Государственные требования к образованию
нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и
форм детских праздничных программ как средства развития
познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения
его в процессе совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса
личностной культуры, формированию гражданских качеств.
Опыт показывает, что в отношении
поиска новых форм массовых праздников ведущую роль часто
играют учреждения внешкольного дополнительного образования,
крупнейшие Центры и Дворцы детского творчества, которые
выступают инициаторами и организаторами культурно-досуговых
программ, и в которых сложилась или складывается целостная
система работы в этом направлении.
Проведенный комплексный анализ культурно-досуговой
деятельности Московского городского Дворца в 1999 году позволяет
наглядно представить уровень, тематику и ее объем, численность
воспитанников и разовых посетителей.
По мере углубления в проблематику культурно-досуговой
деятельности и погружения в крайне противоречивые условия
современного бытия детского праздника число вопросов постоянно
множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих,
организационно-методических и других проблемах. При этом
важно помнить: праздник для детей – признак действительной
заботы общества о будущем нового поколения.
К категории детских праздников относится многообразие
проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества,
слеты, театрализованные представления, тематические недели
и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники,
линейки, презентации, церемонии, художественные программы,
творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей
и их воспитание.
Открытая комплексная программа «Праздники Детства»
во многом способствует решению организационно-педагогических
и художественно-творческих задач в совместной деятельности
детей и взрослых по организации досуга. Она является организационно-управленческой
и опытно-экспериментальной в организации культурно-досуговой
деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
Концепция городской открытой комплексной программы
«Праздники детства» была предложена Творческим объединением
культурно-массовых программ Дворца и обсуждена на «круглом
столе» в ноябре 2001 года с участием специалистов и педагогов
системы дополнительного образования г. Москвы и ряда регионов
России.
Являясь руководителем рабочей группы по разработке
программы, мне неоднократно приходилось консультироваться
с научным консультантом – доктором педагогических
наук, профессором РАО Вульфовым Б.З., проводить ряд круглых
столов, рабочих встреч и обсуждений с педагогическим коллективом
Дворца, в ходе которых обсуждались концептуальные подходы
к разработке данной программы.
Главной целью программы «Праздники Детства» является
формирование системы организации праздничных форм культурно-досуговой
деятельности для создания благоприятной социально-педагогической
и творческой среды развития личности ребенка современного
общества.
Основные задачи программы:
·
совершенствование
качества и эффективности празднично-досуговой деятельности
в системе дополнительного образования детей;
·
разработка современной стратегии организации и проведения
детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой
деятельности;
·
осуществление
личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных
ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации
досуга;
·
воспитание
гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе
проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических
праздников;
·
развитие
празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных
социальных условиях;
·
поиск
новых художественно-педагогических форм, методов и технологий
проведения праздничных программ для детей и подростков;
·
определение
художественного уровня детских праздников, проводимых учреждениями
образования и выработка методических рекомендаций по организации
и проведению празднично-массовых мероприятий для детей;
·
художественно-педагогическое
проектирование системы работы организаторов детских праздников.
·
восстановление
культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры
мира.
1.
На основе предложений формируется творчески-педагогический
коллектив, который ведет организационно-методическую работу.
2.
Ежегодно
составляется план основных праздничных мероприятий для детей
( праздники Новогодней елки, День защитника Отечества, Международный
день защиты детей, День знаний, Неделя игры и игрушки и
др.).
3.
Организация
и проведение фестиваля детского творчества учреждений образования
г. Москвы и Московской области «Юные таланты Московии».
4.
В
течение календарного года ведется системная работа по изучению
мнения детей и взрослых по актуальности педагогической направленности
проводимых мероприятий.
5.
В
рамках проведения осеннего праздника «Неделя игры и игрушки»
проводится научно-практическая конференция по итогам годовой
работы на тему «Празднично-игровая культура нового тысячелетия».
6.
При
проведении праздничных мероприятий в период школьных каникул
проводится мониторинг «Праздник и дети»
7.
В
течении всего периода издается художественно-методическая
литература по данной теме, с привлечением специалистов,
педагогов, ученых, деятелей культуры.
8.
В рамках программы «Праздники Детства» формируется режиссерско-постановочная
группа по организации и проведению наиболее значимых городских,
федеральных и международных детских мероприятий (режиссеры,
сценаристы, художники, балетмейстеры, дизайнеры, композиторы
и др.)
9.
Оказание помощи молодым специалистам по защите дипломов
по празднично-игровой деятельности ведущих вузов Москвы.
10.
Ежегодное
участие в научно-практической конференции по данной проблеме
в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде
и др.
В
ходе реализации данного плана разрабатывается методика проведения
курсов повышения квалификации организаторов детских праздников
с учетом новых направлений культурно-досуговой деятельности,
среди которых необходимо отметить: «Школа Деда Мороза» (организаторы
Новогодних праздников для детей), сбор детского актива (организаторы
массовых мероприятий), «Город детства на Воробьевых горах»
(организаторы празднично-игровых программ и др.), «Факультет
творческого досуга» (работа по привлечению студентов педколледжа,
институтов, университетов к подготовке и проведению культурно-досуговых
мероприятий для детей).
