содержание книги
обложка книги
 

Возможности использования развивающей среды музея игрушки в формировании игровой культуры младших школьников

Л.В. Шеметова,

Художественно-педагогический музей игрушки,

г. Сергиев Посад

Игровая культура – неотъемлемая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. Игровую культуру следует понимать широко: это не только культура духовная (знания, образы, идеалы и другое), но и материальная культура (игрушки, игровые сооружения, снаряжение и проч.), а также сама игровая деятельность, поведение играющих [1] .

О важной роли игры в воспитании и развитии человека, начиная с раннего детства, говорили Платон и Аристотель, а затем и крупнейшие мыслители, и педагоги: Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Фребель, К.Д. Ушинский и др. К XX веку роль игровой культуры в формировании общей человеческой культуры стала настолько признанной, что И.Хейзенга предложил назвать человека «Homo Ludens» (человек играющий). Этот век стал временем широкого и разнообразного применения игровых средств в самых разных сферах деятельности, включая обучение и воспитание. Однако, чтобы игровая культура приносила ожидаемую пользу, она сама должна быть достаточно развита и сформирована. В научных исследованиях установлено, что влияние игры на развитие личности опосредовано уровнем игровой культуры личности: при высоком уровне влияние высоко эффективно, при низком уровне даже хорошая в основе игра искажается, её влияние на развитие личности становится сомнительным или вредным. Следовательно, необходима специальная работа воспитателей по повышению игровой культуры воспитанников, в соответствии с их возрастными потребностями. Это не только одно из условий успешного воспитания, но задача, особенно в переломные, кризисные моменты развития личности. Один из них – переход из дошкольного детства в школу.

В период, предшествующий обучению в школе, ребёнок открыт к усвоению нового, обладает необходимой активностью и свободой проявлений. Ведущей деятельностью является игровая, которая достигает высокого уровня, но является ещё недостаточно осознанной, основываясь на непроизвольном интересе (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Тем не менее, игра в дошкольном детстве является основной формой деятельности и выполняет свою незаменимую роль в развитии личности. Однако с приходом в школу, ведущей деятельностью становится учебная, требующая развития произвольного внимания, целенаправленных волевых усилий. Этот период труден, порождён конфликтами, которые не всегда умеют разрешить родители и даже некоторые педагоги. Многие из них встают на путь вытеснения, полной замены игры обучением, тогда как требуется найти оптимальное сочетание ведущей учебной деятельности с игровой, как вспомогательной, способной оказать большую помощь в общем развитии личности, что требует формирования нового, более высокого уровня игровой культуры воспитанников.

Такую проблему, к сожалению, даже не ставят перед собой многие педагоги и родители, не разрабатываются научные решения. Педагогической литературы, посвящённой играм младших школьников, во много раз меньше, чем по дошкольному возрасту. Издания последних лет («Внешкольник», «Праздник», «Вожатый века», «Воспитание школьников» и др.) также не решают рассматриваемую проблему, т.к. посвящены почти исключительно отдельным играм, игровому инвентарю и другим составляющим игровой культуры, но не ставят специального вопроса о формировании целостной игровой культуры младших школьников. Кроме того, проблема эта вряд ли может быть решена в рамках лишь школьного обучения и воспитания, а требует взаимодействия с другими социально-педагогическими институтами общества.

Определённую роль в решении этой задачи могут сыграть музеи, активно развивающие игровые методы музейной педагогики. Современная отечественная и зарубежная музейная педагогика располагает большим набором методов и средств, направленных на активное восприятие ребёнком культуры в музее. Всё чаще в музейной практике используются циклические формы работы, требующие подготовки и реализации определённых педагогических программ, ориентированных на различную аудиторию. В целях эффективной реализации этих программ привлекаются специалисты различных направлений педагогического профиля, музеи становятся открытыми для сотрудничества с общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования [2] .

