содержание книги
обложка книги
 

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРАЗДНИКИ ДЕТСТВА»

А.С.Фролов,

главный режиссер МГДД(Ю)Т,

кандидат педагогических наук,

заслуженный работник культуры РФ

 

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.

Опыт показывает, что в отношении поиска новых форм массовых праздников ведущую роль часто играют учреждения внешкольного дополнительного образования, крупнейшие Центры и Дворцы детского творчества, которые выступают инициаторами и организаторами культурно-досуговых программ, и в которых сложилась или складывается целостная система работы в этом направлении.

Проведенный комплексный анализ культурно-досуговой деятельности Московского городского Дворца в 1999 году позволяет наглядно представить уровень, тематику и ее объем, численность воспитанников и разовых посетителей.

По мере углубления в проблематику культурно-досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия детского праздника число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей – признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.

К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей и их воспитание. 

Открытая комплексная программа «Праздники Детства» во многом способствует решению организационно-педагогических и художественно-творческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Она является организационно-управленческой и опытно-экспериментальной в организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Концепция городской открытой комплексной программы «Праздники детства» была предложена Творческим объединением культурно-массовых программ Дворца и обсуждена на «круглом столе» в ноябре 2001 года с участием специалистов и педагогов системы дополнительного образования г. Москвы и ряда регионов России.

Являясь руководителем рабочей группы по разработке программы, мне неоднократно приходилось консультироваться с научным консультантом – доктором педагогических наук, профессором РАО Вульфовым Б.З., проводить ряд круглых столов, рабочих встреч и обсуждений с педагогическим коллективом Дворца, в ходе которых обсуждались концептуальные подходы к разработке данной программы.

Главной целью программы «Праздники Детства» является формирование системы организации праздничных форм культурно-досуговой деятельности для создания благоприятной социально-педагогической и творческой среды развития личности ребенка современного общества.

Основные задачи программы: 

·        совершенствование качества и эффективности празднично-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;

·        разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;

·        осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;

·        воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических праздников;

·        развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

·        поиск новых художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;

·        определение художественного уровня детских праздников, проводимых учреждениями образования и выработка методических рекомендаций по организации и проведению празднично-массовых мероприятий для детей;

·        художественно-педагогическое проектирование системы работы организаторов детских праздников.

·        восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры мира.

Одним из главных направлений в работе является составление плана реализации программы, который включает в себя ряд системообразующих моментов.

1.     На основе предложений формируется творчески-педагогический коллектив, который ведет организационно-методическую работу.

2.     Ежегодно составляется план основных праздничных мероприятий для детей ( праздники Новогодней елки, День защитника Отечества, Международный день защиты детей, День знаний, Неделя игры и игрушки и др.).

3.     Организация и проведение фестиваля детского творчества учреждений образования г. Москвы и Московской области «Юные таланты Московии».

4.     В течение календарного года ведется системная работа по изучению мнения детей и взрослых по актуальности педагогической направленности проводимых мероприятий.

5.     В рамках проведения осеннего праздника «Неделя игры и игрушки» проводится научно-практическая конференция по итогам годовой работы на тему «Празднично-игровая культура нового тысячелетия».

6.     При проведении праздничных мероприятий в период школьных каникул проводится мониторинг «Праздник и дети»

7.     В течении всего периода издается художественно-методическая литература по данной теме, с привлечением специалистов, педагогов, ученых, деятелей культуры.

8.     В рамках программы «Праздники Детства» формируется режиссерско-постановочная группа по организации и проведению наиболее значимых городских, федеральных и международных детских мероприятий (режиссеры, сценаристы, художники, балетмейстеры, дизайнеры, композиторы и др.)

9.     Оказание помощи молодым специалистам по защите дипломов по празднично-игровой деятельности ведущих вузов Москвы.

10.    Ежегодное участие в научно-практической конференции по данной проблеме в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде и др.

В ходе реализации данного плана разрабатывается методика проведения курсов повышения квалификации организаторов детских праздников с учетом новых направлений культурно-досуговой деятельности, среди которых необходимо отметить: «Школа Деда Мороза» (организаторы Новогодних праздников для детей), сбор детского актива (организаторы массовых мероприятий), «Город детства на Воробьевых горах» (организаторы празднично-игровых программ и др.), «Факультет творческого досуга» (работа по привлечению студентов педколледжа, институтов, университетов к подготовке и проведению культурно-досуговых мероприятий для детей).

Основной базой для реализации программы «Праздники детства» стал Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах при поддержке Департамента образования города Москвы.

Важным фактором научно-педагогической работы творческого коллектива является определение путей реализации Программы:

-         На основе предложений участников программы в МГДД(Ю)Т формируется творчески-педагогический коллектив, который ведет организационно-методическую работу по реализации городской открытой комплексной программы «Праздники детства».

