Актуальность проблемы сохранения и восстановления
традиционной народной культуры сегодня очевидна. Традиции
народа, как самостоятельная область культуры, становятся
основой для развития современных направлений национального
художественного творчества в различных его ипостасях. Фольклор
в широком понимании охватывает уже не только узкопрофессиональную
элитную среду, но и привлекает все больший круг деятелей
культуры, искусства и образования. В «Концепции народного
образования» (2001 г.) одним из приоритетов выдвигается
овладение лучшими традициями народной культуры.
Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим
индивидуализацию духовно-нравственного опыта социума, позволяют
самоутвердиться в обществе и в самом себе развивающему ребенку.
Чем раньше происходит «погружение» детей в пласт народных
традиций, тем органичнее закладывается фундамент его эстетических
и нравственных идеалов.
Фольклорно-этнографические экспедиционные исследования,
длительная работа в полевых условиях, изучение научных источников,
наш собственный практический опыт свидетельствуют о пользе
активного участия детей в календарно-обрядовых праздниках.
В фольклорной социосреде дети выполняют две функции: магически-обрядовую
(вестник) и ритуально-действенную (исполнитель). Выполнение
детьми обрядовых функций в ритуалах, связанных с переломными
моментами календарного года (Святки, Колядование, Сретенье,
Сороки – встреча весны и т.д.) символизирует собой зарождение
и проявление пробуждающихся сил природы. Кроме того, дети,
выполняя магическую функцию в обрядах, влияют и на события
в жизни семьи и общины, утверждая идею восстановления прерванных
жизненных связей и рождение новых.
Календарные праздники, повторяясь в своей статичности
из года в год, приучали детей осознавать обрядовые каноны
и правила. Каждый ребенок выполнял то, что мог, что уже
узнал, чему научился, участвуя в традиционных действиях.
Кроме того, он проявлял себя и в коллективном творчестве,
объединенном общинными и родовыми интересами.
Каждый обряд имел свое предназначение, свой стержень,
предполагая собственный сюжет обстоятельств и оформлений
(драматургических, словесно-музыкальных, сюжетно-ролевых,
поведенческих), синкретичных по сути, взаимопроникающих
и взаимовлияющих друг на друга. Каждый ребенок в календарно-обрядовом
празднике выполнял свою собственную роль – учащегося, обучаемого,
учителя, соучастника, роль, сюжетно предназначенную представляемую.
В современных условиях обращение педагогов, этномузыковедов
к календарно-обрядовым праздникам, как форме приобщения
детей к истокам традиционной культуры, обусловлено двумя
причинами. Во-первых, охватываются весь годовой круг и различные
события жизни человека как своеобразный свод практически
необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями.
Во-вторых, народно-православный календарь логично выстраивается
и накладывается на систему учебно-воспитательного процесса.
Конструктивный потенциал календарных праздников сегодня
активно проявляется в создании новых этнически ориентированных
программ. Этим решается целый ряд педагогических задач,
связанных с системным погружением современных детей, особенно
в городских школах, в контекст национальной культуры. В
опоре на календарный цикл возможно установление наиболее
короткой связи между теоретическим изучением и ознакомлением
с народными бытовыми традициями в условиях «проживания»
ребенка в атмосфере традиционной культуры. Этим отличаются
программы Л.Л.Куприяновой (Москва), З.К.Банулиной (Вологда),
Е.И.Олешко (Ю.-Сахалинск) и других авторов.
Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей
к народным традициям является сегодня фольклорный праздник-обряд.
Через игровые забавы создается радостная атмосфера современного
досугового праздничного общения детей, а использование специфических
художественных средств (декламационно-речевого, песенного,
танцевально-игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики)
настраивает участников на естественное и положительное восприятие
общего праздничного действа. Отрадно, что во многих образовательных
учреждениях, школах фольклорные праздники (Осенины, Рождество,
Масленица, Красная горка, Троица и целый ряд других) прочно
вошли в учебно-воспитательную работу.
Рекомендуемая
литература:
1. Круглый год. Русский земледельческий
календарь. Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.
2.
Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
3.
Народный дневник. Народные праздники и обычаи. //Сказания
русского народа, собранные И.П. Сахаровым. – М., 1991.
4.
Народный месяцеслов. Сост. Г.Д. Рыженков. – М., 1992.
5.
Пушкина С.И. Мы поем и играем. – М.: Школьная пресса, 2001.