содержание книги
обложка книги
 

От дворовых забав к народному спорту

В.В. Берендт,

доктор технических наук, г. Москва

Мировая спортивная практика насчитывает более 300 игр и видов спорта, доля в них исконно российских более чем скромна, по числу наименований – едва более 1%. В олимпийской системе, включая и зимние виды, игры с российскими корнями вообще отсутствуют.

Напрашивается вопрос, что ставит нас в такое положение, тем более что Русь всегда умела удивить своими забавами. Рассчитывать, что в обозримом будущем россияне извлекут из народных игровых традиций или просто изобретут гениальную игру, равную по монументальности футболу или гольфу, легкомысленно, но считать, что мы не способны с успехом участвовать в игротворчестве – несправедливо, и факты это подтверждают, но об этом позже.

Некоторые из наиболее почитаемых видов большого спорта (футбол, хоккей, теннис, бильярд, шахматы, гольф, авторалли) обнаруживают некое общее противоречие между их огромной зрительской популярностью и крайней ограниченностью возможностей непосредственного в них участия по экономическим причинам, личностным способностям или другим обстоятельствам. Это приводит к возникновению потребности в минимизации и в демократизации этих форм большого спорта. Результат этого – появление более доступных аналогов, иногда просто образов великих игр или их отражений, порой утративших существенную связь с прототипом и даже пародий и в определенном смысле антиподов. В этой цепи наблюдаются случаи, когда возникает совсем новая оригинальная игра, а иногда синтетическая, вобравшая в себя отдельные черты сразу нескольких прототипов.

Самый простой пример демократизации большого вида спорта – настольный теннис, по-видимому, сюда можно отнести и бадминтон. Бильярд с его основными видами породил практически бесконечный аналоговый ряд вплоть до дорожного и карманного, а также плоскостные версии (диск-ярды).

Хоккей также многовариантен, в том числе в сторону миниатюризации, которая завершается большим семейством настольных форм.

Можно этот перечень развить и дальше, но остановимся на футболе, пример которого наиболее развернуто иллюстрирует наше соображение о порождении большими видами спорта малых аналогов. В данном случае это уже не цепочка, а разветвленный куст подвидов, во главе которого по праву преемственности мини-футбол, а за ним и прочие футболы (детский, дворовый, пляжный и т.д.); самостоятельную линию образуют разнообразные поло, как парадокс где-то тут и гандбол. Завершается этот куст безграничной разветвленностью настольных футболов: механических, магнитных, пружинных, радиоуправляемых, виртуальных, скользящих, так называемых «шашлыков», пуговичных, щелчковых и т.д.

Одним из таких примеров была игра, придуманная самими детьми; по сути, это был футбол-бильярд, на самом деле у нее было много дворовых названий. Так или иначе, это явление физической культуры заслуживает пристального внимания и подробного изучения.

История одной игры

В первые послевоенные годы в Москве неизвестно откуда и как появилась и быстро распространилась настольная поначалу детская футбольная забава. Она не могла не появиться при тогдашней живости детворы и огромной увлеченностью только что возрожденным тогда футболом: он овладел всеми детскими помыслами детворы. Много позже журнал «Планета детства» назвал эту игру самой футбольной из настольных (№ 1, 2000 г., с.32).

Играли в нее в переулках Сретенки, на Чистых прудах и на Солянке, в Грузинах и на Новослободской, в Лефортове, за Тверской заставой и многих других местах. Настольной она была условно, чаще местом игры был подоконник школьного окна, парта, сундук в коридоре коммуналки, лавочка или дощатый стол во дворе и совсем редко – обеденный стол в жилой комнате. Игровыми фигурами служили пуговицы или монеты, которым давались громкие имена футбольных кумиров, из пуговиц или монет составлялись команды любимых клубов. Единых правил и названия игра, понятно, не могла иметь; единым было общее стремление придать ей как можно большее сходство с властителем тогдашних наших увлечений – футболом. Трудно представить, сколько для этого требовалось детской фантазии. И это удавалось не только в эмоциональном отношении, но и в обустройстве игры – мастерили «стадионы», гнули из проволоки ворота, плели сетки для них, а иногда потихоньку обрезали тюль от шторы. На одном таком «стадионе» впервые появились очень полезные борта-трибуны и первый зеленый с белой разметкой, нанесенный масляными красками, газон – такого тогда не было даже на стадионе «Динамо».

