Игровая культура – неотъемлемая
часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения.
Игровую культуру следует понимать широко: это не только
культура духовная (знания, образы, идеалы и другое), но
и материальная культура (игрушки, игровые сооружения, снаряжение
и проч.), а также сама игровая деятельность, поведение играющих
.
О важной роли игры в воспитании и развитии человека,
начиная с раннего детства, говорили Платон и Аристотель,
а затем и крупнейшие мыслители, и педагоги: Ф.Рабле, Э.Роттердамский,
Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Фребель, К.Д.
Ушинский и др. К XX веку роль игровой культуры
в формировании общей человеческой культуры стала настолько
признанной, что И.Хейзенга предложил назвать человека «Homo Ludens»
(человек играющий). Этот век стал временем широкого и разнообразного
применения игровых средств в самых разных сферах деятельности,
включая обучение и воспитание. Однако, чтобы игровая культура
приносила ожидаемую пользу, она сама должна быть достаточно
развита и сформирована. В научных исследованиях установлено,
что влияние игры на развитие личности опосредовано уровнем
игровой культуры личности: при высоком уровне влияние высоко
эффективно, при низком уровне даже хорошая в основе игра
искажается, её влияние на развитие личности становится сомнительным
или вредным. Следовательно, необходима специальная работа
воспитателей по повышению игровой культуры воспитанников,
в соответствии с их возрастными потребностями. Это не только
одно из условий успешного воспитания, но задача, особенно
в переломные, кризисные моменты развития личности. Один
из них – переход из дошкольного детства в школу.
В период, предшествующий обучению в школе, ребёнок открыт к усвоению нового,
обладает необходимой активностью и свободой проявлений.
Ведущей деятельностью является игровая, которая достигает
высокого уровня, но является ещё недостаточно осознанной,
основываясь на непроизвольном интересе (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин
и др.). Тем не менее, игра в дошкольном детстве является основной формой деятельности и выполняет свою
незаменимую роль в развитии личности. Однако с приходом
в школу, ведущей деятельностью становится учебная, требующая
развития произвольного внимания, целенаправленных волевых
усилий. Этот период труден, порождён конфликтами, которые
не всегда умеют разрешить родители и даже некоторые педагоги.
Многие из них встают на путь вытеснения, полной замены игры
обучением, тогда как требуется найти оптимальное сочетание
ведущей учебной деятельности с игровой, как вспомогательной,
способной оказать большую помощь в общем развитии личности,
что требует формирования нового, более высокого уровня игровой
культуры воспитанников.
Такую проблему, к сожалению, даже не ставят перед собой многие педагоги
и родители, не разрабатываются научные решения. Педагогической
литературы, посвящённой играм младших школьников, во много
раз меньше, чем по дошкольному возрасту. Издания последних
лет («Внешкольник», «Праздник», «Вожатый века», «Воспитание
школьников» и др.) также не решают рассматриваемую проблему,
т.к. посвящены почти исключительно отдельным играм, игровому
инвентарю и другим составляющим игровой культуры, но не
ставят специального вопроса о формировании целостной игровой культуры младших школьников.
Кроме того, проблема эта вряд ли может быть решена в рамках
лишь школьного обучения и воспитания, а требует взаимодействия
с другими социально-педагогическими институтами общества.
Определённую роль в решении этой задачи могут сыграть
музеи, активно развивающие игровые методы музейной педагогики.
Современная отечественная и зарубежная музейная педагогика
располагает большим набором методов и средств, направленных
на активное восприятие ребёнком культуры в музее. Всё чаще
в музейной практике используются циклические формы работы,
требующие подготовки и реализации определённых педагогических
программ, ориентированных на различную аудиторию. В целях
эффективной реализации этих программ привлекаются специалисты
различных направлений педагогического профиля, музеи становятся
открытыми для сотрудничества с общеобразовательными учреждениями
и учреждениями дополнительного образования .
