ИЗ
ОПЫТА РАБОТЫ ФОЛЬКЛОРНО-ИГРОВОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ «МЫ - РОССИЯНЕ»
НА БАЗЕ ШКОЛЫ №
840 г. МОСКВЫ
Е.В.
Матвеенкова,
руководитель коллектива «Мы – россияне»,
педагог дополнительного образования
Народное
творчество, народная культура – необъятный, бездонный клад
тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей
к сокровищам этой культуры, традициям календарно-обрядовых
праздников, основам народных ремесел, – задача, которую трудно
решить только на уроках. Поэтому и появилась программа «Мы
– россияне», как один из вариантов образовательно-воспитательной
работы в системе дополнительного образования. Стержнем реализации
программы стал народный календарь – стройная череда православных
праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутая
в годовом круге. Вернее сказать, детский земледельческий календарь,
образующий свои циклы в зависимости от пестрой смены детских
забав, посильных дел в доме, поле, и являющийся частью быта
взрослых, издревле включавших подрастающих детей в круг своих
серьезных интересов. Освоение этого богатого материала строится
преимущественно на фольклоре.
Используя
разнообразные формы фольклора, чаще всего мы обращаемся в
своей работе к игре. Игра – это своеобразная школа ребенка,
которая не только развивает в детях ловкость, быстроту, сообразительность
и т.п. качества, но и учит детей подчиняться определенным
правилам, принципам справедливости. Этому, например, очень
помогают считалки.
На начальном этапе работы с коллективом считалкам уделялось
особое место. Любой спор о выборе водящего или очередность
в каком-либо деле решался с помощью этого проверенного способа.
«Аты-баты, шли солдаты...», «Шла машина темным лесом...»,
«На златом крыльце сидели...», «Катилась мандаринка по имени
Иринка...» – эти считалки, хорошо знакомые современным детям,
мы дополняем на занятиях старинными малоизвестными: «Раз-два
-
кружева, три-четыре -
говорили...», «Заяц белый, куда бегал?», «Шла коза по бору,
рвет траву лебеду...».
Игры
обязательно являются составной частью каждого занятия. Почти
еженедельно одно из занятий посвящается народному календарю.
Кроме рассказа о традициях и обычаях данного периода, мы обязательно
играем в игры, разучиваем хороводы, бытовавшие в репертуаре
детей и молодежи (часто разделить детский и взрослый фольклор
довольно трудно). Например, в октябре, готовясь к капустинским
посиделкам, играем в «Огородника», учимся заплетать «плетень»,
«вить капустку», разучиваем игровой хоровод «Скочил козел
в огород…», а также загадываем загадки об урожае, овощах,
осенних крестьянских работах. Занятия, ближайшие к 10 ноября,
посвящаем покровительнице женского рукоделия Параскеве-пятнице.
Кроме знакомства с процессом обработки льна, рассматривания
прялок, веретен, рушников ручного ткачества, учим игры «Клубок»,
«Я веселая ткачиха…», хоровод «Уж и сеяла Ульяница ленок…»,
«С-по сеням хожу». И обязательно делаем кукол из льняных ниток
или коллективную работу – большую куклу-крестушку (она и является
нашей Параскевой), а старшие девочки начинают ткать на дощечках
пояски.
Изготовлению
самодельных игрушек мы уделяем на занятиях особое место. В
сентябре обязательно украшаем себя рябиновыми бусами и браслетами,
проводим конкурс на лучшую поделку из природного материала.
Кроме кукол из ниток, в ноябре-декабре (традиционно рукодельных
месяцах) шьем тряпичные куклы, лоскутные мячики. В другие
периоды готовим игровой инвентарь: расписываем деревянные
волчки, кубари, «малечины», бирюльки. Готовясь к Рождеству,
делаем серебряные звезды, изображения ангелов для украшения
елки или зала, маски для ряженых, большие звезды для колядования.
К масленице изготавливаем большое масленичное чучело для общешкольной
ярмарки, а каждый для себя делает из мочала масленку. В марте
у ребят есть любимое занятие, посвященное Сорокам. В этот
день обязательно делаем птичек из бумаги или из соленого теста,
потом их расписываем и выходим на улицу, распевая заклички.
Большое
место в программе коллектива занимают хороводные игры, в которых
гармонично сочетаются пение, движение и элементы драматизации.
Разучивание их дает детям многое. Объяснение диалектных или
устаревших слов, понятий, освоение определенных движений (например,
в хороводе «Уж и сеяла Ульяница ленок…», где показываются
этапы обработки льна, все было для ребят ново), запись текста,
часто с аудиокассеты, – это сложная для детей, утомительная
работа. Но терпение и усидчивость вознаграждаются, когда текст
уже понятен и выучен, движения освоены, тогда каждый может
попробовать себя в творчестве: сыграть определенную роль,
спеть сольную партию и пр. Перед тем, как приступить к пению
народных песен, мы обязательно распеваемся, чтобы разогреть
голосовые связки. Для распевов часто используем скороговорки
(«У Варвары-вары-вары самовары-вары-вары, у Тимошечки три
гармошечки…»), прибаутки («Из-за леса, из-за гор ехал дедушка
Егор...»), голосовые игры («Отец Феофил…», «Блинный перезвон»).
Проведение
народных праздников или участие в них является своеобразным
итогом наших занятий. На этих праздниках старшие кружковцы
выступают уже как организаторы игр. Например, для осенней
и масленичной ярмарок для начальных классов нашей школы мы
специально разучиваем игры с ребятами из групп продленного
дня или с целыми классами. На этих ярмарках малыши не только
показывают разученные игры, но и принимают участие в аттракционах
и конкурсах, которые готовят для них члены фольклорно-игрового
коллектива.
Часто
мы играем в народные игры на праздниках, которые проводятся
во Дворце творчества. Например, на празднике Красной горки
ребята с увлечением катали крашеные яйца, играли в «малечину-калечину»,
ходили на ходулях. Готовясь к работе на игровом уголке в Неделю
игры и игрушки, мы вспомнили больше 15 игр, которые знают
почти все члены коллектива и умеют в них играть. Это игры:
«Бояре», «Заинька», «Дударь», «Тетёра», «Селезень и утушка»,
«Пошла коза по лесу…», «Колпачок», «Коршун», «Клубок», «Капустка»,
«Плетень», «Золотые ворота», «Розочка», «Скочил козел в огород…»,
«А мы просо сеяли…», «Там за речкой…», «Селезня я любила…»,
«Купим мы, бабушка, себе курочку…» и другие.
Отдельным
направлением работы стало участие членов нашего коллектива
в этнографических экспедициях по сбору песенно-игрового материала.
Три года выезжаем мы совместно с коллективом отдела игры в
села Московской области. За это время записали от сельских
жителей немало песен и игр, в некоторые научились играть,
кое-что из песен включили в репертуар нашего коллектива. Хотим
продолжать это творческое сотрудничество. Ведь фольклор и
игра неотделимы друг от друга.
|