содержание книги
обложка книги
 

ИГРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

О ДОМЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ «ДЗНТ»

(внеклассная и внешкольная работа с учащимися московских школ) [1]

Н.П. Линькова,

старший научный сотрудник,

кандидат психологических наук

Среди желающих заниматься техническим творчеством особенно много ребят младшего и среднего школьного возраста. Занятия воспринимаются ими как своеобразная игра. С возрастом такой непосредственный интерес, если он не был своевременно закреплен, чаще всего пропадает.

Это неизбежно сказывается на отношении школьников к учебе. Ослабление любознательности, отсутствие интереса к новому (неизвестному) лишает их стимула к изучению учебного материала. И никакое увеличение продолжительности пребывания в школе, и упрощение программы не помогают. Необходимо, прежде всего, изменить отношение ребят к процессу обучения.

В свое время за решение этой задачи брался замечательный популяризатор науки и техники Яков Иосифович Перельман. Его книги по математике, физике, астрономии и другим предметам послужили в качестве стартовой площадки для создания первого (не только в нашей стране, но и в мире) Дома Занимательной Науки (ДЗН). Просуществовал ДЗН недолго – он был открыт 15 октября 1935 года, а в 1941 году, в связи с началом войны, прекратил свою деятельность. Однако его влияние на тех, кто успел принять участие в его работе, было огромно.

В ленинградском ДЗН все было направлено на то, чтобы воспитать у школьников интерес к самостоятельной творческой деятельности. Но был у него и один существенный недостаток – его уникальность. Даже в те годы ДЗН уже не мог вместить всех желающих. Записываться на экскурсии приходилось за год. В таких условиях заниматься целенаправленной воспитательной работой невозможно. В идеале необходимо, чтобы каждый желающий мог посещать, причем регулярно, такой ДЗН.

Выполнение данной задачи можно обеспечить путем создания небольших «самодеятельных» ДЗНТ – в школах, Домах творчества и т.п. Они могут создаваться даже по инициативе самих ребят, при наличии небольшой помощи. «Затравкой» для образования каждого ДЗНТ могут стать экспонаты, с которыми ребята смогут познакомиться на выставках или в другом ДЗНТ.

Требования, предъявляемые к подобным экспонатам, можно сформулировать на базе разработок Я.И. Перельмана после их адаптации к современным условиям, а также с учетом других известных исследований. Нужно только суметь перевоплотить идею, изложенную в той или иной книге, журнале и т.п., в определенное изделие, которое в занимательной и доступной форме продемонстрирует эту идею, донесет ее до детского сознания.

Для приобщения учащихся к самостоятельному творчеству и развития у них необходимых для этого качеств потребуются специальные занятия. В процессе данных занятий учащиеся смогут не только получать готовые объяснения, но и самостоятельно находить ответы на свои вопросы. Искать ответы ребята смогут в книгах, журналах, школьных учебниках, у педагогов. А также смогут попробовать найти их в ходе собственных экспериментов.

Для большинства таких экспериментов подойдут хорошо известные всем игрушки: волчки, воздушные змеи, стробоскопы, калейдоскопы, ваньки-встаньки и т.п. Эти игрушки очень удобны для изучения фундаментальных физических законов. Эти игрушки могут помочь формированию не только будущих исследователей, но и будущих изобретателей.

Создание новых игрушек, основанных на фундаментальных научных законах, – сложная задача, поэтому и появляются они очень редко. Значительно проще создавать новые игрушки, опираясь на уже известные. Однако и в этом случае потребуются определенные навыки и специальные знания.

Часть необходимой информации учащиеся получают в школе. Однако есть такие проблемы, которые пока еще в школьную программу не входят. Среди них особое место занимают специальные методы решения задач на изобретательском уровне, разработка которых была начата в середине прошлого века в ряде стран, и в первую очередь – в СССР. Чаще всего эти методы используются для решения чисто технических задач, но, как показала практика, их возможности выходят далеко за пределы техники. Очевидно, что овладение некоторыми методиками поможет снять перегрузку учащихся при изучении обязательной школьной программы.

Создание игр, игрушек и головоломок, служащих экспонатами ДЗНТ, – только первый этап подготовки учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Он может быть использован в качестве стартовой площадки для перехода к решению проблем, лежащих за пределами ДЗНТ.

Одна их таких проблем – отходы. Отношение к данной проблеме во всем мире неоднозначно. Одни затрачивают огромные средства на разработку технологий по уничтожению отходов, другие стремятся доказать, что рациональное использование отходов, которые в данной ситуации становятся вторичным сырьем, может принести огромные доходы, одновременно решая задачу экологической защиты планеты. Ситуация, сложившаяся вокруг проблемы отходов, очень удобна как тема для занятий с учащимися, но работать над ней можно только после создания реального ДЗНТ.

Создание ДЗНТ – сложный процесс, требующий большой предварительной подготовки. Поэтому работу целесообразно проводить в несколько этапов. Прежде всего, необходим коллектив, получивший специальную подготовку, но начать работу с учащимися и преподавателями, можно и нужно не дожидаясь открытия ДЗНТ.

Это позволит при минимальных затратах подготовить начальные методические материалы, отобрать экспонаты для будущего ДЗНТ, сформировать коллектив, способный организовать работу ДЗНТ, и, что также очень важно – продемонстрировать работу методики.

Начать такую работу целесообразно с создания группы, включающей в себя: научного руководителя, двух педагогов-методистов и лаборанта (всего – 4 человека).

Первый этап. Цель его– подготовка методических материалов, необходимых для проведения эффективных занятий со школьниками, и оказание помощи преподавателям в подготовке к проведению таких занятий в школе («продленка») и во внешкольных учреждениях (технические кружки в Домах творчества).

Основные задачи данной работы:

1. Воспитание у школьников умений и навыков, необходимых для выполнения самостоятельной работы в области техники (с учетом их индивидуальных и возрастных возможностей).

2. Обучение специальным методам, повышающим эффективность решения технических задач с целью подготовки школьников к самостоятельной исследовательской и изобретательской деятельности. Использование учащимися данных методов в повседневной учебе поможет им избежать перегрузок при изучении школьной программы.

3. Создание условий, позволяющих учащимся определить область своих интересов и проверить свои возможности, что в дальнейшем поможет школьникам в выборе профессии.

Задачи данной группы:

1. Проведение экспериментальных занятий с небольшой группой (20-30 чел.) школьников разного возраста.

2. Подготовка экспонатов для ДЗНТ (в том числе – с помощью учащихся экспериментальной группы).

3. Подготовка методических материалов, необходимых педагогам московских школ и внешкольных учреждений, а также родителям для проведения занятий.

4. Проведение семинаров и консультаций для педагогов московских школ и внешкольных учреждений.

На первом этапе планируется подготовка трех методических пособий (ориентировочный объем каждого – 4 авт. листа) на бумажном носителе и в виде компьютерных пособий:

1) «Экспонаты для ДЗНТ»;

2) «Специальные методики решения задач на изобретательском уровне»;

3) «Отходы или вторичное сырье? Надо ли торопиться с их уничтожением?»

Срок подготовки всех пособий – июнь-август 2004 года.


[1] Семидесятилетний юбилей создания в Ленинграде (1934 год) Дома Занимательной Науки актуализирует данную тему (прим.ред.).

Используются технологии uCoz