КАДРОВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ИГРОТЕК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ю.Н.
Тимофеев.
методист
отдела игры МГДД(Ю)Т
Игротека
– это воспитательная система. Деятельность всякой игротеки
является деятельностью воспитательной. Содержание этой деятельности,
воспитательные цели и задачи позволяют сгруппировать разновидности
такого явления, как игротека, в игротеки дидактические
и досуговые.
Такая
разновидность игротек, как дидактические, нашла своё место в образовательных
учреждениях удовлетворительным образом. Потребовался весь
ХХ век, чтобы сегодня можно было с большой долей вероятности
утверждать: уже не найдётся школы, в которой не было бы игр
на уроках, особенно в начальных классах. Вряд ли есть дом
творчества или клуб в рамках дополнительного образования,
в которых не применяются профильные коллекции игр, как и в
школе, представляющие собой основу дидактических игротек.
Однако
такая разновидность игротек, как досуговые, не стала неотъемлемой частью
образовательных учреждений школьников. Именно об отсутствии
досуговых игротек многие сетуют, с завистью говоря, что библиотека,
в отличие от игротеки, стала обычным явлением всякого учреждения
для школьников. Содержанием деятельности педагогов таких досуговых
игротек должно быть игровое образование школьников в области
обыкновенных – дворовых и комнатных игр, преимущественно групповых
и коллективных. Но из-за отсутствия профессиональных кадров
и игровых должностей в штатах образовательных учреждений досуговые
игротеки с максимально развитого уровня, то есть с уровня
формальных игровых объединений, низведены на значительно более
низкий уровень.
В
каждом образовательном учреждении следует сформировать двухуровневую
воспитательную систему игрового образования. На первоначальном
уровне или уровне образовательных групп (классов) школьников
следует узаконить игротеки групп или классов. К этому можно
приступить после введения в штат всякого образовательного
учреждения воспитателей групп или классов. На уровне всего
учреждения или его однородных частей кадровая проблема игротек
переходит в разряд практического выполнения после введения
должностей руководителя игротеки учреждения и его заместителей
по основным направлениям деятельности.
Направления
деятельности педагогов игротеки всего учреждения не накладываются
на задачи формирования отдельных или интегральных сторон личности
ребёнка; направления деятельности этих игротек не повторяют
совокупность образовательных предметов. Направления деятельности
или основные педагогические задачи игротеки (класса или всего
учреждения) вытекают, прежде всего, из организационных задач
в отношении к формальным и неформальным игровым объединениям
воспитанников и воспитателей.
Другим
основанием для деятельности педагогов игротек может быть их
материальная ответственность за помещения и участки территории
учреждения. В итоге получаются, как минимум, четыре направления
деятельности педагогов игротеки учреждения и хотя бы четыре
штатные единицы – руководителя игротеки учреждения и его заместителей:
1.
Ответственный за игровые праздничные мероприятия группы, класса,
параллели и, наконец, всего учреждения – в праздничные дни.
2.
Ответственный за уличные игры во дворе учреждения, на его
спортивно-игровой площадке – в часы, следующие после занятий
воспитанников, между ними и в каникулы.
3.
Ответственный за игровую деятельность в комнате, в холле –
на перемене, до занятий, после занятий, в каникулы.
4.
Ответственный за игровую деятельность в специальном игровом
помещении – в то же послеурочное время.
Указанные
направления деятельности педагогов игротеки учреждения присутствуют в деятельности всякого отдельного
воспитателя группы или класса, представляя собой основные
направления деятельности игротеки группы или класса. Однако,
воспитатель класса (руководитель игротеки класса), являясь
субъектом воспитания, имеет объектами воспитания в своей игровой
воспитательной системе воспитанников своего данного класса.
А работники игротеки всего учреждения в свою воспитательную
систему периодически включают воспитанников разных групп (классов),
а также их воспитателей. Спектр применяемых ими игровых воспитательных
средств должен позволять выполнять организационные задачи
другого уровня.
Неизбежен
вопрос о реальности применения на практике данной модели игротеки.
Все элементы, части, фрагменты данной модели существовали
или до сих пор существуют в практике воспитания школьников.
Это вселяет надежду, что удастся их реализовать все вместе
и сделать повседневностью основных образовательных учреждений
школьников.
|