И.И. Фришман,
Изменение общественной среды России повлияло
на расширение педагогических исследований с целью поиска
адекватных форм детско-взрослого сотрудничества.
Сама идея «взаимодействия в
игре ребенка и взрослого» не
должна рассматриваться тривиально, как некий всем
известный факт, потому что взаимодействие – важнейшее, но
лишь средство решения задач, стоящих перед участниками игры. Игровое взаимодействие – сложный
социальный феномен потому, что отражает явления, связанный
не только с возрастом субъекта взаимодействия, но и фиксирует
личностные изменения, влияет на развитие индивидуальных
черт, становление характера. Именно поэтому взаимодействие
с ребенком требует от педагога применения активной творческой
методики, а без игровой инструментовки многие творческие
методики весьма уязвимы.
Педагоги-практики сегодня,
как никогда, нуждаются в
научно-обоснованных подходах, предназначенных обеспечить
взаимодействие ребенка с окружающим миром. Ученые-исследователи
констатируют, что далеко не все педагогические ресурсы в
должной мере используются в сфере жизнедеятельности
различных детских объединений. При этом проблема
педагогического обеспечения и организации игр с детьми и
подростками напрямую связывается лишь с недостаточностью
методик или информации о «новых современных игровых формах»
и зачастую не связывается с задачами педагогического процесса
игрового взаимодействия. Говоря словами Б.Д. Эльконина,
«воспитательная неуверенность, агрессия, стереотипы, – все
это симптомы потери взрослыми представления о своей посреднической
позиции».
Для преодоления сложившихся
проблем Научно-практическим центром Международного союза
детских общественных объединений СПО-ФДО была разработана
организационная модель педагогического обеспечения организации
игрового взаимодействия детских общественных объединений.
Для ее апробации была предложена комплексная исследовательская
программа «Игра – дело серьезное». Данная модель – это система
свободных, не организуемых жестко игровых пространств, система,
в центре которой находится ребенок, ориентирующая педагога
на внимательное отношение к его интересам и потребностям,
предоставляющая возможность заниматься самостоятельными
поисками и добиваться положительных результатов.
В предлагаемой модели основной
акцент делается на планирование ребенком своего времени,
осуществление выбора и форм занятий в соответствии со своими
интересами, влияющими на его социальное развитие.
Задачи педагогического обеспечения
игрового взаимодействия, таким образом, можно подразделить
на ведущие (воспитательные) и вспомогательные (организационно-практические).
Под ведущими (воспитательными) задачами обеспечения процесса
игрового взаимодействия понимаются задачи, связанные с изменениями
в характере и качествах личности, влияющие на социальное
становление ребенка. Данные задачи предполагают поиск мотивов
взаимодействия и фиксируют ответы на вопросы, что необходимо
формировать, развивать, чему учить, а также, что преодолевать,
и чего добиваться.
Под вспомогательными, то есть
организационно-практическими, понимаются задачи, связанные
с изменением игровой деятельности субъектов и достижением
практических результатов. Они отвечают на вопросы, что обеспечить
(сделать возможным), что использовать, на что опираться,
что организовывать, чего не допускать. Каждая воспитательная
задача обеспечения
игрового взаимодействия может иметь одну или несколько отвечающих
ей организационно-практических. В свою очередь, выдвигая
организационно-практической задачи, можно содействовать
решению воспитательных задач в ходе организации процесса
игрового взаимодействия.
Рассматривая
участие взрослых в игре, можно сделать вывод, что обеспечение
игрового взаимодействия связано с гибкостью смены их педагогической
позиции. Взрослый, прежде всего, – посредник. Само содержание
посредничества противоречиво: с одной стороны, педагог принадлежит
к миру взрослых и в этом смысле несет качества и установки
взрослого мира, а, с другой стороны, он должен «обнаружить»
детскую инициативу, не всегда совпадающую с привычками взрослого.
От педагога требуется особое
умение представить детскую инициативу как социально и культурно
значимую. Педагог может выступать и в роли консультанта,
отвечающего на возникающие у детей вопросы. В некоторых
ситуациях педагог выступает инструктором, передавая важные
навыки и правила самоорганизации (например, при подготовке
массовых праздничных действий). Также при подготовке празднично-игровых
действий педагог может стать мастером или тренером. Однако
отличительной особенностью при педагогическом обеспечении
игровых действий является то, что педагог занимает эту позицию:
а) как равный в совместной
деятельности, не более опытный;
б) только в том случае, если
учебная или образовательная ситуация востребована самими
детьми, возникает по их инициативе.
В разновозрастных объединениях
зачастую педагог переадресует эти позиции старшим подросткам,
следовательно, процесс игрового взаимодействия - естественный
фон, основа, среда детской самоорганизации, естественный
регулятор полноты реализованности как ребенка, так и взрослого в социуме. При
этом эффективность применения различных игровых форм взаимодействия
подтверждена многочисленными исследованиями и не требует,
зачастую, особых обоснований.
Так, например, общепризнанно,
что познавательные игры расширяют кругозор, закрепляют знания,
развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к различным
областям науки, техники, искусства. Игровые формы, особенно
коллективные, целесообразны для отработки приемов и норм
взаимодействия в различных детских объединениях. Разработка
же функций педагогического обеспечения игрового взаимодействия
в детских общественных объединениях очевидна.
Функции педагогического обеспечения
включают в себя диагностику, стимулирование ребенка к расширению
круга своих интересов и исследованию новых направлений деятельности.
В связи с этим, важным качеством педагога является умение
пробудить в детях потребность в самореализации в общественной
деятельности. Не следует оказывать давление, вовлекая ребенка
в ту или иную деятельность. Ему необходима прежде всего,
поддержка чтобы завершить начатое дело и проявить изобретательность
при выполнении игрового задания. Необходимо помочь детям
развить реалистическую оценку своих сил и практичность общественных
навыков.
Процесс педагогического обеспечения
игрового взаимодействия подразумевает реализацию следующих
этапов:
1. Создание комплекса педагогических
условий, стимулирующих проявления поведенческой и деятельной
активности в ходе решения групповых и индивидуальных игровых
задач (ребенок, детская группа (постоянная, временная) коллектив,
объединение).
2. Обеспечение обратной связи
о результатах социального развития ребенка в ходе игрового
взаимодействия.
3. Рефлексия результатов взаимодействия.
4. Коррекция целей и содержания
основ дальнейшего игрового взаимодействия.
В последствии идеи данной программы
были поддержаны и получили свое
дальнейшее развитие в региональных проектах и программах.
Одной из наиболее удачных и современных является Московская
открытая комплексная программа «Праздники Детства». В ней
предлагаются пути и механизмы содержательного наполнения
детского досуга, представлены подходы к разработке социально-педагогического
инструментария организаторов и режиссеров детского праздника.
Создан консультационный и экспертный совет программы, предполагается
развитие опытной деятельности, внедрение художественных
проектов. Уверена, что у программы «Праздники Детства» хорошее
будущее!
«Человек разумный», «человек
моральный», «человек творческий! – эти три характеристики-категории,
принципиально отличающие современного человека во всей полноте
реализованных функций личности, служат основой игрового
взаимодействия детей и взрослых участников общественных
объединений.