Праздник и игра являются верными спутниками
страны детства.
Читаем у В.И.Даля краткое и верное: «Праздники памятны,
а будни забывчивы». Пословица эта точно верна в отношении
к праздникам детским. Они по-настоящему «памятны» тем более,
чем интересней детям, чем более их собственную активность
вызывают.
Однако сегодня педагоги констатируют явный дефицит
игровой культуры и у детей, и у взрослых.
Проведение научно-практической конференции по
празднику и игре выводит нас на важную педагогическую тему
воспитания личности ребенка. Важнее нет задачи в педагогике,
чем формирование юного гражданина своего Отечества. В этом
плане Московский городской Дворец детского (юношеского)
творчества накопил богатый опыт работы со многими поколениями
детей и родителей.
Воспитанию нельзя однажды и навсегда научиться!
Оно всегда – при любом возрасте и характере, при любой профессии
и стаже человека – создает все новые для него ситуации.
Чаще всего в них проявляются те или иные общие тенденции
или закономерности, объясняемые теорией. Поэтому знание
постулатов педагогической науки, этно-педагогики очень важно.
Но и это знание эффективно реализуется в конкретном опыте,
только в данных условиях, в данной ситуации. И любая такая
ситуация непременно начинается с вопросов кто? что? зачем?
– и продолжается, в
связи с ответами на них – поиском и выбором вариантов решений
(почему? что? как?), его принятием, и завершается новыми
вопросами: что произошло? как будет? что делать дальше?
В ответах на подчеркнутые вопросы воплощаются не только
теоретические знания, но и личность педагога (и не только
профессионала): его характер и темперамент, состояние и
настроение. Чем больше вопросов, тем тщательнее поиск и
анализ ответов, тем вероятнее оптимальный выбор решения.
Но и оно тем более эффективно, чем над большими новыми вопросами
заставляет задуматься.
Один из ключевых вопросов в этом аспекте – это вопрос
взаимопонимания детей и взрослых. Посмотрим на него с философских позиций.
Взаимопонимание людей – это отражение их обоюдной,
хотя и разной, потребности друг в друге, выражаемой в обоюдном
же принятии, в связях и отношениях, поэтому оно
является одним из главных путей человека к человеку. Зачем
понимание? Понимание в другом (других) чего? – его (их) ценностей, образа жизни,
черт личности, выражаемых в поступках и словах.
Взаимопонимание людей
– условие и путь к их сотрудничеству, которое выступает важнейшим
фактором их самопознания и, главное, саморазвития, самореализации. Здесь влияние двуединое: и для со-бытия
с другими, а их – с тобой (сообщество, соучастие, т.е. совместность),
и для само-определения в системе отношений.
В основе взаимопонимания как процесса – внимание к людям, к человеку, его
обстоятельствам, а как состояния – отношение, проявляемое
и взрослыми, и детьми в мыслях и чувствах,
словах и поступках.
Педагогические
средства достижения взаимопонимания и освоения детьми и
взрослыми его пространства - их совместная деятельность,
их отношения и общение. Это пространство весьма многообразно:
семья, школа, учреждение дополнительного образования, сфера свободного общения,
широкий социум. Каждая из этих составляющих
обладает своим, особым, ничем полностью не компенсируемым
педагогическим потенциалом, однако ни одно не реализует
его изолированно от других: при любых обстоятельствах они – прямо или опосредованно
– влияют вместе.
Не учитывая этого, трудно понять процесс возникновения и
состояние взаимопонимания как в целом детей и взрослых (детства и взрослости),
так и любого его
конкретного случая. Впрочем, и эти конкретные случаи дают
основания для обобщений – и детям (о взрослых вообще),
и взрослым (о детстве). Трудность и в том, что взрослые привыкли распоряжаться
(порой неумело, бестактно)
судьбами детей, нередко вызывая у них аллергию на такие
усилия, подчас основанные лишь на собственном опыте педагога. Выполнение
его человеческих и профессиональных обязательств предполагает
и непременное знание, понимание, и
учет интересов самих детей. Так труднее, но важнее.
Рассмотрим своеобразие отдельных ареалов пространства взаимопонимания детей и взрослых.
Семья – первая «всеобъемлющая» (условия и образ жизни) среда ребенка,
где пример родителей
поначалу естественен, единственен, бесспорен. Для ребенка
– первые примеры понимания его, первый опыт понимания
взрослых, социальная роль ребенка
- воспитываемый: подчинение (следование нормам и ценностям
взрослых), выводящее на самостоятельность, на дорогу
к взрослости; роли члена семьи, школьника, ученика, товарища;
роль взрослых –
пример жизни, взаимопонимания; семья –
социально-психологическая общность: с ее полнотой, традициями,
атмосферой, отношениями между родителями и с родителями;
личными качествами детей и взрослых.
Для школы как учебного заведения характерны
не только жесткая определенность условий (предметная среда, режим,
расписание, дисциплина), задаваемых взрослыми, но и возможности
самоуправления. Взаимопонимание в организации школьной жизни
часто связано с противоречиями и конфликтами: здесь более
выражена позиция «неравноправия» ученика и учителя, которых объединяет
и разделяет, между которыми стоит учебный процесс как непреложная
обязанность, во многом определяющая их взаимопонимание – учителю так же
труден для понимания нерадивый ученик, как этому нерадивому
– учитель; поэтому важно понимание другого не только в
учебной функции, но и человеческое – как личности.
