содержание книги
обложка книги
 

ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОГО ИГРОВОГО
ИНВЕНТАРЯ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ

Е. С. Новикова,

исполнительный директор

некоммерческого молодежного игрового

объединения «Диво»

Молодежное игровое объединение «Диво» создано в 2000 году выпускниками клубов друзей игры г. Москвы и Московской области для развития в новых условиях опыта клубов друзей игры. Мы являемся автономной некоммерческой организацией, цель деятельности которой – предоставление услуг в области образования, культуры, науки, для более полного развития подрастающего поколения на основе возрождения традиционной и современной игровой культуры. За истекший период молодежным игровым объединением «Диво» освоено несколько направлений работы. Разработаны и проводятся игровые программы «Игры и забавы Древнего Новгорода», «Игры пушкинской поры», «Игро-Дивный Совет» (свадебная программа), «Русские народные игры и забавы». Работают постоянные площадки на базе ГМЗ «Коломенское», Спортинг-Пэйнтленд Парк («Бухта Радости» на Пироговском водохранилище), УМЦ «Голицыно». С сентября 2001 года в ГИЛМЗ А.С. Пушкина в селе Захарово Московской области по субботам проходят экскурсии, дополненные организованной нашим объединением игровой программой «Игры Пушкинской поры» (ходули, кубари, свайка и т.д.). Два года работы показали рост интереса к предлагаемым играм у посетителей музея и необходимость улучшать и развивать данное направление.

В журнале «Праздник» с марта 2001 года мы ведем постоянную рубрику «От Пушкина до наших дней», в которой публикуются описания народных игр и игровых сооружений и исторические сведения о них. В течение двух лет в день рождения заповедника в Захарове проводится многоборье по народным играм от «Пушкина до наших дней», в котором участвуют коллективы из г. Москвы и Московской области. В июле 2002 г. в ВДЦ «Орленок» наше объединение провело фестиваль народно-спортивных игр, в котором приняло участие более 800 детей.

Разработан и частично изготовлен комплекс народных игровых сооружений: круглые качели, маховые качели на жердях и веревках, бревна (бой мешками на бревне), горки параллельные, кружало и др. Налажен выпуск инвентаря для народных игр. «Сундучок-игротека», «Ларчик-домашняя игротека», «Набор для Деда Мороза» и отдельно более 40 наименований игр – таков выпускаемый сегодня ассортимент. На сундучок и отдельные игры уже получены сертификаты и рекомендации Министерства образования РФ и Совета по народным играм при НИИ ОПВ РАО.

Инвентарь для народных игр необходимо иметь в каждой игротеке или детском коллективе, потому что он обладает огромной объединяющей силой. Для интересной игры с инвентарем необходима определенная группа детей, подчиняющаяся правилам игры, необходимо распределение ролей в игре, – это учит детей общаться. Инвентарь сплачивает вокруг себя детей. Чтобы убедится в этом, достаточно посетить игротеку. Чаще всего, имея инвентарь, дети могут долго играть и без взрослых. Инвентарь для народных игр достаточно прост, и, имея образец инвентаря, можно объединить детей и взрослых в самом процессе изготовления. К сожалению, подобный инвентарь на сегодня купить практически негде, не только для игры, но и для образца.

Двухлетняя работа нашего объединения показала, что у детей и взрослых есть большой интерес к предлагаемым программам по народным играм и понимание их необходимости.

Одновременно выявились серьезные проблемы:

1. В наши дни в сфере детского досуга, к сожалению, усиленно насаждаются элементы западной индустрии развлечений, игрового бизнеса, компьютерные и телевизионные игры и т.п., на это выделяются баснословные деньги, как бюджетные, так и спонсорские. В то же время народная культура (в том числе и игровая) переживает все трудности, связанные с принципом остаточного финансирования.

2. Многие современные игры ориентированы на личность ребенка, а не на коллективные действия (объединение). Сегодня в коллективные игры с правилами дети чаще всего играют под руководством взрослых и очень редко самостоятельно; часто дети испытывают определенные психологические проблемы при общении в коллективе.

3. В программе для детских садов предусмотрены народные игры, однако это никак не подкреплено методическими пособиями или инвентарем.

4. Многие школы также заинтересованы иметь у себя инвентарь для народных игр, но у них те же проблемы, что и у детских садов. В школах даже не предусмотрены игровые комнаты. В таких крупных районах Москвы, как Зеленоград, Солнцево, Переделкино ни в одном детском учреждении нет игротеки.

5. Эту пустоту стали заполнять детские магазины, создавая у себя игротеки.

6. В некоторых музеях успешно работают экскурсионные программы с игровой тематикой, включающие практический показ игр – Государственный Художественно-педагогический музей игры и игрушки (г. Сергиев Посад), ГИЛМЗ А.С.Пушкина в селе Захарово, ГМЗ Кузьминки и т.д. Создаются непосредственно детские музеи с игровыми программами: «Забавушка», «Жили-были» и т.д. Однако во всех этих учреждениях дети играют под руководством взрослых, и вызывает сомнение, будут ли они играть в те же игры одни.

Такой мощный игровой центр как Дворец творчества, на наш взгляд, должен выступить инициатором по созданию программ, направленных на возрождение игровой деятельности детей на современном этапе.

Для этого, на наш взгляд, необходимо:

- создать комитет по разработке городской, а может быть, и федеральной программы по игре, предусматривающей целевое финансирование; подобная программа функционирует в области детского спорта;

- организовать курсы по обучению народным играм (в том числе с инвентарем) для педагогов, организаторов, массовиков-затейников и т.д., курсы должны постоянными, с целевым финансированием (или платными), с выдачей свидетельства или другого официального документа;

- провести анализ деятельности современных детских игротек г. Москвы с привлечением различных специалистов – педагогов, психологов и т.д.;

- разработать программу возрождения игротек в детских учреждениях г. Москвы, создать концепцию игровой комнаты детского учреждения.

Сложившиеся экономические условия заставляют искать новые пути развития народной игры. Клубы друзей игры имеют собственный опыт сочетания экономики и педагогики, который надо обязательно использовать.

Используются технологии uCoz