ИГРОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
А.В.
Княгинин,
методист
отдела игры МГДД(Ю)Т
“Народные
игры веками живут.
В
них мудрость и сила,
Их
любят и ждут…”
(Из
стихотворения В.Д.Берестова и сотрудников отдела игры)
Народные игры
являются нашим национальным богатством. Мы обладаем сокровищами
празднично-игровой культуры, которых не имеют многие страны.
К сожалению, педагоги и родители недостаточно используют их
для воспитания и развития детей.
Именно
народные игры являются сердцевиной празднично-игровой культуры.
Опираясь на лучшие и проверенные игры, педагоги и родители,
могут противостоять безнравственному разлагающему влиянию
многих современных средств воздействия на людей и современным
условиям жизни, когда очень трудно перебороть отрицательное
влияние попкультуры на подростков и молодежь.
Народным
играм обучать детей нужно специально, так как естественная
передача от поколения поколению народной празднично-игровой
культуры в настоящее время во многом прервана. Сохранение
национальной самобытности, воспитание чувства уважения и дружбы
к другим народам обеспечиваются в значительной мере через
освоение игр разных народов на основе своих исконных игр,
забав и обрядов.
Для
широкого изучения лучших образцов празднично-игровой культуры
начинать лучше с начальной школы, что соответствует и возрастным
особенностям. Педагогам следует начинать занятия с любимых
игр своего детства. Это доступно практически каждому учителю
с привлечением родителей, бабушек и дедушек. Одним из главных
результатов будет дружба и взаимопонимание родителей и детей,
разумный досуг и веселый отдых.
Для
ведения занятий учебной группы, конечно, нужна подготовка
специалистов на курсах и практикумах по празднично-игровой
культуре. Возможна разработка спецкурса для учебных заведений
в сфере образования и культуры.
Основой
опытной работы по игре в начальной школе в моей 20-летней
практике явились игры Клуба друзей игры (КДИ-КИД Лесногородской
средней школы Одинцовского района Московской области основан
28 ноября 1968 года учителями В.М. и Л.И. Григорьевыми, действует
по настоящее время, является родоначальником движения объединений
друзей игры).
Пятилетний
опыт работы педагогом дополнительного образования учебных
групп “Народные игры” в первом, втором и третьем классах начальной
школы позволяет мне сделать вывод о необходимости и возможности
разработки подробной программы таких групп в системе дополнительного
образования, а также факультативного курса (по одному уроку
в неделю в 1, 2, 3, 4 классах) начальной школы в течение четырех
лет. Народные игры объединили 1, 2 и 3 классы как бы в единый
школьный коллектив (с участием родителей).
Как
вариант возможно включение экспериментально опробованных народных
игр в программы по физкультуре (подвижные игры), музыке (хороводные
игры и игры с пением), трудовому обучению (изготовление игр,
игрушек, игрового инвентаря).
Предложения:
подробно изучить и собрать имеющийся опыт проведения народных
игр и праздников в начальной школе, в разновозрастных коллективах
друзей игры и других игровых объединениях на базе учреждений
дополнительного образования, культуры, а также в школах, среди
этнографических, фольклорных, спортивных и других коллективов.
Темы
для сбора материалов предлагаю следующие:
-
игры на перемене;
-
игры на праздниках (массово-музыкальные, подвижные и другие);
-
подвижные игры для класса (без предметов и с игровым
инвентарем);
-
игры с музыкой и пением, хороводные;
-
игры с изготовлением игр, игрушек, игрового снаряжения (трудовое
обучение);
-
физкультминутки и игры на внимание;
-
народные игры для других школьных предметов (чтение. русский
язык, математика, изобразительное искусство);
-
игровые формы (“Конкурс смекалки”, “Игровые посиделки”, “Игротека”
и другие);
-
игровые праздники и календарные обряды;
-
другие интересные темы, уже разрабатываемые специалистами,
например, “Игры Пушкинского детства” (В.М.Григорьев, доктор
пед.наук).
В
перспективе – разработка спецкурса по народным играм для педколледжей
и пединститутов, включая практикум в группе и практические
занятия с детьми.
Предлагаю
подготовить:
- видеофильмы, фотоиллюстрации к описаниям
игр;
- запись аудиокассеты
с музыкальным сопровождением игр и книжечка с текстами и нотами.
Практика показывает
высокую эффективность применения опыта Клубов друзей игры
для данного возраста и возможность объединения сил учреждений
дополнительного образования, культуры и школ для создания
и успешной работы различных объединений на основе народных
игр и праздников.
|