Подбор «игроков» (монет и пуговиц) стал особым видом деятельности, их выискивали в бабушкиной коробке, выменивали или просто срезали с чужого пиджака; в ход пошли завалявшиеся серебряные рубли и полтинники, разные европейские и японские монеты, привезенные с войны. Признаком клуба мог служить материал монеты (медь, никель, серебро, непонятные сплавы и т.д.), особенности формы – огранка, отверстие в центре и т.д. Особенно ценились массивные тонкие монеты за способность посылать «верховые мячи». Вообще «мячи» (поначалу – копейка) были большой проблемой, которая требовала много творческих усилий. Все это длилось около 10 лет; и об этом очень тепло рассказано в фильме А.Габриловича «Дворы нашего детства». Пока есть еще кому вспомнить и рассказать о феномене «Монетбола». Приведу несколько свидетельств уважаемых людей, старых москвичей, современников и участников. Александр Нилин в своей книге «Видеозапись» о спортивной жизни 1940-80-х годов пишет: «…вспомнилась забавная подробность. И сейчас, как я замечаю, с азартом и удовольствием играют в настольный футбол, в настольный хоккей. Я и сам несколько раз в них играл и с детьми и со взрослыми. Но ничего общего и похожего с игрой в пуговицы, чем так увлекались мы в самом начале пятидесятых годов, конечно же, не почувствовал. Родителей эта игра сердила, по-моему, гораздо больше, чем самый разрушительный для обуви футбол во дворе. Там-то хоть все ясно и какая-никакая польза – не для головы, так для ног. А тут что? И зачем? В самой безобидности чудилась непонятная опасность. Эту игру я смело бы назвал игрой воображения. Но воображения, привязанного к реальности очень крепко. Мы разыгрывали, воспроизводили – ничего, однако, не инсценируя – тот именно футбол, что происходил на «Динамо». Известная условность правил – пуговица имела право на три хода – не могла стать препятствием на пути к полному правдоподобию. Расчерченная под разметку настоящего поля доска стола. Ворота с марлевыми сетками. Мы даже отчеты писали об играх, придерживаясь манеры, принятой в тогдашнем «Советском спорте»…

На эту же тему журнал «Спортклуб» (январь-февраль, 2000 г.) опубликовал не менее проникновенное интервью Льва Константиновича Дурова, народного артиста России: «Теперь дворовых игр нет…а были очень спортивные игры: лапта, казаки-разбойники, штандер, дочки-матери (в эту сам я не играл), 12 палочек…Потом появились интеллектуальные игры: домино, настольный футбол пуговицами и монетами – все кончалось криком петухом под столом и шелобанами, денежного азарта не было, был спортивный. Собирались двором и играли с утра до вечера; вокруг стола – болельщики: дворник, родители… Интеллигенты всегда проигрывали – они малодушны и субтильны. Игра была публичная. Если возродите настольный футбол, сам приеду поиграть и поболеть».

Сравнительно недавно в телевизионной программе «Однокашники», Михаил Боярский, народный артист России, с юмором и благодарностью вспоминал с друзьями детства, как будучи учениками музыкальной школы в Ленинграде, они с большим увлечением играли в пуговичный футбол (а может быть в «Монетбол») на крышках роялей.

Эти совершенно разные люди, из разных городов и районов, говорят о «Монетболе» и «Пуговицах» как о значительном событии своей юности. По-видимому, оно так и есть и относиться к этому можно только с большим уважением как к национальной историко-культурной ценности.

В Ленинграде игра была тоже очень распространена. Я знаю там многих людей в нее игравших, и играющих до сих пор. Дети не только придумали эту игру, они с поразительной изобретательностью буквально создавали для нее замысловатый инвентарь, чтобы придать игровому действию большее сходство с футбольным. Сочиняли хитроумные, в то же время логичные и понятные правила, с несвойственной детству организованностью и даже традиционностью устраивали и проводили многочасовые состязания. При этом использовались круговая и олимпийская системы, матч-турниры, велись статистика, импровизированный рейтинг и многое другое. На соседних улицах и в других районах находили единомышленников, и тогда уже проходили «международные состязания» с самыми громкими наименованиями. Мы, например, со Сретенского бульвара ездили на «чемпионат мира» в Средний Кондратьевский переулок в Грузинах и на Ленинградское шоссе для знакомства с иной «школой» игры, происходили и встречные визиты. Игра превращалась в сложную состязательную систему, в школу самовоспитания и средство постижения многообразия сопровождающих игру физических явлений и закономерностей. Это был удивительный детский творческий процесс без участия взрослых, а порой и вопреки ему.