Основной
базой для реализации программы «Праздники детства» стал
Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества
на Воробьевых горах при поддержке Департамента образования
города Москвы.
Важным фактором научно-педагогической работы творческого
коллектива является
определение путей
реализации Программы:
-
На основе предложений участников программы в МГДД(Ю)Т формируется
творчески-педагогический коллектив, который ведет организационно-методическую
работу по реализации городской открытой комплексной программы
«Праздники детства».
-
Ежегодно
составляются планы основных праздничных мероприятий для
детей ( праздники Новогодней елки, День защитника Отечества,
Праздник русской Масленицы, День Победы,
Международный день защиты детей, День России, День
знаний, Неделя игры и игрушки и др.)
-
Организуется
и проводится фестиваль детского художественного творчества
учреждений образования г. Москвы и Московской области «Юные
таланты Московии».
-
При
проведении праздничных мероприятий в период школьных каникул
осуществляется мониторинг «Праздник и дети».
-
В
рамках программы «Праздники Детства» формируется режиссерско-постановочная
группа по организации и проведению наиболее значимых городских,
федеральных и международных детских мероприятий (режиссеры,
сценаристы, художники, балетмейстеры, хормейстеры, дизайнеры,
композиторы и др.)
-
Оказывается помощь выпускникам ведущих ВУЗов Москвы по подготовке
к защите дипломных работ, которые выполнены по проблемам
организации и проведения детских праздников.
Участники
программы принимают ежегодное участие в научно-практических
конференциях, семинарах, круглых столах по проблемам организации
детского досуга.
Одним из основных условий реализации программы остается
материально-техническое и финансовое обеспечение планируемых
праздников для детей и юношества (в рамках как бюджетных,
так и привлеченных средств).
В заключении хотелось бы поделиться опытом проведения
массовых мероприятий для детей в МГДД(Ю)Т, которые служат
наглядным примером практической реализации комплексной программы
«Праздники Детства».
На территории Дворца традиционно проводятся городские
праздники с одновременным участием до 50 тысяч детей и их
родителей: День города, Международный день защиты детей,
Международный день семьи, Праздник Рождества на Воробьевых
горах, Неделя детской игры и игрушки, Неделя детской и юношеской
книги, Новогодние представления и др.
Классификация программ и массовых мероприятий ежегодно
проводимых Дворцом и их анализ показывает, что международные
и федеральные программы
составляют 10 % всех программ; городские мероприятия - 55
% ; окружные мероприятия – 5 %; общедворцовские мероприятия
– 30 % (см. схему
1).
Все мероприятия международного и федерального уровня
проводятся с целью обеспечения поддержки государственных
программ в области образования, науки и культуры. Они помогают
духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения
и дают информацию о важных датах и событиях в жизни страны
и мира.
Мероприятия городского уровня обеспечивают реализацию
культурно-образовательных, спортивных и социальных программ Московского Правительства и Департамента образования
г. Москвы, направленных на формирование активной творческой
позиции юных москвичей.
Проводя мероприятия окружного уровня, Дворец оказывает необходимую помощь
округу в проведении культурных мероприятий для ветеранов
войны и труда, приобщая детей к важной социально-значимой
задаче воспитания юного гражданина своей Родины.
Праздничные программы общедворцовского уровня дают
представление о творческих возможностях воспитанников Дворца,
помогают раскрытию юных талантов и решают задачи по художественному
воспитанию детей и подростков, а также целенаправленной
организации их досуга.
Дворец постоянно ищет новые праздничные формы: фестивали
детского художественного творчества, семейные праздники, тематические праздники, посвященные государственной
символике, художественные, экологические, спортивные творческие программы
для детей и юношества.
Комплексная программа «Праздники Детства» - это универсальная
система, открытая навстречу всем заинтересованным в ней
специалистам и способная обеспечить их многоуровневое творческое
взаимодействие.
Сегодня,
в соответствии с планом
работы МГДД(Ю)Т, программа «Праздники Детства» утверждена
приказом Дворца для реализации как городская открытая комплексная
программа. Над её
реализацией трудится большой состав специалистов и педагогов
Творческого объединения культурно-массовых программ, отдела
Игр, учебно-образовательного отдела, отдела кадрового потенциала
и ряд других профильных отделов Дворца.
Большую
поддержку программе оказали представители творческих союзов
Москвы, деятели культуры и искусств, известные творческие
воспитанники Дворца.
Основные концептуальные идеи программы обсуждались на научно-практических
конференциях и круглых столах с участием ученых и представителей научно-исследовательских институтов (НИИ Семьи
и воспитания, МИОО и др.)
В средствах массовой информации был подготовлен к печати
ряд статей с информацией о программе (журнал для детей и
родителей «Детский Досуг», общественно-педагогический журнал
«Вожатый века» и др.)
Ведется подготовка сайта в интернете посвященного программе
«Праздники Детства», где так же будет представлен широкий
спектр празднично-игровой деятельности Дворца в целом.
Основное содержание программы передано в Министерство
Образования для представления в «Информационный портал»
по дополнительному образованию.
Мы надеемся на продолжение большой работы по реализации
программы в рамках общеобразовательной и культурно-досуговой
деятельности МГДД(Ю)Т.