содержание книги
обложка книги
 

МЕСТО ИГРОТЕК В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.Е. Волковицкий

зав.методкабинетом

отдела игры МГДД(Ю)Т

Игра – мощное средство воздействия на ребенка на всех этапах его развития и формирования личностных качеств от младенческого до юношеского возраста. Игра многолика – она может и учить, и развивать, и развлекать. Благодаря этому их свойству игры используются как в сфере досуга, так в сфере образования и в сфере воспитания (рис. 1).

Рис. 1

Следует принципиально различать две категории игр (рис. 2) – развлекательные и развивающие. Развивающие игры в своем сценарии обязательно должны содержать игровые трудности, которые играющим необходимо преодолевать.

 

Рис.2

 

Развитие любого человеческого качества происходит при его (качества) востребованности, применении; причем применении, требующем определенного усилия, преодоления трудностей. Легких подвигов не бывает, как говорилось в известном мультфильме. Поэтому трудности могут быть заложены в игры конструктивно, как в головоломках, или могут создаваться играющими, как в спортивных играх, или иным путем, но они составляют ядро развивающих игр.

Разумеется, степень трудности должна соответствовать степени развития ребенка, нелепо предлагать семилетнему ребенку играть в игру «Знаешь ли ты формулу?» или в викторину, предназначенную для старшеклассников. Развивающая игра может быть для ребенка, как и для спортсмена, не очень трудной, трудной или очень трудной. После трудной игры может требоваться отдых, снятие напряжения, рекреация.

Соотношение между степенью трудности игры и ее развивающим потенциалом – предмет специального рассмотрения.

Содержание развивающих и развлекательных игр различно по существу. Развлекательные игры слабо или совсем не развивают, а развивающие – не очень-то развлекают, это скорее задания, чем развлечения.

Развлекательные игры в школьной игротеке как раз и служат для рекреации, снятия напряжения после уроков. Победителям «Конкурса смекалки», проведенного отделом игры МГДД(Ю)Т в рамках «Недели игры и игрушки» в 2002 году, было предложено ответить на вопрос: «Видишь ли ты различие между игрой, и забавой, развлечением? В чем, по твоему мнению, это различие?» Видят это различие 80% опрошенных детей. В ответах указывается, что игра может быть сложной, скучной, а развлечения – они «просто так, для веселья».

Далее в настоящем материале использование игр в сфере досуга, имеющее в нашей стране очень даже немаловажное значение, не рассматривается.

Намереваясь использовать игры для развития детей в детском учреждении следует иметь в виду, что прежде всего детей надо научить играть. Умение «играть всерьез», играть, а не забавляться, - важное качество ребенка. К сожалению, игры в детской среде все больше замещаются забавами – дети в своей среде забавляются, а не играют. В результате у них не формируется установка в любом деле видеть цель и не делать ничего без цели, соблюдать правила и координировать свои действия с действиями других. Впоследствии коллективные детские игры заменяются «тусовками», подростки совершают многие недостойные поступки: режут сиденья в транспорте, разрисовывают стены в подъездах и т.п. В результате растут вроде бы умные, но социально дефективные дети.

Развивающие игры, в свою очередь можно разделить на три группы (рис. 3), в зависимости от развиваемых качеств:

1. Игры образовательного развития, направленные на повышение общей эрудиции, получение и применение конкретных знаний.

2. Игры воспитательного развития, направленные на формирование разовых и социальные личностные качества, без которых человек не может уверенно жить, действовать и решать практические задачи в реальных жизненных изменяющихся ситуациях, в условиях помех и противодействия, риска, необходимости учитывать влияние независимо протекающих процессов и событий, при неполной и недостаточной информации и т.п.

3. Игры физического развития, направленные на общее развитие тела, координации движений, моторики, ловкости, меткости и других подобных качеств.

 

Рис. 3

Игры образовательного развития являются важным вспомогательным средством в системе основного и дополнительного образования, позволяющим использовать игровые формы обучения, контроля освоения и закрепления знаний, умений и навыков решения типовых (алгоритмически системных) задач, соответствующих программе образования. Для этого важно их соответствующее тематическое наполнение, игровой тип (индивидуальные или групповые) и соответствие трудности игры степени развития обучаемых.

Комплект игр образовательного развития должен составлять обязательную часть средств обучения в детских учреждениях основного и дополнительного образования, а педагоги должны уметь им пользоваться, что и имеет место в действительности. Одно из свидетельств тому – успешное оформление «игровых уголков» учебными подразделениями МГДД(Ю)Т в период «Недели игры и игрушки». К сожалению, следует признать, что оснащенность общеобразовательных школ играми образовательного развития целиком зависит только от инициативы учителей-предметников. Не существует организационно сложившихся форм методического обеспечения процесса использования образовательных игровых технологий и соответствующего предметного обеспечения.

В отношении игр физического развития, на наш взгляд, ситуация, в настоящее время, может считаться вполне благополучной: учителя и тренеры активно используют игровые формы; необходимое предметное обеспечение имеется.

Наиболее тревожно положение дел с играми воспитательного развития. Если не говорить об игротеке отдела игры МГДД(Ю)Т, – кто, где, по какой программе и с использованием каких средств и технологий:

- научит детей полноценно играть, получать удовольствие от преодоления игровых, а в дальнейшем – учебных и жизненных трудностей;

- в максимальной степени разовьет базовые качества интеллекта, базовые психофизические, ментальные качества, базовые свойства творчества;

- научит действовать в изменяющихся условиях и ситуациях, ситуациях противодействия и неопределенности; познакомит детей с риском и вероятностью того или иного исхода событий;

- сформирует навык оценки и необходимости прогнозирования развития ситуации;

- обучит необходимому качеству координации своих действий с действиями других, умению организовывать деятельность группы.

Приходится признать, что организованных форм этой важной сферы образовательно-воспитательной деятельности не существует. Сплошная самодеятельность и по форме и по существу.

Необходимо либо в программу работы образовательных детских учреждений ввести «игровое обучение», как предмет в соответствующем объеме, либо повсеместно создать (может быть при школах) структуры игрового обучения –территориальные развивающие игротеки, оснащенные игровыми средствами и игровыми технологиями, имеющими учителей-игрологов. Деятельность территориальных развивающих игротек должна охватывать контингент детей от старшего дошкольного до юношеского возраста.

Используются технологии uCoz