содержание книги
обложка книги
 

От игры и праздника к празднично-игровой культуре

В.М.Григорьев,

доктор педагогических наук,

ГосНИИ семьи и воспитания

И игра, и праздник переживают сейчас весьма противоречивый, драматический период своего развития. С одной стороны, по сравнению с долгими годами недостаточного к ним внимания, теперь настал бум празднований и игр. Но с другой стороны, создается этот бум за счет бурного развития сравнительно немногих приносящих большую прибыль или престиж, но часто сомнительных в нравственном и педагогическом отношении игровых и праздничных форм: азартных игр, игровых автоматов, компьютерных игр, «раскрученных» рекламой игрушек, бесконечных претенциозных юбилеев, презентаций и т.п.

Большинство же остальных форм, не сулящих быстрой и большой выгоды, попало в еще более трудное положение, чем прежде; они могут вовсе исчезнуть. К примеру, закрыто множество отечественных фабрик игрушек. Рынок наводнен игрушками зарубежными и бесконтрольно изготовляемыми отечественными, среди которых масса недоброкачественных, буквально опасных для физического и духовного здоровья детей. Несмотря на Приказы Министерства образования об обязательной экспертизе детских игр и игрушек, положение с их качеством мало изменилось. Критике подвергается и многое в современных празднествах – вплоть до приложения к части из них пушкинского образа «пир во время чумы». Беспокойно и за судьбу многих из них – хороших, но не получающих должной материальной поддержки.

Одна из причин трудностей в развитии игр и праздников – недостаточное их взаимодействие. Хотя по самой сущности своей, как увидим при рассмотрении их свойств, они тесно взаимосвязаны. Это делает возможным и во многих случаях наиболее целесообразным рассмотрение игр и праздников в составе интегрированной празднично-игровой культуры.

Празднично-игровую культуру можно понимать широко – как всю праздничную культуру и всю игровую вместе. Но это не раскрывает их сущностных взаимосвязей. Важно понять, каким образом эти две культуры, будучи самостоятельными, взаимодействуют при этом в пространстве и времени.

Схематично их можно изобразить в виде двух кругов, большей своей частью наложенных друг на друга. Совмещенная часть кругов является интегрированной празднично-игровой культурой (ПИК) в узком и строгом её понимании. Она включает в себя игровые праздники и праздничные игры. «Золотая середина» между широким и узким значением – значение оптимальное – охватывает еще и переходные формы, например: праздник-ярмарка, праздник-конкурс, праздник-презентация, игра-тренировка, опробование игры при подготовке ее к празднику и др. Причем ПИК включает в себя не только праздничную и игровую деятельность, но также их духовную и материальную основы, все составляющие культуры.

Необходимость интеграции вызывается стремительно выросшим запросом на игры и праздники во всей полноте их объединенного потенциала. Объединение ведет не просто к суммированию, но порождает и совершенно новые возможности: потенциал у целого всегда больше, чем у суммы его отдельных частей. К тому же сама история свидетельствует о единении игры и праздника. В древности праздники были игровыми, даже в таких особых случаях, как дни памяти, похороны. Чествование умерших, погибших строилось на тех же механизмах ритуалов, игр, что и радостные празднества, отличаясь в основном тональностью. Еще у Пушкина читаем: «На тихий праздник погребенья Я вас обязан пригласить. («Мое завещание друзьям». 1815 г.).

В индустриальную эпоху с ее принципом специализации игра и праздник во многом обособились друг от друга. Утвердились официальные торжества, чуждые игре, улыбке. Они все больше вытесняли веселые игровые праздники, а с ними и многие игры, бытовавшие преимущественно как праздничные, например, хороводные игры, переплясы.

И вот появляется в наше время возможность, даже необходимость возрождения празднично-игровой культуры в ее полноте, цельности. Возможность опирается на общность значительной части их основных свойств. Во многих определениях игры, включая мое [1] , подчеркнуты добровольность, свобода выбора игры, радость, приносимая непосредственно самим процессом игры, ее воспитательно-развивающее влияние на человека. Но разве не свойственно всё это любым настоящим праздникам, исключая, конечно, формально проводимые, излишне заорганизованные празднования, которые уже и не воспринимаются как праздники? Ответ, думается, ясен.

Что же делает интеграцию игры и праздника полезной, необходимой? Способность дополнять друг друга тем, что у одного из них отсутствует или в недостатке. Так, праздники давно завоевали высокий социальный статус, а отсюда легче получают для себя средства, время, место, оформление, режиссеров и другое обеспечение, чего не имеют пока большинство игр. (Кстати, сам лозунг, под которым ведется борьба за престиж игры в обществе, не вполне удачен. Формула «Игра – дело серьезное» противоречит восприятию игры как занятия веселого, радостного.)