Особая роль принадлежит в этом музеям игры и игрушки, специально изучающим игровую культуру, хранящим и популяризующим её лучшие образцы разных эпох и народов. В частности, уникальна в этом смысле экспозиция Художественно-педагогического музея игрушки (г. Сергиев Посад), так как она учитывает возрастной интерес младшего школьника к игровой деятельности и к игрушке, что позволяет использовать её как  средство приобщения младших школьников к игровой культуре. Для нашего музея музейно-педагогическая направленность особенно органична, так как она удачно сочетается с педагогическими находками крупной личности первого директора нашего музея Н.Д.Бартрама, который выступал не только как собиратель и хранитель культурно-исторических ценностей, но и одновременно как тонкий, вдумчивый воспитатель.

В настоящее время коллекция музея насчитывает 30 тысяч экспонатов. Среди них археологические находки, уникальное собрание игрушек разных стран и народов, живописные портреты XVIII-XX вв., детская мебель, посуда, графика и т.д. С помощью игрушки ребёнок входит во взрослый мир, постигает законы мира, добра и красоты. Наш музей исходит от ребёнка, от его возможностей, интересов, отношений с миром. Одна из первых задач, которая стоит перед музейным педагогом с первых минут общения с группой или индивидуальным посетителем, – определить, какой способ общения необходимо выбрать, какими методическими приёмами пользоваться. Традиционной формой работы в музее остаются экскурсии: обзорная, тематическая и семейная.

Все наши экскурсии проходят в форме диалога. Хорошим показателем достоинства нашей методики является то, что за последние годы в музее увеличился поток «неорганизованного» одиночного посетителя. Разработаны семейные путеводители по экспозициям нашего музея, которые предусматривают самостоятельную работу родителей с детьми. Путеводитель с включёнными творческими заданиями полностью заменяет экскурсию. Главное – пробудить активность и творчество детей. Дети с удовольствием рисуют, раскрашивают, сочиняют.

Вариативность подхода к трактовке и подаче наглядного и экспозиционного материала предполагает эффективное использование игрового и проблемно-поискового методических приёмов. Решая задачу приобщения детей младшего школьного возраста к игровой культуре, мы выделяем праздник как центр игровой деятельности в музее.

При проведении праздника «День города» мы сочетаем различные формы работы, где широко применяются игровые методики (музейные игры) и специальные путеводители, так называемые листки активности для детей. В основе музейных игр и листков активности лежит вопросно-поисковый метод, а именно: ребёнок должен не просто пройти по экспозиции, но и что-то найти, угадать, рассмотреть, проанализировать, высказать своё суждение и т. д. В этом увлекательном путешествии по стране игр ребёнка сопровождает родитель. Как правило, подобные материалы снабжены ребусами, кроссвордами, заданиями раскрасить рисунки или смастерить предмет, увиденный в музее. После выполнения заданий дети знакомят со своими ответами сотрудников музея, получая приз в случае, если ответы правильны. Помощником является музейный педагог.

Руководя отделом музейной педагогики, автору удалось проверить на практике широкий спектр форм работы, прежде всего с младшими школьниками и начать их научный анализ и систематизацию, что выявило серьёзную проблему в формировании игровой культуры учащихся средствами музейной педагогики: нет единой системы взаимодействия музея и школы, посещения музея чаще носят стихийный, неподготовленный характер и не охватывают всех школьников в период кризисного перехода от дошкольного к школьному уровню игровой культуры.

Таким образом, главной проблемой в воспитании игровой культуры младших школьников является разработка системы взаимодействия музея и школы в формировании нового осознанного уровня развития игровой культуры, соответствующего данному периоду развития личности. Эту проблему, к сожалению, один музей решить не может, зато способен стать интегрирующим центром для семьи и школы.



[1] Григорьев В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. – Часть1. – М.: ОДИ-International, 1996. – С.5.

[2] Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М.: Министерство культуры РФ. Российский институт культурологии, 2001.

Используются технологии uCoz