МЕСТО ИГРОТЕК
В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К.Е.
Волковицкий
зав.методкабинетом
отдела
игры МГДД(Ю)Т
Игра
– мощное средство воздействия на ребенка на всех этапах его
развития и формирования личностных качеств от младенческого
до юношеского возраста. Игра многолика – она может и учить,
и развивать, и развлекать. Благодаря этому их свойству игры
используются как в сфере досуга, так в сфере образования и
в сфере воспитания (рис. 1).
Рис.
1
Следует
принципиально различать две категории игр (рис. 2) – развлекательные
и развивающие. Развивающие игры в своем сценарии обязательно
должны содержать игровые трудности, которые играющим необходимо
преодолевать.
Рис.2
Развитие
любого человеческого качества происходит при его (качества)
востребованности, применении; причем применении, требующем
определенного усилия, преодоления трудностей. Легких подвигов
не бывает, как говорилось в известном мультфильме. Поэтому
трудности могут быть заложены в игры конструктивно, как в
головоломках, или могут создаваться играющими, как в спортивных
играх, или иным путем, но они составляют ядро развивающих
игр.
Разумеется, степень трудности должна соответствовать степени
развития ребенка, нелепо предлагать семилетнему ребенку
играть в игру «Знаешь ли ты формулу?» или в викторину, предназначенную
для старшеклассников. Развивающая игра может быть для ребенка,
как и для спортсмена, не очень трудной, трудной или очень
трудной. После трудной игры может требоваться отдых, снятие
напряжения, рекреация.
Соотношение
между степенью трудности игры и ее развивающим потенциалом
– предмет специального рассмотрения.
Содержание
развивающих и развлекательных игр различно по существу. Развлекательные
игры слабо или совсем не развивают, а развивающие – не очень-то
развлекают, это скорее задания, чем развлечения.
Развлекательные
игры в школьной игротеке как раз и служат для рекреации, снятия
напряжения после уроков. Победителям «Конкурса смекалки»,
проведенного отделом игры МГДД(Ю)Т в рамках «Недели игры и
игрушки» в 2002 году, было предложено ответить на вопрос:
«Видишь ли ты различие между игрой, и забавой, развлечением?
В чем, по твоему мнению, это различие?» Видят это различие
80% опрошенных детей. В ответах указывается, что игра может
быть сложной, скучной, а развлечения – они «просто так, для
веселья».
Далее в настоящем
материале использование игр в сфере досуга, имеющее в нашей
стране очень даже немаловажное значение, не рассматривается.
Намереваясь
использовать игры для развития детей в детском учреждении
следует иметь в виду, что
прежде всего детей надо научить играть. Умение
«играть всерьез», играть, а не забавляться, - важное качество
ребенка. К сожалению, игры в детской среде все больше
замещаются забавами – дети в своей среде забавляются, а не
играют. В результате у них не формируется установка в любом
деле видеть цель и не делать ничего без цели, соблюдать правила
и координировать свои действия с действиями других. Впоследствии
коллективные детские игры заменяются «тусовками», подростки
совершают многие недостойные поступки: режут сиденья в транспорте,
разрисовывают стены в подъездах и т.п. В результате растут
вроде бы умные, но социально дефективные дети.
Развивающие
игры, в свою очередь можно разделить на три группы (рис. 3),
в зависимости от развиваемых качеств:
1. Игры образовательного развития, направленные на повышение общей эрудиции,
получение и применение конкретных знаний.
2. Игры воспитательного развития, направленные на формирование разовых
и социальные личностные качества, без которых человек не может
уверенно жить, действовать и решать практические задачи в
реальных жизненных изменяющихся ситуациях, в условиях помех
и противодействия, риска, необходимости учитывать влияние
независимо протекающих процессов и событий, при неполной и
недостаточной информации и т.п.
3. Игры физического развития, направленные на общее развитие тела,
координации движений, моторики, ловкости, меткости и других
подобных качеств.
Рис.
3
Игры
образовательного развития являются важным вспомогательным
средством в системе основного и дополнительного образования,
позволяющим использовать игровые формы обучения, контроля
освоения и закрепления знаний, умений и навыков решения типовых
(алгоритмически системных) задач, соответствующих программе
образования. Для этого важно их соответствующее тематическое
наполнение, игровой тип (индивидуальные или групповые) и соответствие
трудности игры степени развития обучаемых.
Комплект
игр образовательного развития должен составлять обязательную
часть средств обучения в детских учреждениях основного и дополнительного
образования, а педагоги должны уметь им пользоваться, что
и имеет место в действительности. Одно из свидетельств тому
– успешное оформление «игровых уголков» учебными подразделениями
МГДД(Ю)Т в период «Недели игры и игрушки». К сожалению, следует
признать, что оснащенность общеобразовательных школ играми
образовательного развития целиком зависит только от инициативы
учителей-предметников. Не существует организационно сложившихся
форм методического обеспечения процесса использования образовательных
игровых технологий и соответствующего предметного обеспечения.
В
отношении игр физического развития, на наш взгляд, ситуация,
в настоящее время, может считаться вполне благополучной: учителя
и тренеры активно используют игровые формы; необходимое предметное
обеспечение имеется.
Наиболее
тревожно положение дел с играми воспитательного развития.
Если не говорить об игротеке отдела игры МГДД(Ю)Т, – кто,
где, по какой программе и с использованием каких средств и
технологий:
-
научит детей полноценно играть, получать удовольствие от преодоления
игровых, а в дальнейшем – учебных и жизненных трудностей;
-
в максимальной степени разовьет базовые качества интеллекта,
базовые психофизические, ментальные качества, базовые свойства
творчества;
-
научит действовать в изменяющихся условиях и ситуациях, ситуациях
противодействия и неопределенности; познакомит детей с риском
и вероятностью того или иного исхода событий;
-
сформирует навык оценки и необходимости прогнозирования развития
ситуации;
-
обучит необходимому качеству координации своих действий с
действиями других, умению организовывать деятельность группы.
Приходится
признать, что организованных форм этой важной сферы образовательно-воспитательной
деятельности не существует. Сплошная самодеятельность и по
форме и по существу.
Необходимо
либо в программу работы образовательных детских учреждений
ввести «игровое обучение», как предмет в соответствующем объеме,
либо повсеместно создать (может быть при школах) структуры
игрового обучения –территориальные развивающие игротеки, оснащенные
игровыми средствами и игровыми технологиями, имеющими учителей-игрологов.
Деятельность территориальных развивающих игротек должна охватывать
контингент детей от старшего дошкольного до юношеского возраста.
|