Для игр включение в программу праздника означает получение некоторой доли отпускаемых на праздники средств, повышение престижа и т.д. Недаром ведь высокочтимый Ефим Маркович Минскин, всю жизнь ратовавший за повышение роли игры, предложил и внедрил специально игре посвященный праздник – Неделю игры и игрушки. Везде, где он проводится, игра получает дополнительные возможности для развития, роста потенциала. В свою очередь, игра способна сторицей воздать за это празднику. Та же Неделя игры заметно обогащает праздничную палитру даже богатого по этой части МГДД(Ю)Т. Но и каждый игровой элемент привносит в технологию проведения праздников нечто новое и яркое.

Дело в том, что игра обладает неисчерпаемыми запасами эффективных приемов – как проверенных веками (а игра старше самого человечества), так и прямо на глазах изобретаемых, так как одно из сущностных свойств игр – импровизация, изобретение и опробование нового, оригинального, неожиданного. Сочетание же того и другого возводит потенциал игры, так сказать, в квадрат. Есть чем поддержать праздники в решении проблем их проведения.

Вот перед современными праздниками встала проблема активизации присутствующих, которые слишком часто оказываются сейчас пассивными зрителями. Испытанным средством активизации показало себя проведение игровых соревнований, аттракционов. Но в запасе еще мало используемый механизм сюжетно-ролевой игры, перевоплощение большинства участников в игровые персонажи.

Помню, как в 1960-е годы начиналось возрождение Масленицы. Педколлектив нашей школы решил провести этот праздник, но школьникам тогда слово «масленица» почти ничего не говорило, не имело престижа, не увлекало. Тогда решено было применить игровую форму: сказали, что надо собрать «войско», чтобы прогнать Зиму, взять штурмом ее снежную крепость. А у Зимы будет свое «войско» защитников. Создали два «войска» с воеводами, начали строить снежные сооружения. Ребята увлеклись. Тут уж кто-то взялся готовить и чучело, чтобы победно сжечь его, и блины для «пира победителей», а отчасти и поминок по Зиме. Даже ритуал сжигания Масленицы с хороводом вокруг нее разучили, как и другие обряды. Праздник так удался, что стал жить и в другие места удавалось не раз его переносить. Во всех опубликованных нами вариантах сценария в центре сюжета борьба сил Зимы и Весны со взятием снежной крепости (там же, с. 132 – 139). Этот стержень праздничного действа подарила игра.

Многие традиционные народные праздники едва ли не целиком состоят из взаимосвязанных циклов игр и игровых обрядов. В этом убедились коллективы друзей игры (КДИ), возрождая, например, Красную Горку, Семик, Русалии, Ивана Купалу, Семенов день, Катерину-санницу, Корочун и др. Возрождение таких праздников помогает одновременно и возрождению тех игр, что способны сейчас жить только в празднично-игровой обстановке, скажем, катание яиц, бабки, свайка, молодежные горелки, да и все почти хороводные игры. Польза здесь обоюдная.

Однако ни праздник, ни игра не могут развиваться только за счет возрождения традиций. Для создания новых оригинальных праздников также все чаще прибегают к игре или даже к игре во второй, в третьей степени. Если свадьба уже и по традиции считалась игрой («сыграли свадьбу»), то теперь стали изобретать свадьбы под водой, в космосе, в Интернете…Подобными примерами пестрит пресса.

Если же говорить о праздниках, проводимых не в погоне за оригинальностью, а ради действительной красоты и пользы людям, то лучший путь к цели – гармоничное сочетание нового и традиционного. Классический пример – празднование открытия и закрытия Олимпийских игр. Это традиция тысячелетий, но обновляемая с каждой новой Олимпиадой. Широко признаны Пушкинские праздники в Захарове, зарождавшиеся тоже на основе игр – игр пушкинского детства, возрожденных друзьями игры и дополненных другими яркими элементами праздничности [2] .

Не надо думать, что успех может быть обеспечен лишь государственными или, по крайней мере, региональными средствами. Механизмы взаимодействия праздничности и игры лучше всего проявляют себя как раз на сравнительно небольших дружеских праздниках. Здесь всё надо делать самим и потому яснее видно, из чего складывается праздник.

С учетом опыта самых различных празднований можно определить праздник как чествование памятного или нового радостного события путем специального выделения свободного (праздного, порожнего) от обычных дел времени и места с осуществлением целых комплексов особых праздничных действий: провозглашения праздника, поздравления с вызвавшим его событием, приглашения гостей, нарядного оформления места и его участников, музыки, развлечения зрелищами, играми, соревнованиями, включения в сюжетно-ролевое игровое действо, чествования отличившихся, награждения, подарков, угощения, наслаждения искусством, природой, установления доброжелательного, дружелюбного общения, нередко с введением необычных ролей, неожиданных положений (ряжение, выбор партнеров по жребию, по «велению» распорядителя и т.п.) и многого другого, что превращает и сам праздник в запоминающееся радостное событие. Праздники привлекательны, их стараются повторять, превращать в традиционные, опираясь на создание красочных и торжественных обрядов, ритуалов, церемоний. Об особо почитаемых праздниках распространяются легенды, мифы, придающие торжествам сакральный (священный) характер.

