содержание книги
обложка книги
 

Педагогическое значение встреч и экскурсий

в рамках «Школы занимательных наук»

А.В.Изюмова,

канд.филол.наук,

педагог-организатор отдела игры МГДД(Ю)Т

Значение экскурсий и встреч с интересными людьми в образовательном и воспитательном процессах определяется активизацией внимания и интереса учащихся, способствующих созданию обстановки радости познания. Особенно это важно в системе дополнительного образования, где данная форма работы, включающая в себя элементы досуга, стимулирует творческое взаимодействие учащихся, педагога и нового человека, незнакомого, но интересного для детей.

В первой половине 2004 года в одной из учебных групп «Школы занимательных наук» отдела игры МГДД(Ю)Т были проведены занятия, организованные в форме экскурсий и встреч с интересными людьми. Целью этих занятий было стремление педагогов стимулировать познавательный интерес и развитие творческих способностей учащихся.

Экскурсии и встречи с интересными людьми предполагают не только получение информации, но и, прежде всего, живое непосредственное участие детей в предлагаемых игровых занимательных ситуациях, в демонстрируемых опытах, в моделировании предлагаемых схем.

Среди таких занятий в одной из учебных групп «Школы занимательных наук» прошло игровое знакомство с социальными педагогами Абдухакимовыми. Целью встречи была конкретизация мотивации учебной деятельности и решение проблемы социализации детей. Шестиклассники проявили неподдельный интерес к предложенным играм, тестам, опросу.

Живую заинтересованность учащихся вызвала встреча с создателем конструктора «Кри-ко-ко» Дмитрием Николаевичем Кожевниковым. Встреча была подготовлена экспериментальными занятиями с конструктором «Кри-ко-ко», предварительно проведенными в учебной группе социальным педагогом С.А.Абдухакимовой. На встрече с изобретателем учащиеся познакомились с историей создания, проблемами и перспективами работы автора над конструктором. Д.Н.Кожевников продемонстрировал ребятам возможности конструктора, объяснил технику работы с некоторыми фигурами, показал новые способы конфигурации моделей. Предполагается дальнейшее сотрудничество в этой области.

В развитие темы занимательного конструирования, изобретательства технической игрушки шестиклассникам была предложена экскурсия в «игротеху» Политехнического музея. Во время экскурсии профессор А.А.Соколов в своей лекции рассказал ребятам о возможностях применения знаний из школьного курса физики для создания моделей приборов, проведения демонстрационных опытов. Внимание учащихся привлекли зеркальная комната, качели на колесах, комната в перспективе, физические модели, построенные на оптических иллюзиях. Лекция была подкреплена демонстрацией опытов; ребята имели возможность принять в них участие. Многие позже успешно повторили эти опыты в домашних условиях.

В контексте экскурсии в «игротеху» состоялась встреча учащихся с изобретателем головоломок, руководителем Центра детского изобретательства Юрием Григорьевичем Ивченко. Дети решали головоломки, производили физические опыты с использованием богатейшего материала, привезенного гостем. Ю.Г.Ивченко рассказал о природе изобретательства, в основе которого лежат знания и умение их применить, подчеркнув при этом и роль интуиции в открытиях.

Встречи с интересными людьми и экскурсии не только стимулируют интерес детей к предмету изучения, но и пробуждают у них творческие мысли, дух поиска. Такие формы работы с детьми обнаруживают возможности более конструктивных способов обучения; особенно успешно они могут быть применены в УДОД. В учебных группах «Школы занимательных наук» планируется продолжение работы в этом направлении.

Используются технологии uCoz