содержание книги
обложка книги
 

Календарно – обрядовые праздники

как форма приобщения детей

к истокам традиционной культуры

О.М.Кузьмина,

аспирант ИХО РАО, г. Москва

Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры сегодня очевидна. Традиции народа, как самостоятельная область культуры, становятся основой для развития современных направлений национального художественного творчества в различных его ипостасях. Фольклор в широком понимании охватывает уже не только узкопрофессиональную элитную среду, но и привлекает все больший круг деятелей культуры, искусства и образования. В «Концепции народного образования» (2001 г.) одним из приоритетов выдвигается овладение лучшими традициями народной культуры.

Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим индивидуализацию духовно-нравственного опыта социума, позволяют самоутвердиться в обществе и в самом себе развивающему ребенку. Чем раньше происходит «погружение» детей в пласт народных традиций, тем органичнее закладывается фундамент его эстетических и нравственных идеалов.

Фольклорно-этнографические экспедиционные исследования, длительная работа в полевых условиях, изучение научных источников, наш собственный практический опыт свидетельствуют о пользе активного участия детей в календарно-обрядовых праздниках. В фольклорной социосреде дети выполняют две функции: магически-обрядовую (вестник) и ритуально-действенную (исполнитель). Выполнение детьми обрядовых функций в ритуалах, связанных с переломными моментами календарного года (Святки, Колядование, Сретенье, Сороки – встреча весны и т.д.) символизирует собой зарождение и проявление пробуждающихся сил природы. Кроме того, дети, выполняя магическую функцию в обрядах, влияют и на события в жизни семьи и общины, утверждая идею восстановления прерванных жизненных связей и рождение новых.

Календарные праздники, повторяясь в своей статичности из года в год, приучали детей осознавать обрядовые каноны и правила. Каждый ребенок выполнял то, что мог, что уже узнал, чему научился, участвуя в традиционных действиях. Кроме того, он проявлял себя и в коллективном творчестве, объединенном общинными и родовыми интересами.

Каждый обряд имел свое предназначение, свой стержень, предполагая собственный сюжет обстоятельств и оформлений (драматургических, словесно-музыкальных, сюжетно-ролевых, поведенческих), синкретичных по сути, взаимопроникающих и взаимовлияющих друг на друга. Каждый ребенок в календарно-обрядовом празднике выполнял свою собственную роль – учащегося, обучаемого, учителя, соучастника, роль, сюжетно предназначенную представляемую.

В современных условиях обращение педагогов, этномузыковедов к календарно-обрядовым праздникам, как форме приобщения детей к истокам традиционной культуры, обусловлено двумя причинами. Во-первых, охватываются весь годовой круг и различные события жизни человека как своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями. Во-вторых, народно-православный календарь логично выстраивается и накладывается на систему учебно-воспитательного процесса.

Конструктивный потенциал календарных праздников сегодня активно проявляется в создании новых этнически ориентированных программ. Этим решается целый ряд педагогических задач, связанных с системным погружением современных детей, особенно в городских школах, в контекст национальной культуры. В опоре на календарный цикл возможно установление наиболее короткой связи между теоретическим изучением и ознакомлением с народными бытовыми традициями в условиях «проживания» ребенка в атмосфере традиционной культуры. Этим отличаются программы Л.Л.Куприяновой (Москва), З.К.Банулиной (Вологда), Е.И.Олешко (Ю.-Сахалинск) и других авторов.

Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям является сегодня фольклорный праздник-обряд. Через игровые забавы создается радостная атмосфера современного досугового праздничного общения детей, а использование специфических художественных средств (декламационно-речевого, песенного, танцевально-игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики) настраивает участников на естественное и положительное восприятие общего праздничного действа. Отрадно, что во многих образовательных учреждениях, школах фольклорные праздники (Осенины, Рождество, Масленица, Красная горка, Троица и целый ряд других) прочно вошли в учебно-воспитательную работу.

 

Рекомендуемая литература:

1. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.

2. Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

3. Народный дневник. Народные праздники и обычаи. //Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. – М., 1991.

4. Народный месяцеслов. Сост. Г.Д. Рыженков. – М., 1992.

5. Пушкина С.И. Мы поем и играем. – М.: Школьная пресса, 2001.

Используются технологии uCoz