главная страница
содержание книги обложка книги
 

Празднично-игровая культура:
горизонты и перспективы

 

ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ
 АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ

Б.З. Вульфов,

доктор педагогических наук,

профессор Университета Российской академии образования

Праздник и игра являются верными спутниками страны детства.

Читаем у В.И.Даля краткое и верное: «Праздники памятны, а будни забывчивы». Пословица эта точно верна в отношении к праздникам детским. Они по-настоящему «памятны» тем более, чем интересней детям, чем более их собственную активность вызывают.

Однако сегодня педагоги констатируют явный дефицит игровой культуры и у детей, и у взрослых.

Проведение научно-практической конференции по празднику и игре выводит нас на важную педагогическую тему воспитания личности ребенка. Важнее нет задачи в педагогике, чем формирование юного гражданина своего Отечества. В этом плане Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества накопил богатый опыт работы со многими поколениями детей и родителей.

Воспитанию нельзя однажды и навсегда научиться! Оно всегда – при любом возрасте и характере, при любой профессии и стаже человека – создает все новые для него ситуации. Чаще всего в них проявляются те или иные общие тенденции или закономерности, объясняемые теорией. Поэтому знание постулатов педагогической науки, этно-педагогики очень важно. Но и это знание эффективно реализуется в конкретном опыте, только в данных условиях, в данной ситуации. И любая такая ситуация непременно начинается с вопросов кто? что? зачем? – и продолжается, в связи с ответами на них – поиском и выбором вариантов решений (почему? что? как?), его принятием, и завершается новыми вопросами: что произошло? как будет? что делать дальше? В ответах на подчеркнутые вопросы воплощаются не только теоретические знания, но и личность педагога (и не только профессионала): его характер и темперамент, состояние и настроение. Чем больше вопросов, тем тщательнее поиск и анализ ответов, тем вероятнее оптимальный выбор решения. Но и оно тем более эффективно, чем над большими новыми вопросами заставляет задуматься.

Один из ключевых вопросов в этом аспекте – это вопрос взаимопонимания детей и взрослых. Посмотрим на него с философских позиций.

Взаимопонимание людей – это отражение их обоюдной, хотя и разной, потребности друг в друге, выражаемой в обоюдном же принятии, в связях и отношениях, поэтому оно является одним из главных путей человека к человеку. Зачем понимание? Понимание в другом (других) чего? – его (их) ценностей, образа жизни, черт личности, выражаемых в поступках и словах.

Взаимопонимание людей – условие и путь к их сотрудничеству, которое выступает важнейшим фактором их самопознания и, главное, саморазвития, самореализации. Здесь влияние двуединое: и для со-бытия с другими, а их – с тобой (сообщество, соучастие, т.е. совместность), и для само-определения в системе отношений.

В основе взаимопонимания как процесса – внимание к людям, к человеку, его обстоятельствам, а как состояния – отношение, проявляемое и взрослыми, и деть­ми в мыслях и чувствах, словах и поступках.

Педагогические средства достижения взаимопонимания и освоения детьми и взрослыми его пространства - их совместная деятельность, их отношения и общение. Это пространство весьма многообразно: семья, школа, учреждение дополнительного образования, сфера свободного общения, широкий социум. Каждая из этих составляющих обладает своим, особым, ничем полностью не компенсируемым педагогическим потенциалом, однако ни одно не реализует его изолированно от других: при любых обстоятельствах они – прямо или опосредованно – влияют вместе. Не учитывая этого, трудно понять процесс возникновения и состояние взаимопонимания как в целом детей и взрослых (детства и взрослости), так и любого его конкретного случая. Впрочем, и эти конкретные случаи дают основания для обобщений – и детям (о взрослых вообще), и взрослым (о детстве). Трудность и в том, что взрослые привыкли распоряжаться (порой неумело, бестактно) судьбами детей, нередко вызывая у них аллергию на такие усилия, подчас основанные лишь на собственном опыте педагога. Выполнение его человеческих и профессиональных обязательств предполагает и непременное знание, понимание, и учет интересов самих детей. Так труднее, но важнее.

Рассмотрим своеобразие отдельных ареалов пространства взаимопонимания детей и взрослых.

Семья – первая «всеобъемлющая» (условия и образ жизни) среда ребенка, где пример родителей поначалу естественен, единственен, бесспорен. Для ребенка – первые примеры понимания его, первый опыт понимания взрослых, социальная роль ребенка - воспитываемый: подчинение (следование нормам и ценностям взрослых), выводящее на самостоятельность, на дорогу к взрослости; роли члена семьи, школьника, ученика, товарища; роль взрослых пример жизни, взаимопонимания; семья социально-психологическая общность: с ее полнотой, традициями, атмос­ферой, отношениями между родителями и с родителями; личными качествами детей и взрослых.

