Система воспитания должна обеспечивать передачу культуры человечества от одного поколения к другому. При этом каждое последующее поколение должно развивать ее, развиваясь само. Именно воспитание
помогает юному человеку понять, как устроен мир и он сам,
формирует его отношение к миру и к себе; учит сохранять и преобразовывать мир и себя.
В этом процессе огромную роль играет позиция педагога, которому необходимо выбрать приоритеты воспитания, те вехи, на которые он ориентируется сам и ориентирует своих воспитанников.
В век глобализации таким приоритетом должна, на наш взгляд, обладать собственная национальная культура, постижение которой не даст
нашим детям стать «Иванами, не помнящими родства» и благодаря
которой, будет заложен фундамент для формирования эстетических
и нравственных идеалов. А своеобразным ориентиром в деятельности современных педагогов
может и должна стать народная педагогика, понимаемая «не только как традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания,
принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства и других формах отражения и преображения действительности».
Одним из наиболее перспективных направлений национального воспитания мы
считаем творческую деятельность современных школьников по изучению, возрождению и развитию народной празднично-игровой культуры.
Эта важнейшая сфера жизни этносов и традиционная основа
воспитания личности, обращенная к глубинным пластам отечественного духовного
наследия, наиболее доступна и привлекательна для детей,
в ней им легче всего проявить собственное творчество.
«Оживление, возрождение, развитие прогрессивных народных традиций положительно сказывается на улучшении воспитательной работы в
школе. Школьные традиции, обогащенные прогрессивными народными традициями, оказываются в воспитательном отношении весьма эффективными». Эта мысль, высказанная
академиком РАО Г.Н. Волковым, находит подтверждение в практике работы Сергиево-Посадской гимназии.
Уже пять лет как в гимназии
одной из форм проявления исследовательской
деятельности учащихся является так называемые самостоятельные творческие работы (СТР), тему и руководителей которых
ребята выбирают сами. СТР создаются в четырех формах:
реферат, эссе, исследование
и проект. Формой подведения итогов, выявления наиболее интересных
работ, является гимназическая конференция, проходящая в
феврале-марте каждого года. В 2002/2003 учебном году был объявлен конкурс
имени П.А. Флоренского
на самую интересную СТР по этим четырём номинациям.
Наиболее сложной и многообразной по форме СТР является
проект, где теоретические изыскания имеют продолжение в
практическом воплощении идеи. Выходом может быть создание
сценариев проведения уроков по той или иной тематике, театральных
постановок или фольклорных праздников.
В 1999-2000 учебном году был разработан проект фольклорного праздника «Русская свадьба», включивший в себя исследования о значении
дома для человека, о быте русских крестьян, о воспитании на основе религиозных традиций и народной педагогики игры. Своеобразной игрой явился и реконструированный обряд сватовства, для которого ребята выучили хороводы, сшили или подобрали в костюмерных городских Домов культуры себе наряды. Ими был написан сценарий, зафиксировавший скорее
ход событий, чем канонический текст, что дало возможность творчески
одарённым ребятам импровизировать, вносить собственные слова и более глубоко вжиться в роль. Этому способствовали подлинные народные произведения, привезённые сотрудниками Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника из экспедиций и предоставленные ими для праздника, рассказы о мастерах, их
изготовивших, о бывших владельцах этих предметов, научные
публикации музея.
Образ русского человека, сумевшего окружить себя «красотой»,
создавали и постоянная музейная экспозиция «Народное художественное творчество», и выставки, проведённые в музее по результатам экспедиционных привозов, в том числе
– «Русская свадьба» с театрализованной
экскурсией. Все
они неоднократно посещались участниками
данного гимназического проекта.
Задуманный первоначально как секция в рамках конференции, проект вырос в подлинный фольклорный праздник. В нем нашлось место и сказке о
Марье-искуснице, которую Кощей превратил в жар-птицу, и
которая, умирая, сбрасывала с себя перья, ставшие очагами народного искусства. Ребят увлекли
демонстрация народных игрушек, сделанных из дерева и глины,
а также собственных творческих работ по мотивам абашевской
игрушки, и угощение присутствующих разгонным пряником, и игра «до упаду»
в народные подвижные игры.
Таким образом, в гимназии создана атмосфера, стимулирующая учащихся к проведению исследований в области освоения русской культуры,
истории, краеведения, позволяющая проявить собственное творчество
в любом из этих направлений.
Сергиев Посад имеет древние и богатые традиции, связанные с производством игрушки. Поэтому многие ребята предпочитают разрабатывать темы, посвященные игрушкам или рассматривать вопросы традиционных
русских праздников через народные игрушки.
Так, проект по теме «Рождество» включал в себя создание кукол-столбиков для вертепного представления и разыгрывание кукольного спектакля «Царь Ирод». При этом важно подчеркнуть, что в эту работу включились многие девочки, у которых собственные СТР были посвящены совершенно другим проблемам, связанным с биологией, географией или историей. А создание кукол больше походило на девичьи посиделки, где рукоделие соседствовало с
песнями, шутками и даже хороводами. Именно эти «активистки» были главными участниками и организаторами
празднования
Масленицы в гимназии.
По убеждению П.Д. Бартрама,
кукольный театр ценен не только сам по себе, а, прежде всего,
как возможность пробуждения в ребёнке его творческого начала.
В своей творческой работе «Театр Петрушки» семиклассница
написала: «Мне было интересно: будет ли нашим современникам
нравиться театр Петрушки? Я попыталась создать главного
героя этого театра и теперь собираюсь покачать представление
с ним. Сама я считаю, что делать Петрушку,
играть с ним маленькие пьески очень здорово и
увлекательно»
Самостоятельно-творческие работы гимназистов стали особой формой педагогической организации поисково-творческой деятельности учащихся по
изучению и возрождению ими народной празднично-игровой культуры.