“Народные игры веками живут.
В них мудрость и сила,
Их любят и ждут…
Теперь их не видно.
Какая беда!
Неужто исчезнут они навсегда? ”
(Из стихотворения
В.Д.Берестова и сотрудников отдела игры)
Народные игры являются нашим национальным богатством. Мы обладаем сокровищами
празднично-игровой культуры, которых не имеют многие страны.
К сожалению, педагоги и родители недостаточно используют
их для воспитания и развития детей.
Именно народные игры являются сердцевиной
празднично-игровой культуры. Опираясь на лучшие и проверенные
игры, педагоги и родители, могут противостоять безнравственному
разлагающему влиянию многих современных средств воздействия
на людей и современным условиям жизни, когда очень трудно
перебороть отрицательное влияние попкультуры на подростков
и молодежь.
Народным играм обучать детей
нужно специально, так как естественная передача от поколения
поколению народной празднично-игровой культуры в настоящее
время во многом прервана. Сохранение национальной самобытности,
воспитание чувства уважения и дружбы к другим народам обеспечиваются
в значительной мере через освоение игр разных народов на
основе своих исконных игр, забав и обрядов. Разучивание
игр разных народов особенно важно в наше время раздора.
Дети с удовольствием играют в украинские, белорусские, эстонские
и венгерские игры, игры народов Кавказа и других народов,
и, конечно, в русские народные игры – «От Пушкина до наших
дней».
Для широкого изучения лучших
образцов празднично-игровой культуры целесообразно начинать
с начальной школы, что соответствует и возрастным особенностям.
Педагогам помогут любимые игры своего детства. Это доступно
практически каждому учителю. Важно привлечь и родителей,
бабушек, дедушек, а также учащихся старших классов. Одним
из главных результатов будет дружба и взаимопонимание родителей
и детей, разумный досуг и
веселый отдых.
Проведение занятий по игре – дело не такое легкое,
как может показаться. В.Н.Терский, соратник А.С.Макаренко,
писал: «Мы хорошо поняли, что халтура в игре опаснее и недопустимее,
чем халтура учителя на уроке, потому что она может оставить
более глубокий и нехороший след в чувствах детей. В игре
дети бывают увлечены до глубины души, на полном напряжении
участвуют все человеческие силы».
Для ведения занятий по народным
играм, необходима подготовка специалистов на курсах и практикумах
по празднично-игровой культуре. Возможна разработка спецкурса
для учебных заведений в сфере образования и культуры. Но
главное – это совместная практика. Например, некоторые учителя
нашей школы сами проводят на переменах разученные игры или
руководят деятельностью детского игрового актива в своем
классе, участвуют в подготовке игровых программ на общешкольных
праздниках. Одной из форм подготовки специалистов является
участие старшеклассников и студентов в качестве вожатых
в летней смене лагеря игрового актива, который проводится
в отделе игры МГДД(Ю)Т в течение ряда лет.
В моей 20-летней педагогической
деятельности, связанной с начальной школой, основой явились
игры Клуба друзей игры, в котором я начал заниматься в 1975
году, с 8 класса. Наш КДИ-КИД Лесногородской средней школы
Одинцовского района Московской области основан 28 ноября
1968 года учителями В.М. и Л.И. Григорьевыми, действует
по настоящее время, является родоначальником движения объединений
друзей игры. Игры КДИ стали «волшебной палочкой», приносящей
радость и дружбу детям и взрослым.
Семилетний опыт работы педагогом дополнительного образования
учебных групп «Народные игры» в первом, втором и третьем
классах начальной школы позволяет мне сделать вывод о необходимости
и возможности разработки материалов по этой практического
использования педагогами.
Как вариант возможно включение
экспериментально опробованных народных игр в программы по
физкультуре (подвижные игры), музыке (хороводные игры и
игры с пением), трудовому обучению (изготовление игр, игрушек,
игрового инвентаря).
Предложения: подробно изучить и собрать имеющийся опыт
проведения народных игр и праздников в начальной школе,
в разновозрастных коллективах друзей игры и других игровых
объединениях на базе учреждений дополнительного образования,
культуры, а также в школах, среди этнографических, фольклорных,
спортивных и других коллективов.
Темы для сбора материалов предлагаю следующие:
-игры на перемене,
-игры на праздниках (массово-музыкальные,
подвижные и другие),
-подвижные игры для класса
(без предметов и с игровым инвентарем),
-игры с музыкой и пением, хороводные,
-игры с изготовлением игр,
игрушек, игрового снаряжения (трудовое обучение),
-физкультминутки и игры на
внимание,
-народные игры для других школьных
предметов (чтение. русский язык, математика, изобразительное
искусство),
-игровые формы («Конкурс смекалки»,
«Игровые посиделки», «Игротека» и другие),
-игровые праздники и календарные
обряды,
-другие интересные темы, уже разрабатываемые специалистами,
например, «Игры Пушкинского детства» (В.М. Григорьев, доктор
пед.наук).
В перспективе
– разработка спецкурса по народным играм для педколледжей
и пединститутов, включая практикум в группе и практические
занятия с детьми.
Предлагаю подготовить:
-видеофильмы, фотоиллюстрации
к описаниям игр,
-запись аудиокассеты с музыкальным сопровождением
игр и книжечку с текстами и нотами.
Таким образом, собранные материалы могут помочь проведению
занятий и на уроках, и на занятиях факультатива, в учебной
группе, кружке игрового актива и в системе общешкольных
массовых праздников.
Практика показывает высокую эффективность применения
опыта Клубов друзей игры для данного возраста и возможность
объединения сил учреждений дополнительного образования,
культуры и школ для создания и успешной работы различных
объединений на основе народных игр и праздников.