Для школы как учебного заведения характерны не только жесткая определенность условий (предметная среда, режим, расписание, дисциплина), задаваемых взрослыми, но и возможности самоуправления. Взаимопонимание в организации школьной жизни часто связано с противоречиями и конфликтами: здесь более выражена позиция «неравноправия» ученика и учителя, которых объединяет и раз­деляет, между которыми стоит учебный процесс как непреложная обязанность, во многом определяющая их взаимопонимание – учителю так же труден для понимания нерадивый ученик, как этому нерадивому – учитель; поэтому важно понимание другого не только в учебной функции, но и человеческое – как личности.

В учреждении дополнительного образования главная особенность положения взрослого – пример и образец мастерства, лежащий в основе авторитета и уважения со стороны ребят, а главная особенность статуса детей – добровольный выбор и пребывание в любимом деле, требующем поддержки взрослых; эти две особенности и составляют реальную основу, конкретную базу взаимопонимания: общая увлеченность, совместное творчество – когда одни сами хотят чему-то научиться (в отличие от школы!), а другие – хотят и могут их научить.

Как раз такова направленность предлагаемой Дворцом городской открытой комплексной программы «Праздники Детства». Ее опытные создатели из Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества стараются помочь взрослым в решении ряда важных педагогических задач.

Прежде всего – в обогащении содержания целой системы детских праздников, разных по темам и характеру, по охвату участников и режиссуре, но явно увлекательных и ярких, а потому познавательных и воспитывающих по материалу. Они не превращаются в «дополнительные занятия на тему», но знакомят с интересными фактами и явлениями, не загнаны в жесткие организационные рамки, но предоставляют пространство и возможность свободно проявлять творчество и инициативу, не бессмысленное время препровождение, но полезный досуг.

Принципиальная ориентация Программы – на теснейшее взаимодействие педагогов и детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятий. Сами ребята не пассивные свидетели, «потребители» сделанного для них, но, в той или иной мере и форме – активные участники и организации, и хода праздничного действия.

В конечном (и главном) выигрывает каждый ребенок, с толком проводя свой досуг, обретая духовное, нравственное, эстетическое развитие в кругу сверстников и старших наставников.

Решению этих и других задач и будет способствовать творческое использование идей и рекомендаций программы «Праздники Детства». И тогда они станут действительно и с пользой «памятны» детям.

«Трехслойность» среды ребенка обогащает возможности взаимопонимания и сотрудничества детей, детей и взрослых: свой отряд (быт, общие дела) – кружок, секция (занятия по интересам) – общелагерный состав (праздники, игры и пр.). Многое и многих – разных! – надо понимать, со многими общаться, строить отношения.

Работая над книгой «Словарь педагогических ситуаций», мне приходилось давать комментарий многим сложным ситуациям взаимодействия между взрослыми и детьми. Вот один из примеров: «Адаптация социальная».

Торжественная часть школьного выпускного вечера. Звучат пожелания учителей и гостей:

- Главное, оставайтесь сами собой, не поддавайтесь обстоятельствам, старайтесь их преодолеть!

- Взрослая жизнь, понятно, будет сложнее той, какой вы жили до сих пор. Поэтому надо отказаться от каких-то намерений, не лезть на рожон….

Одна выпускница шепчет другой:

- И кому лучше верить? Они ведь спорят друг с другом, и оба по-своему правы! Так как же – быть верным себе или безропотно подчиняться событиям?

Ученые, сочетая, казалось бы, несочетаемое, называют это явление социальной адаптацией. Это не что иное, как достижение гармонии человека и тех социальных обстоятельств (профес­сиональной ситуации, статусной роли, микросоциума и т.д.), в которых он оказался. При смене обстоятельств приходится или приспосабливаться к новой среде, чтобы соответствовать иному образу жизни, ценой потери собственной индивидуальности, или стремиться к адекватной самореализации, сохраняя себя активным и гуманным самоутверждением, желанием и способностью найти себя в любой среде обитания.

Опыт последних лет убедительно свидетельствует: в благотворном, но нелегком осуществлении гуманизации системы образования  приоритетным оказывается не совсем недавнее следование «методическим рекомендациям» вышестоящих органов, а поиск оригинальных собственных решений, творческий выбор, отвечающий данным условиям и особенностям личной и профессиональной индивидуальности педагога. А эта индивидуальность рождается опытом, знаниями, рефлексией.

С годами знания и опыт обогащаются. Естественно, и педагогика динамична: способна к количественному и качественному наполнению и усилению, к расширению и углублению. Разумеется, бессмысленно противопоставлять педагогическую науку и практику, объективные закономерности и индивидуальность педагога. Лучше, очевидно, пойти иным путем: сочетать теорию и опыт посредством рефлексии, т.е. целенаправленной работы над собой, которую можно и нужно стимулировать, предлагая «ситуации к размышлению».

В связи с этим – последнее, но, пожалуй, главнейшее. Учась воспитывать других, можно добиться добрых результатов, только если преуспеть в не менее, а часто и более трудном и сложном, бесконечном и порой болезненном процессе – учиться самовоспитанию.

И тогда взаимопонимание станет предпосылкой, содержанием, результатом сотрудничества детей и взрослых, результат, оказывающийся... предпосылкой дальнейшего, еще более продуктивного их сотрудничества.

 

Используются технологии uCoz