Ни для кого не является
секретом, как бедна наша школа. Не хватает денег на приобретение
физических и других приборов. А ведь этому горю можно помочь.
Причём главным помощником в этом деле могут быть сами учащиеся.
За опытом не надо ехать за границу. Более 10 лет на ВВЦ
работал клуб «Маленькие находчивые».
Клуб через разработку, изготовление, демонстрацию физических,
химических и других приборов, игрушек приближал знания детей
к творческому пониманию. Такая творческая деятельность пробуждала
интерес к физике и другим наукам даже у тех детей, которые
до этого никогда прежде не интересовались ими. Отличительной
особенностью работы центра было то, что практически всё
изготавливалось из отходов жизнедеятельности человека: бутылок,
пипеток, проволоки, пробок, поролона, поломанных приборов
и игрушек, и многого другого. Причём с помощью бутылок и
пипеток понимание законов приходило гораздо быстрее, чем
при объяснении во время школьных занятий.
Следовательно, с помощью детей, подсобных материалов,
уроков труда школа сама в состоянии изготовить большое количество
простых демонстрационных приборов и не расходовать деньги
на приобретение их втридорога в учколлекторах. Оставшиеся
деньги можно потратить на другие нужды.
Опыт работы клуба в настоящее время используется некоторыми
школами Москвы и Московской области: УВК № 1862, школой
№ 1624 “Созвездие”, школой № 1739 и другими.
Только на выставке «Архимед 2002» участники
клубов «Маленькие находчивые» демонстрировали более 50 физических
и других законов с помощью изготовленных ими приборов. На
той же выставке Детский центр изобретательства и предпринимательства
«Очкарик» демонстрировал приборы, защищённые патентом и
свидетельством России.
А ведь такие приборы могут быть изготовлены в каждой
школе. Автор готов услышать возражения – нет, не в каждой.
А здесь уже может пригодиться опыт предпринимательской деятельности
нашего центра.
Для того, чтобы быстро приобрести достаточное количество
приборов для школы, для музея развивающих игр и для других
учреждений образования необходимо, чтобы хотя бы в четырёх-пяти
школах начали изготовление трёх-четырёх приборов, а затем
провести обмен. Предварительно можно согласовать технические
условия, стоимость и другие вопросы. Так в школе можно организовать
серийное производство, школа начнёт зарабатывать себе деньги.
По нашей инициативе в 1990 году в Праге, в 1995 году
в Париже, в 1997 году в Кувейте на международных выставках
по предварительной договорённости между клубами России,
Чехии, Словакии, Франции, Кувейта были проведены бартерные
обмены. В результате в нашем музее появилось более 200 экспонатов.
Мы призываем всех заинтересовавшихся воспользоваться
нашим опытом.