В
учреждении дополнительного образования главная особенность положения взрослого – пример и образец мастерства, лежащий
в основе авторитета и уважения со стороны ребят,
а главная особенность статуса детей – добровольный выбор
и пребывание в любимом деле, требующем поддержки взрослых;
эти две особенности и составляют реальную основу, конкретную
базу взаимопонимания: общая увлеченность, совместное творчество – когда
одни сами хотят
чему-то научиться (в отличие от школы!), а другие – хотят
и могут их научить.
Как раз такова направленность предлагаемой Дворцом
городской открытой комплексной программы «Праздники Детства».
Ее опытные создатели из Московского городского Дворца детского
(юношеского) творчества стараются помочь взрослым в решении
ряда важных педагогических задач.
Прежде всего – в обогащении содержания
целой системы детских праздников, разных по темам и характеру,
по охвату участников и режиссуре, но явно увлекательных
и ярких, а потому познавательных и воспитывающих по материалу.
Они не превращаются в «дополнительные занятия на тему»,
но знакомят с интересными фактами и явлениями, не загнаны
в жесткие организационные рамки, но предоставляют пространство
и возможность свободно проявлять творчество и инициативу,
не бессмысленное время препровождение, но полезный досуг.
Принципиальная ориентация Программы – на теснейшее
взаимодействие педагогов и детей на всех этапах подготовки
и проведения мероприятий. Сами ребята не пассивные свидетели,
«потребители» сделанного для них, но, в той или иной мере
и форме – активные участники и организации, и хода праздничного
действия.
В конечном (и главном) выигрывает каждый ребенок, с
толком проводя свой досуг, обретая духовное, нравственное,
эстетическое развитие в кругу сверстников и старших наставников.
Решению этих и других задач и будет способствовать
творческое использование идей и рекомендаций программы «Праздники
Детства». И тогда они станут действительно и с пользой «памятны»
детям.
«Трехслойность» среды ребенка обогащает возможности взаимопонимания и сотрудничества детей, детей и взрослых: свой отряд (быт, общие дела) – кружок,
секция (занятия по интересам) – общелагерный состав (праздники, игры и пр.). Многое
и многих – разных! – надо понимать, со многими
общаться, строить отношения.
Работая над книгой «Словарь педагогических ситуаций»,
мне приходилось давать комментарий многим сложным ситуациям
взаимодействия между взрослыми и детьми. Вот один из примеров:
«Адаптация социальная».
Торжественная часть школьного выпускного вечера. Звучат
пожелания учителей и гостей:
- Главное, оставайтесь
сами собой, не поддавайтесь обстоятельствам, старайтесь
их преодолеть!
- Взрослая жизнь,
понятно, будет сложнее той, какой вы жили до сих пор. Поэтому
надо отказаться от каких-то намерений, не лезть на рожон….
Одна выпускница шепчет другой:
- И кому лучше
верить? Они ведь спорят друг с другом, и оба по-своему правы!
Так как же – быть верным себе или безропотно подчиняться
событиям?
Ученые, сочетая, казалось бы, несочетаемое,
называют это явление социальной адаптацией. Это не что иное,
как достижение гармонии человека и тех социальных обстоятельств
(профессиональной ситуации, статусной роли, микросоциума
и т.д.), в которых он оказался. При смене обстоятельств
приходится или приспосабливаться к новой среде, чтобы соответствовать
иному образу жизни, ценой потери собственной индивидуальности,
или стремиться к адекватной самореализации, сохраняя себя
активным и гуманным самоутверждением, желанием и способностью
найти себя в любой среде обитания.
Опыт последних
лет убедительно свидетельствует: в благотворном, но нелегком
осуществлении гуманизации системы образования
приоритетным оказывается не совсем недавнее следование
«методическим рекомендациям» вышестоящих органов, а поиск
оригинальных собственных решений, творческий выбор, отвечающий
данным условиям и особенностям личной и профессиональной
индивидуальности педагога. А эта индивидуальность рождается
опытом, знаниями, рефлексией.
С годами знания и опыт обогащаются. Естественно, и
педагогика динамична: способна к количественному и качественному
наполнению и усилению, к расширению и углублению. Разумеется,
бессмысленно противопоставлять педагогическую науку и практику,
объективные закономерности и индивидуальность педагога.
Лучше, очевидно, пойти иным путем: сочетать теорию и опыт
посредством рефлексии, т.е. целенаправленной работы над
собой, которую можно и нужно стимулировать, предлагая «ситуации
к размышлению».
В связи с этим
– последнее, но, пожалуй, главнейшее. Учась воспитывать
других, можно добиться добрых результатов, только если преуспеть
в не менее, а часто и более трудном и сложном, бесконечном
и порой болезненном процессе – учиться самовоспитанию.
И
тогда взаимопонимание станет предпосылкой, содержанием,
результатом сотрудничества детей и
взрослых, результат, оказывающийся... предпосылкой дальнейшего,
еще более продуктивного их сотрудничества.