Игра захватила только мальчиков, главная причина, видимо, заключалась в раздельном обучении. Играть начинали в 11-12 лет часто под руководством школьника лет 15-16-ти. Наш кружок насчитывал в разные периоды 20-30 человек, приблизительный подсчет показывает, что по всей Москве играло 60-80 тысяч. Играли с радостью каждый день, набираясь мастерства; турниры возникали спонтанно – это были волнующие праздники, в том числе и в студенческие, и во взрослые годы. Наблюдения этого явления на протяжении десятилетий показывают, что к игре более склонны дети с романтическим складом, и из числа увлекавшихся игрой вышло много людей творческих профессий.

В Москве поныне существуют семейные и дружеские кружки («Таймбол», «Малый московский хоккей», «Щелкунчики»), в которых продолжают жить варианты этой игры. К географии распространения игры могу добавить, что в нее играли еще в г. Магадане в 1950-е годы, куда ее привезли дети-москвичи. Остается только удивляться с какой скромностью российские люди бережно хранят свои любимые забавы, боясь эту ценность оскорбить коммерцией.

В конце 90-х годов мы решились на возрождение игры. Были сделаны первые публикации в журналах «Наука и жизнь», «Планета Детство», «Спорт-клуб», «Праздник», «Я хочу все узнать» (АиФ) и др., получены российские патенты на версии «Плейнбол» и «Мой футбол» (МФ). На ВВЦ было множество экспозиций с нашими играми, к ним с вниманием отнеслись крупные спортивные специалисты. Но постоянно преследовало нас разочарование от отношения к подобной деятельности государства.

Любознательный человек, одаренный художественным воображением, уже после первого знакомства с МФ осознает ее как источник богатых романтических фантазий, ярких футбольных эмоций, как театрализацию футбола со своим активным участием не только в качестве игрока, но и судьи, тренера, репортера и даже режиссера. И он прав, ибо это одна из версий образного отображения футбола, не подражание, а его перевоплощение. При этом МФ настолько самобытна, что не похож и на прочие настольные версии футбола, хотя он возник, когда уже некоторые из них существовали. Нередко даже люди, не являющиеся поклонниками футбола и дети 6-7 лет, не говоря о старших, оказываются увлеченными этой игрой и быстро овладевают ее тонкостями, с удовольствием углубляясь в мир футбольных перипетий. Недаром обратил внимание на эту игру известный московский детский писатель Геннадий Снегирев и дал ей название «Мой футбол».

Нам не удалось определить ее истоки. Ближайший обнаруженный аналог –Понятно, что прародители «Моего футбола» – бильярд и футбол. Очевидно влияние на его появление традиций старинных народных щелчковых игр и факт, что его родина – Москва. Игра приобрела национальные черты, благодаря новым качествам. Она и не футбол и не бильярд, а самостоятельный результат детского творчества.

И не футбол, и не бильярд

«Мой футбол» – игра для двух партнеров или их пар на столе с бортами, игровая поверхность которого выполнена в виде макета футбольного поля в масштабе 1:100. Специальными фишками, имитирующими футболистов и мяч, партнеры поочередно перемещают ударами пальцев руки или особыми ударниками (биты) фишки-футболисты, а ими – фишку-мяч с целью забить гол в ворота противника, следуя правилам, основанным на футбольных. Рекомендованная высота стола 90-100 см от пола, применяются такие столы с регулируемой телескопическими ножками высотой от 60 см для младших детей и инвалидов. Игровая поверхность покрывается зеленой ворсистой тканью, имитирующей газон футбольного поля, размеченного белыми линиями, на противоположных краях поля друг против друга расположено двое ворот, обтянутых белыми сетками, в углах поля – разделительные столбики.

На поле располагают две «команды» фишек-футболистов по семь в каждой, в том числе вратари и мяч. Фишки-футболисты представляют собой массивные металлические диски, на верхнюю поверхность которых наносят яркую клубную или национальную символику. Приходилось слышать, что уже при подходе к игровому столу совокупность всех элементов инвентаря и цвета, по сути декорации ожидаемого футбольного спектакля, создает у партнеров особое волнующее настроение эпицентра футбола – стадиона.

Дети всегда старались собирать свои «команды» из разных по форме пуговиц или монет, во-первых, следуя принципу, что нет одинаковых игроков, как и подобных людей, и, во-вторых, чтобы расширить функциональные возможности «команды». Это несомненно украшало игру. При этом спонтанно определились границы массо-габаритных характеристик игровых фигур. И, как это ни удивительно, в условиях отсутствия обмена информацией между детьми из разных концов города, поле было около одного метра длины, средний размер игровой фишки близок к размеру серебряного полтинника чеканки 1924 года (диаметром 26 мм), мяч походил на одну копейку и общее количество фишек на поле колебалось вокруг 15 штук. Это удивительное подобие остается секретом, хотя, по-видимому, продиктовано какой-то универсальной оптимальностью. МФ-система продолжает ее придерживаться и развивать – максимальные размеры для игровых фигур определены правилами игры (описывающий диаметр до 30 мм, толщина до 10 мм).

