родственниках в истории семьи, а ребенок
– левша. Родители теряются, не знают, как реагировать на
данную ситуацию, появляются проблемы во взаимоотношениях
с ребенком. Такую проблемную ситуацию я назвала «комплексом
леворукости» (у родителей) и как одну из задач своей работы
обозначила снятие этого комплекса.
Точного
объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули.
Здесь и генетические, и социальные, и культурные факторы.
Большинство ученых придерживаются версии, что ведущая рука
зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее
речь. Другой ген ответственен за то, какой рукой будет управлять
речевое полушарие – находящейся на одной и той же с полушарием
стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует,
как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории
большинство людей праворуки. Установлено, что не последнюю
роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Если
есть в семье левши, то вероятность левшества у ребенка повышается.
Для
того, чтобы получить достоверную информацию о наличии левшества
у каждого ребенка, в программу заложены часы для индивидуальной
работы, во время которой происходит уточнение межполушарной
специализации, индивидуального профиля функциональных асимметрий.
Индивидуальным профилем функциональных асимметрий ученые
назвали сочетание моторных и сенсорных асимметрий, присущих
каждому человеку. Диагностику для детей дошкольного возраста
необходимо проводить в увлекательной, эмоциональной форме.
Такой формой, конечно же, является игра. В игре процесс
диагностики становится увлекательным, ненавязчивым, создается
благоприятный климат для взаимоотношений, помогающий ребенку
чувствовать себя комфортно и непринужденно.
Мною были изучены варианты диагностики функциональной ассиметрии
и межполушарного взаимодействия, предлагаемые в литературе.
На основе их модификации и адаптации разработан вариант
игровой диагностики в группах дополнительного образования.
Детям дошкольного возраста необходима опора на образные
представления, поэтому при диагностике используется яркий,
эффектный материал.
Индивидуальная
диагностика проводится в форме игры «Чудесный мешочек» или
«Волшебный сундучок», в которой психолог предлагает ребенку
ряд игровых заданий с целью определения ведущей руки. Например,
«Выложи узор» (настольная игра «Дорожки», автор Кайе В.А.),
«Лабиринт» (по выложенным дорожкам ребенок двигает мелкую
игрушку), «Волчок» (ребенок щипком запускает волчок), «Обведи
и вырежи контур» (ребенок обводит предлагаемый трафарет
по контуру и вырезает его) и многое другое.
Далее
ребенку предлагается ряд игровых заданий на определение
сенсорной предпочтительности: «Посмотри в отверстие» (фиксируется
ведущий глаз), «Прицельное попадание» (обращается внимание
на то, каким глазом ребенок прицеливается, какой рукой или
ногой кидает мяч), «Футбол» (двое детей могут играть между
собой, а психолог фиксирует результат, или психолог играет
сам с ребенком), «Что слышишь?» (нужно использовать несколько
видов часов, а также морские раковины; фиксируется ухо,
к которому ребенок прикладывает часы и слышит тиканье),
«Прислушайся, что я скажу» (психолог произносит разные слова
за спиной ребенка, сначала с правой, затем с левой стороны;
фиксируется ухо, которым ребенок услышит больше слов).
Можно
проводить диагностику в группе детей. Приведу несколько
примеров. Игровое задание «Построй башню» (можно использовать
кубики, но лучше – бочонки из лото): ребенок строит башню
сначала одной рукой, затем другой; при этом фиксируется
рука, которая первой начнет действовать, а также результат
деятельности обеих рук. Игровое задание «Рисуем сначала
одной, затем другой рукой»: предлагаем ребенку нарисовать
рисунок на одной стороне листа (фиксируем руку), затем –
нарисовать такой же рисунок другой рукой. Это задание можно
обогатить игровым сюжетом. Игровое задание «Ладошки»: детям
предлагается разукрасить свои ладошки гуашью любого цвета
и сделать отпечаток на бумаге (обычно ведущей рукой ребенок
держит кисть и разукрашивает не ведущую руку; по отпечатку
можно определить, какая рука у ребенка ведущая).
Такая
диагностика позволяет психологу лучше узнать каждого ребенка,
чтобы в дальнейшем использовать личностно-ориентированный
подход как в работе с детьми, так и с родителями. По результатам
такого обследования даются рекомендации родителям, проводится
коррекционная работа и дается прогноз и квалификация возможных
трудностей обучения и поведения.
Для повышения эффективности
обучения левшей (впрочем, как и правшей) необходимо как
можно чаще обращаться к возможностям правого полушария,
полнее используя его особенности: большую скорость и эмоциональность
восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение
непроизвольной памяти. Учитывая все это, в данной программе
сделан акцент на связь игротерапии с природой. Обращается
особое внимание на предрасположенность правополушарных детей
к поэтическому, чувственному, образному, обобщающему и целостному
восприятию мира. Обязательно на занятиях проведение игр
и упражнений на активизацию возможностей правого и левого
полушарий, межполушарного взаимодействия, использование
сказок, инсценировок, импровизаций, аудио- и видеоматериалов
(записи звуков и видов природы, релаксационной музыки, фортепианные
записи подвижных игр, записи детских песен, классической
и русской народной музыки), режиссерских, подвижных и сюжетно-ролевых
игр, эстафет, арттерапевтических техник и т.п.
В
образовательной программе предполагается использование элементов
современных кинезиологических методик, которые направлены
на активизацию отделов коры больших полушарий, что позволяет
развивать способности человека или корректировать проблемы в различных
областях психики. Кинезиология – наука о развитии умственных
способностей и физического здоровья через определенные двигательные
упражнения, развивающие мелкую моторику рук, мышцы глаз
и языка, дыхательные упражнения и т.д.
Для того, чтобы эта работа стала успешной, необходимо
взаимопонимание между педагогом, ребенком и родителями.
Программой предусмотрено проведение совместных занятий детей
с родителями, так как это обеспечивает решение общих социально-психологических
и социально-педагогических проблем семьи. Тесная взаимосвязь
с родителями также может считаться особенностью программы.
Ведь специфика программы и заключается в том, чтобы полученные
на занятиях знания и умения дети активно использовали в
повседневной жизни, привлекая родителей к совместной деятельности.
Литература:
1.
Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург:
"ЛИТУР", 2001. – 320 с.
2.
Григорьев С.В. Субъектно-ориентированная игротерапия развития.
– М.: Ин-т психоанализа, 2002, 2004.
3.
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека:
Практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
– 112 с. с.6.
4.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Издательство
«Книга, лтд», 1994. – 232 с., 25 рис.
5.
Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер.
– СПб.: Лань, 2003. – 80 с.: ил. – (Учебники для вузов.
Специальная литература).
6.
О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е
изд. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.: ил. – (Серия «Золотой
фонд психотерапии»).
7.
Плотникова Т.В. Игротерапия развития. Авторская образовательная
программа. – М.: МГДД(Ю)Т, 2000.
8.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое
руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
– 128 с.
9.
Шелопухо О.А. Программа развития и обучения дошкольника.
Если ребенок левша. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский
Дом "Нева"; М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2002. –
64с.
10.
Шохор-Троцкая М.К. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь.
– 2002. – №8. –– С.65-72.72.