Особая роль принадлежит в этом музеям игры и игрушки, специально изучающим
игровую культуру, хранящим и популяризующим её лучшие образцы
разных эпох и народов. В частности, уникальна в этом смысле
экспозиция Художественно-педагогического музея игрушки (г.
Сергиев Посад), так как она учитывает возрастной интерес
младшего школьника к игровой деятельности и к игрушке, что
позволяет использовать её как
средство приобщения младших школьников к игровой
культуре. Для нашего музея музейно-педагогическая направленность
особенно органична, так как она удачно сочетается с педагогическими
находками крупной личности первого директора нашего музея
Н.Д.Бартрама, который выступал не только как собиратель
и хранитель культурно-исторических ценностей, но и одновременно
как тонкий, вдумчивый воспитатель.
В настоящее время коллекция музея насчитывает 30 тысяч
экспонатов. Среди них археологические находки, уникальное
собрание игрушек разных стран и народов, живописные портреты
XVIII-XX вв., детская мебель, посуда,
графика и т.д. С помощью игрушки ребёнок входит во взрослый
мир, постигает законы мира, добра и красоты. Наш музей исходит
от ребёнка, от его возможностей, интересов, отношений с
миром. Одна из первых задач, которая стоит перед музейным педагогом с первых минут
общения с группой или индивидуальным посетителем, – определить,
какой способ общения необходимо выбрать, какими методическими
приёмами пользоваться. Традиционной формой работы в музее
остаются экскурсии: обзорная, тематическая и семейная.
Все наши экскурсии
проходят в форме диалога. Хорошим показателем достоинства
нашей методики является то, что за последние годы в музее
увеличился поток «неорганизованного» одиночного посетителя.
Разработаны семейные путеводители по экспозициям нашего
музея, которые предусматривают самостоятельную работу родителей
с детьми. Путеводитель с включёнными творческими заданиями
полностью заменяет экскурсию. Главное – пробудить активность
и творчество детей. Дети с удовольствием рисуют, раскрашивают,
сочиняют.
Вариативность подхода к трактовке и подаче наглядного
и экспозиционного материала предполагает эффективное использование
игрового и проблемно-поискового методических приёмов. Решая
задачу приобщения детей младшего школьного возраста к игровой
культуре, мы выделяем праздник как центр игровой деятельности
в музее.
При
проведении праздника «День города» мы сочетаем различные
формы работы, где широко применяются игровые методики (музейные
игры) и специальные путеводители, так называемые листки
активности для детей. В основе музейных игр и листков активности
лежит вопросно-поисковый метод, а именно: ребёнок должен
не просто пройти по экспозиции, но и что-то найти, угадать,
рассмотреть, проанализировать, высказать своё суждение и
т. д. В этом увлекательном путешествии по стране игр ребёнка
сопровождает родитель. Как правило, подобные материалы снабжены
ребусами, кроссвордами, заданиями раскрасить рисунки или
смастерить предмет, увиденный в музее. После выполнения
заданий дети знакомят со своими ответами сотрудников музея,
получая приз в случае, если ответы правильны. Помощником
является музейный педагог.
Руководя отделом музейной педагогики, автору удалось
проверить на практике широкий спектр форм работы, прежде
всего с младшими школьниками и начать их научный анализ
и систематизацию, что выявило серьёзную проблему в формировании
игровой культуры учащихся средствами музейной педагогики:
нет единой системы взаимодействия музея и школы, посещения
музея чаще носят стихийный, неподготовленный характер и
не охватывают всех школьников в период кризисного перехода
от дошкольного к школьному уровню игровой культуры.
Таким образом, главной проблемой в воспитании игровой культуры младших
школьников является разработка системы взаимодействия музея
и школы в формировании нового осознанного уровня развития
игровой культуры, соответствующего данному периоду развития
личности. Эту проблему, к сожалению, один музей решить не
может, зато способен стать интегрирующим центром для семьи
и школы.