В настоящее время применяются 4 базовые геометрические фигуры с различными игровыми функциями: цилиндр, призма, усеченные конус и пирамида и еще некоторые их модификации.

В игре используются 7 типовых мячей с учетом тактических пристрастий и технического уровня играющих, а также для спортивных многоборий. Они выполняются в виде цилиндра, усеченного конуса (одинарного и двойного), шара, сочетания шара с усеченным конусом и полиэдров, катающихся правильных многогранников с 12-ю (додекаэдр) и 20-ю (икосаэдр) гранями. Мячи декорируют соответствующими наклейками, гравировкой, цветными эмалевыми изображениями и проч. Размер мяча независимо от формы должен отвечать требованию: площадь его сечения, параллельного плоскости просвета ворот, должна составлять 1/80 площади просвета.

Наибольшая отточенность техники игры достигается при использовании игровых фигур, являющихся телами вращения. Применение ограненных фигур снижает эту точность за счет элемента геометрической случайности при взаимодействии (соударений) фигур, но обогащает игру, неожиданно-эффективными трюками.

В игре могут применяться специальные биты и некоторый дополнительный инвентарь.

Некоторые соображения о тактико-технической структуре игры. МФ-техника для больших игровых передвижных фигур базируется на упрощенной, а потому более доступной для освоения 2-х мерной технике бильярда. Это оказывается достаточно, поскольку эти фигуры перемещаются только поступательно скольжением и прямолинейно. Малые фигуры могут передвигаться и подобно большим и также кататься и летать по кривым, в том числе сложным трехмерным траекториям, где кроме законов общей теории бильярда действуют и баллистические. Рассмотрим для начала лишь практическую сторону вопроса. Основным средством осуществления перечисленных видов передвижения фигур является удар. Удары основного типа: прямой, со срезкой, «головой» и крученый; они могут выполняться низом и как верховые. Важнейший элемент техники выполнения удара – точность соударения фигур, участвующих в ударе; столь же существенным элементом выполнения многих приемов игры является точность дистанции посыла фигуры. Как и в футболе, применяется ручной удар – вбрасывание. Освоение этих технических навыков доступно в любом возрасте (от 5–6 лет) без ограничения, в том числе по состоянию здоровья.

Перечисленные навыки – база выполнения основных приемов игры: пас, обводка, рикошеты (в одно касание), дуплеты, перекидывание и некоторые другие. Пас является фундаментальным приемом всей игры. На нем строится подавляющее количество маневров, им определяется время владения мячом, а главное многоходовые комбинации и их голевые завершения. МФ-тактика, если  в какой то степени и заимствует футбольную, то весьма условно: она строится на самобытных и индивидуальных навыках и представлениях подготовки и ведения атаки и обороны. Это и характер расстановки игровых фигур («пять в линию, шестой набегает»), и рисунок, и смысл их движения, маневра, особенности исполнения стандартных положений и многое другое.

В игре непроизвольно познаются законы физики, динамики, баллистики, механики, правила геометрии, она учит общению с партнером и противником, пользе правовых отношений. В ней воспитываются находчивость, сообразительность, непринужденность, меткость. Игра развивает функции зрения, моторику рук, речь. Игра не требует специальных помещений и обслуживания, экономична, безопасна. При простоте освоения игра не критична к возрасту, физическому состоянию и полу, в широком смысле демократична. Игровая МФ-система рекомендуется для снятия трудовых нагрузок и стрессов, для клубного, семейного и сезонного досуга, в учебных, реабилитационных и инвалидных заведения и проч.

В заключение – несколько слов о том, что мы ждем от «Моего футбола». По стилю это не игра, а многомерная игровая система, способная опять стать центром увлекательного и полезного детско-юношеского, досугового соревновательного движения, направлением народного спорта. Для этого она требует внимания и поддержки. По своему качеству и потенциалу она вправе находиться среди таких игр, как дартс, кёрлинг, настольные теннис и хоккей, которые давно восприняты на самом высоком уровне мирового спорта, и где до сих пор нет наших российских, московских игр*.



* Подробнее см.: Берендт В.В. От дворовых забав к народному спорту.// Игра, как высшей степени достойное занятие: Сб. статей по играм «Наш Олимп». – М.: Доссом, 2004.

Используются технологии uCoz