содержание книги
обложка книги
 

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИГРОТЕК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ю.Н. Тимофеев.

методист отдела игры МГДД(Ю)Т

 

Игротека – это воспитательная система. Деятельность всякой игротеки является деятельностью воспитательной. Содержание этой деятельности, воспитательные цели и задачи позволяют сгруппировать разновидности такого явления, как игротека, в игротеки дидактические и досуговые.

Такая разновидность игротек, как дидактические, нашла своё место в образовательных учреждениях удовлетворительным образом. Потребовался весь ХХ век, чтобы сегодня можно было с большой долей вероятности утверждать: уже не найдётся школы, в которой не было бы игр на уроках, особенно в начальных классах. Вряд ли есть дом творчества или клуб в рамках дополнительного образования, в которых не применяются профильные коллекции игр, как и в школе, представляющие собой основу дидактических игротек.

Однако такая разновидность игротек, как досуговые, не стала неотъемлемой частью образовательных учреждений школьников. Именно об отсутствии досуговых игротек многие сетуют, с завистью говоря, что библиотека, в отличие от игротеки, стала обычным явлением всякого учреждения для школьников. Содержанием деятельности педагогов таких досуговых игротек должно быть игровое образование школьников в области обыкновенных – дворовых и комнатных игр, преимущественно групповых и коллективных. Но из-за отсутствия профессиональных кадров и игровых должностей в штатах образовательных учреждений досуговые игротеки с максимально развитого уровня, то есть с уровня формальных игровых объединений, низведены на значительно более низкий уровень.

В каждом образовательном учреждении следует сформировать двухуровневую воспитательную систему игрового образования. На первоначальном уровне или уровне образовательных групп (классов) школьников следует узаконить игротеки групп или классов. К этому можно приступить после введения в штат всякого образовательного учреждения воспитателей групп или классов. На уровне всего учреждения или его однородных частей кадровая проблема игротек переходит в разряд практического выполнения после введения должностей руководителя игротеки учреждения и его заместителей по основным направлениям деятельности.

Направления деятельности педагогов игротеки всего учреждения не накладываются на задачи формирования отдельных или интегральных сторон личности ребёнка; направления деятельности этих игротек не повторяют совокупность образовательных предметов. Направления деятельности или основные педагогические задачи игротеки (класса или всего учреждения) вытекают, прежде всего, из организационных задач в отношении к формальным и неформальным игровым объединениям воспитанников и воспитателей.

Другим основанием для деятельности педагогов игротек может быть их материальная ответственность за помещения и участки территории учреждения. В итоге получаются, как минимум, четыре направления деятельности педагогов игротеки учреждения и хотя бы четыре штатные единицы – руководителя игротеки учреждения и его заместителей:

1. Ответственный за игровые праздничные мероприятия группы, класса, параллели и, наконец, всего учреждения – в праздничные дни.

2. Ответственный за уличные игры во дворе учреждения, на его спортивно-игровой площадке – в часы, следующие после занятий воспитанников, между ними и в каникулы.

3. Ответственный за игровую деятельность в комнате, в холле – на перемене, до занятий, после занятий, в каникулы.

4. Ответственный за игровую деятельность в специальном игровом помещении – в то же послеурочное время.

Указанные направления деятельности педагогов игротеки учреждения присутствуют в деятельности всякого отдельного воспитателя группы или класса, представляя собой основные направления деятельности игротеки группы или класса. Однако, воспитатель класса (руководитель игротеки класса), являясь субъектом воспитания, имеет объектами воспитания в своей игровой воспитательной системе воспитанников своего данного класса. А работники игротеки всего учреждения в свою воспитательную систему периодически включают воспитанников разных групп (классов), а также их воспитателей. Спектр применяемых ими игровых воспитательных средств должен позволять выполнять организационные задачи другого уровня.

Неизбежен вопрос о реальности применения на практике данной модели игротеки. Все элементы, части, фрагменты данной модели существовали или до сих пор существуют в практике воспитания школьников. Это вселяет надежду, что удастся их реализовать все вместе и сделать повседневностью основных образовательных учреждений школьников.

Используются технологии uCoz