Педагогическое
значение встреч и экскурсий
в
рамках «Школы занимательных наук»
А.В.Изюмова,
канд.филол.наук,
педагог-организатор отдела игры МГДД(Ю)Т
Значение
экскурсий и встреч с интересными людьми в образовательном
и воспитательном процессах определяется активизацией внимания
и интереса учащихся, способствующих созданию обстановки
радости познания. Особенно это важно в системе дополнительного
образования, где данная форма работы, включающая в себя
элементы досуга, стимулирует творческое взаимодействие учащихся,
педагога и нового человека, незнакомого, но интересного
для детей.
В первой половине 2004 года
в одной из учебных групп «Школы занимательных наук» отдела
игры МГДД(Ю)Т были проведены занятия, организованные в форме
экскурсий и встреч с интересными людьми. Целью этих занятий
было стремление педагогов стимулировать познавательный интерес
и развитие творческих способностей учащихся.
Экскурсии и встречи с интересными
людьми предполагают не только получение информации, но и,
прежде всего, живое непосредственное участие детей в предлагаемых
игровых занимательных ситуациях, в демонстрируемых опытах,
в моделировании предлагаемых схем.
Среди таких занятий в одной
из учебных групп «Школы занимательных наук» прошло игровое
знакомство с социальными педагогами Абдухакимовыми. Целью
встречи была конкретизация мотивации учебной деятельности
и решение проблемы социализации детей. Шестиклассники проявили
неподдельный интерес к предложенным играм, тестам, опросу.
Живую заинтересованность учащихся
вызвала встреча с создателем конструктора «Кри-ко-ко» Дмитрием
Николаевичем Кожевниковым. Встреча была подготовлена экспериментальными
занятиями с конструктором «Кри-ко-ко», предварительно проведенными
в учебной группе социальным педагогом С.А.Абдухакимовой.
На встрече с изобретателем учащиеся познакомились с историей
создания, проблемами и перспективами работы автора над конструктором.
Д.Н.Кожевников продемонстрировал ребятам возможности конструктора,
объяснил технику работы с некоторыми фигурами, показал новые
способы конфигурации моделей. Предполагается дальнейшее
сотрудничество в этой области.
В развитие темы занимательного
конструирования, изобретательства технической игрушки шестиклассникам
была предложена экскурсия в «игротеху» Политехнического
музея. Во время экскурсии профессор А.А.Соколов в своей
лекции рассказал ребятам о возможностях применения знаний
из школьного курса физики для создания моделей приборов,
проведения демонстрационных опытов. Внимание учащихся привлекли
зеркальная комната, качели на колесах, комната в перспективе,
физические модели, построенные на оптических иллюзиях. Лекция
была подкреплена демонстрацией опытов; ребята имели возможность
принять в них участие. Многие позже успешно повторили эти
опыты в домашних условиях.
В контексте экскурсии в «игротеху»
состоялась встреча учащихся с изобретателем головоломок,
руководителем Центра детского изобретательства Юрием Григорьевичем
Ивченко. Дети решали головоломки, производили физические
опыты с использованием богатейшего материала, привезенного
гостем. Ю.Г.Ивченко рассказал о природе изобретательства,
в основе которого лежат знания и умение их применить, подчеркнув
при этом и роль интуиции в открытиях.
Встречи с интересными людьми
и экскурсии не только стимулируют интерес детей к предмету
изучения, но и пробуждают у них творческие мысли, дух поиска.
Такие формы работы с детьми обнаруживают возможности более
конструктивных способов обучения; особенно успешно они могут
быть применены в УДОД. В учебных группах «Школы занимательных
наук» планируется продолжение работы в этом направлении.