-         Ежегодно составляются планы основных праздничных мероприятий для детей ( праздники Новогодней елки, День защитника Отечества, Праздник русской Масленицы, День Победы,  Международный день защиты детей, День России, День знаний, Неделя игры и игрушки и др.)

-         Организуется и проводится фестиваль детского художественного творчества учреждений образования г. Москвы и Московской области «Юные таланты Московии».

-         При проведении праздничных мероприятий в период школьных каникул осуществляется мониторинг «Праздник и дети».

-         В рамках программы «Праздники Детства» формируется режиссерско-постановочная группа по организации и проведению наиболее значимых городских, федеральных и международных детских мероприятий (режиссеры, сценаристы, художники, балетмейстеры, хормейстеры, дизайнеры, композиторы и др.)

-         Оказывается помощь выпускникам ведущих ВУЗов Москвы по подготовке к защите дипломных работ, которые выполнены по проблемам организации и проведения детских праздников.

Участники программы принимают ежегодное участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах по проблемам организации детского досуга.

Одним из основных условий реализации программы остается материально-техническое и финансовое обеспечение планируемых праздников для детей и юношества (в рамках как бюджетных, так и привлеченных средств).

В заключении хотелось бы поделиться опытом проведения массовых мероприятий для детей в МГДД(Ю)Т, которые служат наглядным примером практической реализации комплексной программы «Праздники Детства».

На территории Дворца традиционно проводятся городские праздники с одновременным участием до 50 тысяч детей и их родителей: День города, Международный день защиты детей, Международный день семьи, Праздник Рождества на Воробьевых горах, Неделя детской игры и игрушки, Неделя детской и юношеской книги, Новогодние представления и др.

Классификация программ и массовых мероприятий ежегодно проводимых Дворцом и их анализ показывает, что международные и федеральные программы составляют 10 % всех программ; городские мероприятия - 55 % ; окружные мероприятия – 5 %; общедворцовские мероприятия – 30 % (см. схему 1).

Все мероприятия международного и федерального уровня проводятся с целью обеспечения поддержки государственных программ в области образования, науки и культуры. Они помогают духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и дают информацию о важных датах и событиях в жизни страны и мира.

Мероприятия городского уровня обеспечивают реализацию культурно-образовательных, спортивных и социальных программ Московского Правительства и Департамента образования г. Москвы, направленных на формирование активной творческой позиции юных москвичей.

Проводя мероприятия окружного уровня, Дворец оказывает необходимую помощь округу в проведении культурных мероприятий для ветеранов войны и труда, приобщая детей к важной социально-значимой задаче воспитания юного гражданина своей Родины.

Праздничные программы общедворцовского уровня дают представление о творческих возможностях воспитанников Дворца, помогают раскрытию юных талантов и решают задачи по художественному воспитанию детей и подростков, а также целенаправленной организации их досуга.

Дворец постоянно ищет новые праздничные формы: фестивали детского художественного творчества, семейные праздники, тематические праздники, посвященные государственной символике, художественные, экологические, спортивные творческие программы для детей и юношества.

Комплексная программа «Праздники Детства» - это универсальная система, открытая навстречу всем заинтересованным в ней специалистам и способная обеспечить их многоуровневое творческое взаимодействие.

Сегодня, в соответствии с планом  работы МГДД(Ю)Т, программа «Праздники Детства» утверждена приказом Дворца для реализации как городская открытая комплексная программа. Над её реализацией трудится большой состав специалистов и педагогов Творческого объединения культурно-массовых программ, отдела Игр, учебно-образовательного отдела, отдела кадрового потенциала и ряд других профильных отделов Дворца.

 

Большую поддержку программе оказали представители творческих союзов Москвы, деятели культуры и искусств, известные творческие воспитанники Дворца.

Основные концептуальные идеи программы обсуждались на научно-практических конференциях и круглых столах с участием ученых и представителей научно-исследовательских институтов (НИИ Семьи и воспитания, МИОО и др.)

В средствах массовой информации был подготовлен к печати ряд статей с информацией о программе (журнал для детей и родителей «Детский Досуг», общественно-педагогический журнал «Вожатый века» и др.)

Ведется подготовка сайта в интернете посвященного программе «Праздники Детства», где так же будет представлен широкий спектр празднично-игровой деятельности Дворца в целом.

Основное содержание программы передано в Министерство Образования для представления в «Информационный портал» по дополнительному образованию.

Мы надеемся на продолжение большой работы по реализации программы в рамках общеобразовательной и культурно-досуговой деятельности МГДД(Ю)Т.

Используются технологии uCoz