Проведение народных подвижных игр и
изготовление народного игрового инвентаря
Е.С. Новикова,
исполнительный
директор
некоммерческого
молодежного игрового объединения «Диво»
Молодежное игровое объединение «Диво» создано
в 2000г. выпускниками клубов друзей игры г. Москвы и Московской
области как развитие в новых условиях опыта Клубов друзей
игры.
За это время МИО «Диво» освоило несколько направлений
работы. Это игровые программы «Русские народные игры и забавы»,
«Игры и забавы Древнего Новгорода», «Игры пушкинской поры»,
свадебная программа «Игро-Дивный Совет».
Помимо
прежних постоянных игровых площадок «Городок исторических
игр» на базе ГМЗ «Коломенское» и на территории «Спортинг-Пэйнтленд
Парка», открыты две новые: «Парк исторических развлечений»
на территории Музея
русской усадебной культуры «Кузьминки» и в Шуваловской деревне
под Санкт-Петербургом.
На базе ГМЗ «Коломенское», Музея русской усадебной
культуры «Кузьминки» проходят экскурсионно-игровые программы.
В последнее время дети и взрослые проявляют большой интерес
к предлагаемым программам по народным играм, поэтому необходимо
их развивать.
Особенность наших программ – это ориентированность на участников, а не
на зрителей. Мы заинтересованы, чтобы как можно больше людей
участвовало в предлагаемых играх, почувствовало их атмосферу
и привлекательность. Игры подбираются с учетом пожеланий
организаторов праздника. Набор игр варьируется при изменении
погодных условий, состава и возраста гостей праздника. Наши
программы очень мобильны, мы можем взять только несколько
игр для небольшого количества людей, а можем развернуть
и целое действие с различными игровыми площадками, проведением
соревнований, работой игровых сооружений, вручением призов
и т.д.
Проведение платных игровых программ, установка игровых сооружений в парках
и Домах отдыха, продажа игрового инвентаря дают возможность
получать денежные средства на дальнейшее развитие. Например,
продолжать разработку и изготовление Комплекса народных
игровых сооружений (круглые качели, маховые качели на жердях
и веревках, бревна (бой мешками на бревне), гигантские шаги,
карусели, закрутиха и др.). Хотя на сегодняшнем этапе нам
необходимы финансовые инвестирования на крупные проекты
– например, на разработку, утверждение и изготовление игрового
комплекса в полном объеме.
Мы продолжаем расширять ассортимент выпускаемого инвентаря
для народных игр. В списке наименований появились точеные
бирюльки двух видов, гремушки, свистульки и т.д. – более
40 наименований. По-прежнему пользуются спросом сундучок-игротека,
ларчик–домашняя игротека, игротека на подставке. На сундучок
и отдельные игры уже получены гигиенические сертификаты
и рекомендации Министерства образования РФ.
Новым направлением в нашей работе стало проведение в школах уроков по
народной игре. Один из наших инструкторов выезжает в школьный
класс и проводит игровой урок. Разработана программа абонемента,
когда школа заказывает сразу 4 занятия в год. Проведение
таких программ еще раз подтвердило насущную необходимость
возвращения народных игр в детские коллективы школ и учреждений
дошкольного воспитания.
В этом году во многих районах Москвы появились школы
полного дня, в них предусмотрена игровая комната для начальных
классов. Для этих комнат целенаправленно закупается мебель,
оборудование и игрушки. К сожалению, ни инвентарь для народных
игр, ни программы по народным играм в этих игровых комнатах
не предусмотрены. Они наполняются, как правило, мягкими
игрушками, машинками, сухим бассейном и пластмассовыми горками,
т.е. даже эти игровые комнаты ориентированы не на коллективные,
а на индивидуальные игры.
Многие школы заинтересованы иметь у себя инвентарь
для народных игр, но финансирования на это нет. В список
инвентаря для игровой комнаты не входит инвентарь для народных
игр.
Такой мощный игровой центр как Московский городской
Дворец детского (юношеского) творчества, имеющий большой
опыт в создании и методическом обеспечении игротек, на мой
взгляд, вполне мог бы выступить инициатором решения этой
проблемы. Необходимо внести в список оборудования игровых
комнат инвентарь для народных игр. Узаконить обучение педагогов
воспитателей народным играм. Обучение должно быть постоянным,
с целевым финансированием или платными, с выдачей свидетельства
или другого официального документа.
Мне кажется, нет нужды убеждать в том, что инвентарь
для народных игр необходимо иметь в каждой игротеке или
детском коллективе, потому что он обладает огромной объединяющей
силой:
¨
Во-первых,
для игры с ним необходима группа детей, подчиняющаяся правилам
игры, это помогает в общении, позволяет перераспределять
роли.
¨
Во
вторых, инвентарь сплачивает вокруг себя детей; чаще всего,
имея инвентарь, дети могут долго играть и без взрослых.
¨
В
третьих, инвентарь для народных игр достаточно прост, и,
имея образец можно объединить детей и взрослых в самом процессе
изготовления.
Многие московские педагоги считают подвижные народные игры, особенно с
инвентарем крайне необходимыми и своевременными. Но для
массового применения, по их мнению, нужно целенаправленная
плановая политика по обеспечению детских учреждений инвентарем
и методическими пособиями. А иначе игровая деятельность
детей еще долго будет находится в таком же сложном положении,
как и сегодня.