Часть празднеств возникает, наоборот, на основе уже сложившихся легенд, мифов о сверхъестественных, божественных явлениях, святых, пророках. Таковы многие религиозные празднества. Обожествлялись многие космические и природные явления, включая смену времен года, игравшую определяющую роль в жизни земледельцев и скотоводов – так сложился народный календарь аграрных праздников с их особой символикой.

Хотя многие символы со временем теряют свое сакральное значение, превращаясь в художественно-игровые, но они остаются символами общих ценностей, духовно объединяющих собравшихся на праздник людей. Например, действиям ряженых на русских Святках или на европейских или американских карнавалах уже редко кто придает существовавший когда-то магический смысл, но ценится зрелищная, комическая сторона ряжения, его игровое начало, позволяющее на время праздника преодолевать обыденные нормы, запреты, примерять новые, необычные роли и положения, «перевернутые» смыслы, освежая привычное восприятие жизни.

Ни один отдельный праздник не в состоянии включить в себя все возможные составные части празднования. Создаются различные их комплексы, то более, то менее удачные. Удача приходит при оптимальном, гармоничном подборе основных составляющих со свободой дополнения их другими элементами, выбранными по желанию.

Ярким примером удачной структуры праздника являются наиболее удачные варианты проводимой больше 50 лет Недели игры и игрушки. И секрет каждой удачи, видимо, – как раз в оптимальном соединении игры и праздника. В сущности, родилось уникальное явление – явление не просто игровой или праздничной культуры, а интегрированной празднично-игровой культуры.

Более 35 лет непрерывно наблюдая за развитием Недели игры, могу отметить, что полнота и стройность ее структуры складывались постепенно и в постоянном взаимодействии игрового и праздничного начала. Чем шире становилась праздничная сторона культуры, тем легче вписывались в нее новые пласты игр, которых сначала не было: народных игр, включая подвижные и даже хороводные, технических, потом и компьютерных. А каждое пополнение игр, в свою очередь, повышало богатство и яркость праздника в целом [3] .

Этот процесс продолжается, но, к сожалению, замедлился. И сразу начали возникать кризисные моменты в развитии Недели игры, о которых говорилось при обсуждении итогов нескольких последних Недель. Есть над чем задуматься.

Конечно, это проблема не только Недели игры, но и всего дальнейшего развития как праздничной, так и игровой культуры. Решить проблему можно только в союзе практики с подлинно современной наукой. Хорошо, что в МГДД(Ю)Т заложены основы для этого. В отделе игры есть сектор развития игровой культуры, взаимодействующий с другими подразделениями Дворца, в том числе по линии изучения и организации праздников. Представленная на данной конференции научно-методическая продукция вызывает уважение. Но при всем том одному Дворцу встающую во весь рост проблему не одолеть. Нужны объединенные усилия всех заинтересованных сторон. В частности, хочется напомнить, что в Российской Академии образования действует при Государственном НИИ семьи и воспитания и Международном обществе друзей игры Совет по празднично-игровой культуре, объединяющий специалистов самых разных профилей. В недавно изданном сборнике материалов международной конференции по этнопедагогике 29 авторами представлен раздел по празднично-игровой культуре. Среди авторов представители МГДД(Ю)Т Е.В.Борисов, С.В.Григорьев, А.С.Фролов. Такое сотрудничество становится уже традиционным, так как существует еще с периода организации секции празднично-игровой культуры на международной конференции в 1999 г. в том же ГосНИИ семьи и воспитания. [4]

Разработка проблем празднично-игровой культуры становится приоритетным направлением для Международного общества друзей игры. Это видно и в тех его изданиях, которые посвящены игре, например, в недавно изданном II выпуске "Теории и истории игры» (М., 2003), в готовящемся III выпуске «Академии игры», в моей монографии «Мир игры на рубеже тысячелетий».

Тема празднично-игровой культуры прозвучала и на только что прошедших Первых Бартрамовских чтениях в Художественно-педагогическом музее игрушки РАО в г. Сергиев Посад, где были широко представлены специалисты как по игре, игрушке, так и по праздничной культуре.

Примеры можно множить, но суть их одна – уже складываются различные центры, занимающиеся празднично-игровой культурой. Требуется объединяющий их усилия координационный центр. Но здесь важна и организационно-статусная сторона: это должен быть организационно оформленный специальный Центр празднично-игровой культуры при достаточно авторитетном образовательном учреждении.

________________________________

1.Григорьев В.М. Народные игры и праздники в России. Изд. 2-е. - М., 1994. - С. 7 - 8.

2. Григорьев В.М. Наш Пушкинский праздник. Изд. 2-е, - М., 1994.

3. Неделя игры и игрушки: История и педагогическое значение. // Московская игротека. Вып. 2. - М., 1999-2000. - С.1 - 16.

4.Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: Материалы Международной научно-практической конферен-ции. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999. - 268 с.

 

Используются технологии uCoz