содержание книги
обложка книги
 

 ИГРОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.В. Княгинин,

методист отдела игры МГДД(Ю)Т

 

“Народные игры веками живут.

В них мудрость и сила,

Их любят и ждут…”

(Из стихотворения В.Д.Берестова и сотрудников отдела игры)

 

Народные игры являются нашим национальным богатством. Мы обладаем сокровищами празднично-игровой культуры, которых не имеют многие страны. К сожалению, педагоги и родители недостаточно используют их для воспитания и развития детей.

Именно народные игры являются сердцевиной празднично-игровой культуры. Опираясь на лучшие и проверенные игры, педагоги и родители, могут противостоять безнравственному разлагающему влиянию многих современных средств воздействия на людей и современным условиям жизни, когда очень трудно перебороть отрицательное влияние попкультуры на подростков и молодежь.

Народным играм обучать детей нужно специально, так как естественная передача от поколения поколению народной празднично-игровой культуры в настоящее время во многом прервана. Сохранение национальной самобытности, воспитание чувства уважения и дружбы к другим народам обеспечиваются в значительной мере через освоение игр разных народов на основе своих исконных игр, забав и обрядов.

Для широкого изучения лучших образцов празднично-игровой культуры начинать лучше с начальной школы, что соответствует и возрастным особенностям. Педагогам следует начинать занятия с любимых игр своего детства. Это доступно практически каждому учителю с привлечением родителей, бабушек и дедушек. Одним из главных результатов будет дружба и взаимопонимание родителей и детей, разумный досуг и веселый отдых.

Для ведения занятий учебной группы, конечно, нужна подготовка специалистов на курсах и практикумах по празднично-игровой культуре. Возможна разработка спецкурса для учебных заведений в сфере образования и культуры.

Основой опытной работы по игре в начальной школе в моей 20-летней практике явились игры Клуба друзей игры (КДИ-КИД Лесногородской средней школы Одинцовского района Московской области основан 28 ноября 1968 года учителями В.М. и Л.И. Григорьевыми, действует по настоящее время, является родоначальником движения объединений друзей игры).

Пятилетний опыт работы педагогом дополнительного образования учебных групп “Народные игры” в первом, втором и третьем классах начальной школы позволяет мне сделать вывод о необходимости и возможности разработки подробной программы таких групп в системе дополнительного образования, а также факультативного курса (по одному уроку в неделю в 1, 2, 3, 4 классах) начальной школы в течение четырех лет. Народные игры объединили 1, 2 и 3 классы как бы в единый школьный коллектив (с участием родителей).

Как вариант возможно включение экспериментально опробованных народных игр в программы по физкультуре (подвижные игры), музыке (хороводные игры и игры с пением), трудовому обучению (изготовление игр, игрушек, игрового инвентаря).

Предложения: подробно изучить и собрать имеющийся опыт проведения народных игр и праздников в начальной школе, в разновозрастных коллективах друзей игры и других игровых объединениях на базе учреждений дополнительного образования, культуры, а также в школах, среди этнографических, фольклорных, спортивных и других коллективов.

Темы для сбора материалов предлагаю следующие:

- игры на перемене;

- игры на праздниках (массово-музыкальные, подвижные и другие);

- подвижные игры для класса (без предметов и с игровым инвентарем);

- игры с музыкой и пением, хороводные;

- игры с изготовлением игр, игрушек, игрового снаряжения (трудовое обучение);

- физкультминутки и игры на внимание;

- народные игры для других школьных предметов (чтение. русский язык, математика, изобразительное искусство);

- игровые формы (“Конкурс смекалки”, “Игровые посиделки”, “Игротека” и другие);

- игровые праздники и календарные обряды;

- другие интересные темы, уже разрабатываемые специалистами, например, “Игры Пушкинского детства” (В.М.Григорьев, доктор пед.наук).

В перспективе – разработка спецкурса по народным играм для педколледжей и пединститутов, включая практикум в группе и практические занятия с детьми.

Предлагаю подготовить:

-  видеофильмы, фотоиллюстрации к описаниям игр;

- запись аудиокассеты с музыкальным сопровождением игр и книжечка с текстами и нотами.

Практика показывает высокую эффективность применения опыта Клубов друзей игры для данного возраста и возможность объединения сил учреждений дополнительного образования, культуры и школ для создания и успешной работы различных объединений на основе народных игр и праздников.

Используются технологии uCoz