содержание книги
обложка книги
 

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ФОЛЬКЛОРНО-ИГРОВОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ «МЫ - РОССИЯНЕ»
НА БАЗЕ ШКОЛЫ  № 840 г. МОСКВЫ

Е.В. Матвеенкова,

 руководитель коллектива «Мы – россияне»,

 педагог дополнительного образования

 

Народное творчество, народная культура – необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам этой культуры, традициям календарно-обрядовых праздников, основам народных ремесел, – задача, которую трудно решить только на уроках. Поэтому и появилась программа «Мы – россияне», как один из вариантов образовательно-воспитательной работы в системе дополнительного образования. Стержнем реализации программы стал народный календарь – стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутая в годовом круге. Вернее сказать, детский земледельческий календарь, образующий свои циклы в зависимости от пестрой смены детских забав, посильных дел в доме, поле, и являющийся частью быта взрослых, издревле включавших подрастающих детей в круг своих серьезных интересов. Освоение этого богатого материала строится преимущественно на фольклоре.

Используя разнообразные формы фольклора, чаще всего мы обращаемся в своей работе к игре. Игра – это своеобразная школа ребенка, которая не только развивает в детях ловкость, быстроту, сообразительность и т.п. качества, но и учит детей подчиняться определенным правилам, принципам справедливости. Этому, например, очень помогают считалки. На начальном этапе работы с коллективом считалкам уделялось особое место. Любой спор о выборе водящего или очередность в каком-либо деле решался с помощью этого проверенного способа. «Аты-баты, шли солдаты...», «Шла машина темным лесом...», «На златом крыльце сидели...», «Катилась мандаринка по имени Иринка...» – эти считалки, хорошо знакомые современным детям, мы дополняем на занятиях старинными малоизвестными: «Раз-два - кружева, три-четыре - говорили...», «Заяц белый, куда бегал?», «Шла коза по бору, рвет траву лебеду...».

Игры обязательно являются составной частью каждого занятия. Почти еженедельно одно из занятий посвящается народному календарю. Кроме рассказа о традициях и обычаях данного периода, мы обязательно играем в игры, разучиваем хороводы, бытовавшие в репертуаре детей и молодежи (часто разделить детский и взрослый фольклор довольно трудно). Например, в октябре, готовясь к капустинским посиделкам, играем в «Огородника», учимся заплетать «плетень», «вить капустку», разучиваем игровой хоровод «Скочил козел в огород…», а также загадываем загадки об урожае, овощах, осенних крестьянских работах. Занятия, ближайшие к 10 ноября, посвящаем покровительнице женского рукоделия Параскеве-пятнице. Кроме знакомства с процессом обработки льна, рассматривания прялок, веретен, рушников ручного ткачества, учим игры «Клубок», «Я веселая ткачиха…», хоровод «Уж и сеяла Ульяница ленок…», «С-по сеням хожу». И обязательно делаем кукол из льняных ниток или коллективную работу – большую куклу-крестушку (она и является нашей Параскевой), а старшие девочки начинают ткать на дощечках пояски.

Изготовлению самодельных игрушек мы уделяем на занятиях особое место. В сентябре обязательно украшаем себя рябиновыми бусами и браслетами, проводим конкурс на лучшую поделку из природного материала. Кроме кукол из ниток, в ноябре-декабре (традиционно рукодельных месяцах) шьем тряпичные куклы, лоскутные мячики. В другие периоды готовим игровой инвентарь: расписываем деревянные волчки, кубари, «малечины», бирюльки. Готовясь к Рождеству, делаем серебряные звезды, изображения ангелов для украшения елки или зала, маски для ряженых, большие звезды для колядования. К масленице изготавливаем большое масленичное чучело для общешкольной ярмарки, а каждый для себя делает из мочала масленку. В марте у ребят есть любимое занятие, посвященное Сорокам. В этот день обязательно делаем птичек из бумаги или из соленого теста, потом их расписываем и выходим на улицу, распевая заклички.

Большое место в программе коллектива занимают хороводные игры, в которых гармонично сочетаются пение, движение и элементы драматизации. Разучивание их дает детям многое. Объяснение диалектных или устаревших слов, понятий, освоение определенных движений (например, в хороводе «Уж и сеяла Ульяница ленок…», где показываются этапы обработки льна, все было для ребят ново), запись текста, часто с аудиокассеты, – это сложная для детей, утомительная работа. Но терпение и усидчивость вознаграждаются, когда текст уже понятен и выучен, движения освоены, тогда каждый может попробовать себя в творчестве: сыграть определенную роль, спеть сольную партию и пр. Перед тем, как приступить к пению народных песен, мы обязательно распеваемся, чтобы разогреть голосовые связки. Для распевов часто используем скороговорки («У Варвары-вары-вары самовары-вары-вары, у Тимошечки три гармошечки…»), прибаутки («Из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор...»), голосовые игры («Отец Феофил…», «Блинный перезвон»).

Проведение народных праздников или участие в них является своеобразным итогом наших занятий. На этих праздниках старшие кружковцы выступают уже как организаторы игр. Например, для осенней и масленичной ярмарок для начальных классов нашей школы мы специально разучиваем игры с ребятами из групп продленного дня или с целыми классами. На этих ярмарках малыши не только показывают разученные игры, но и принимают участие в аттракционах и конкурсах, которые готовят для них члены фольклорно-игрового коллектива.

Часто мы играем в народные игры на праздниках, которые проводятся во Дворце творчества. Например, на празднике Красной горки ребята с увлечением катали крашеные яйца, играли в «малечину-калечину», ходили на ходулях. Готовясь к работе на игровом уголке в Неделю игры и игрушки, мы вспомнили больше 15 игр, которые знают почти все члены коллектива и умеют в них играть. Это игры: «Бояре», «Заинька», «Дударь», «Тетёра», «Селезень и утушка», «Пошла коза по лесу…», «Колпачок», «Коршун», «Клубок», «Капустка», «Плетень», «Золотые ворота», «Розочка», «Скочил козел в огород…», «А мы просо сеяли…», «Там за речкой…», «Селезня я любила…», «Купим мы, бабушка, себе курочку…» и другие.

Отдельным направлением работы стало участие членов нашего коллектива в этнографических экспедициях по сбору песенно-игрового материала. Три года выезжаем мы совместно с коллективом отдела игры в села Московской области. За это время записали от сельских жителей немало песен и игр, в некоторые научились играть, кое-что из песен включили в репертуар нашего коллектива. Хотим продолжать это творческое сотрудничество. Ведь фольклор и игра неотделимы друг от друга.

Используются технологии uCoz