содержание книги
обложка книги
 

ОБУЧЕНИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГР
В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Ю.Ю. Фигуровский,

зав. лабораторией отдела игры МГДД(Ю)Т

На сегодняшний день производство игр превратилось в мощную индустрию, в которой интересы ребенка занимают далеко не первое место. Вместе с тем, многие ученые отмечали важность и высокую воспитательную эффективность объединения детей для самодельного изготовления игр. «Самодельная игрушка развивает у малышей главнейший двигатель жизни – творчество, а у подростков, кроме того, может служить начатком ряда ремесел» (Н.Д. Бартрам). Современный исследователь игровой культуры В.М. Григорьев, сравнивая самодельные игрушки с покупными, отмечает их высокую воспитательную ценность и практичность.

В 1930-1980-х гг. разработкой игр и организацией их изготовления в системе внешкольного образования занимался заслуженный работник образования Ефим Маркович Минскин. В 1956 г. в Московском городском Доме пионеров он организовал пионерскую фабрику игр с целью «помочь пионерским дружинам в оборудовании пионерских игротек в школах». На фабрику зачислялись бригады юных мастеров в составе 16 человек (из числа пионеров старшего возраста) во главе с бригадиром. Бригады работали на фабрике по 1-1,5 месяца (по 2 раза в неделю). За этот период они изготовляли для своей школы до 120 различных самодельных игр и головоломок. Бригады работали в цехах: столярном, выпиловочном, оформительском, картонажном и в цеху проволочных головоломок.

В отличие от уроков трудового обучения и кружков «Умелые руки» фабрика не могла дать ребятам законченного круга знаний, трудовых умений и навыков. Выполняя при изготовлении игр лишь отдельные операции, ребята могли познакомиться только с приемами обработки тех или иных материалов. Но фабрика являлась формой более массовой, чем кружок, доступной для каждого пионера и школьника, была своего рода длительной игрой, в которой участники распределяли между собой отдельные функции и роли, игрой, связанной с трудовой романтикой, и поэтому чрезвычайно привлекательной для детей.

Заслуживает внимания применение опыта народной педагогики игры в технологической подготовке учащихся. Несмотря на то, что вопрос еще требует своего дальнейшего изучения и отдельного специального исследования, уже проведена огромная работа в Клубе друзей игры (КДИ) пос. Лесной Городок Московской области. В КДИ возрождением и реконструкцией народного игрового инвентаря занимались школьники под руководством учителя трудового обучения Лесногородской средней школы В.Е. Баробонова. Работа проводилась на базе учебных мастерских во время школьных уроков и внеклассных занятий. В 1990 г. было организовано школьно-молодежное научно-производственное объединение (НПО) «Игра и труд», главным направлением работы которого стала реконструкция изготовления игрушек и инвентаря для народных игр, отработка способов и форм его применения. Работа носила поисковый, творческий, исследовательский характер и осуществлялась под научным руководством старшего научного сотрудника лаборатории игровой деятельности НИИ ОПВ АПН СССР В.М. Григорьева

С 1989 г. в отделе игры Московского городского Дворца пионеров и школьников началась экспериментальная работа по программе «Мастерская игр». Основным направлением деятельности стала технологическая подготовка учащихся, с использованием в качестве объектов труда – предметов для игр, а также игровых форм и методов обучения.

Учебный процесс был организован в столярной учебной мастерской по изготовлению игр с 2 группами учащихся. Исходя из условий материальной базы мастерской, в каждой группе могли заниматься не более 8 детей. Эффективность результатов учебного процесса в начале обучения во многом зависела от интереса, который проявляют школьники к занятиям. Было обращено особое внимание на те стороны учебного процесса, которые интересны младшим школьникам: на результат труда, на эстетическую сторону объекта труда, на сам процесс трудовой деятельности, на оценку выполненной работы учащимися. Появилась необходимость поиска занимательных и привлекательных технологических операций, а также поиска игрушек, которые, с одной стороны, могут служить объектами труда на практической части занятия, а с другой, могут заинтересовать учащихся.

В результате проделанной работы была сформирована предварительная система объектов труда. Однако требовалась разработка специальной методики технологической подготовки младших школьников с использованием предметов для игр в качестве изделий для изготовления.

В 1994 г. начата разработка «Азбуки мастера» (авторы – А.В. Княгинин и Ю.Ю. Фигуровский) – пособия, каждый лист которого включает в себя теоретические сведения, связанные с технологией обработки материалов, сгруппированные по буквам русского алфавита. Изучение «Азбуки Мастера» предполагалось рассчитать таким образом, чтобы школьники могли пройти в течение одного учебного года по одной букве в алфавитном порядке на каждом занятии. В основу «Азбуки мастера» были положены педагогические принципы наглядности и доступности, которые должны были помочь решить проблемы с теоретическим изучением материала. В пособие были включены не только учебно-иллюстративный материал, связанный с ручной обработкой материалов, но и рисунки – изображения некоторых станков, машин, и др., расширяющих технологический кругозор школьника. Чтобы задействовать в учебном процессе несколько видов деятельности, в «Азбуке мастера» все понятия представлены в занимательной форме (загадки, ребусы, кроссворды и др.).

Младшие школьники не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном, поэтому чередование видов деятельности является важной стороной занятия. Также на каждую букву пособия подобраны игры, в которые следует поиграть на занятии, либо перед изучением темы, либо после, либо в перерыве. В содержании каждой страницы «Азбуки мастера» изображены объекты труда, которые будут изготавливаться на практической части занятия. В большинстве случаев название изделия – игрушки, должно было начинаться на ту букву, которая изображена на листе. Помимо этого, система объектов труда обеспечивала поэтапное формирование знаний умений и навыков в технологической подготовке.

Одной из важных задач первого года обучения в младшей группе являлось создание основы, закладка фундамента всего дальнейшего обучения. Занятия с использованием «Азбуки мастера» помогли привить учащимся интерес к трудовой деятельности. Изучение «Азбуки» можно сравнить с продолжительной игрой, увлекательной экскурсией по всем будущим занятиям в учебной группе «Мастерская игр».

Работа со школьниками 12-16 лет начиналась параллельно с младшей группой. Самым сложным оказалось заинтересовать учащихся изготовлением игрушек, поскольку в данном возрасте учащиеся относятся к предметам для игр по-другому – «уже в младшем школьном возрасте начинается постепенный переход от детского отношения к игрушке к отношению взрослому»1. Многие подростки относятся к слову «игрушка» как к далекому детству, поскольку поскорее хотят стать взрослыми. Однако игра в их жизни не перестает занимать одно из основных мест. Интерес школьника к изготовлению изделия во многом зависит от того, насколько оно оказывается полезным и нужным в жизни. Следовательно, систему объектов труда должны составлять предметы для игр, которые соответствуют интересам учащихся и которые имеют практическую пользу для окружающих людей, например, игровой инвентарь для проведения игр на праздниках, комплекты игр в подарок школам и др.

Изготовление игрушек требует владения многими операциями по технологии обработки древесины, поэтому обучение старших школьников было условно разделено на 3 этапа, 3 года обучения. На первом этапе изучалась технология изготовления предметов для игр ручными инструментами. Второй этап включает изучение технологии обработки материалов с применением электрифицированного ручного инструмента. В ходе обучения на 3 этапе учащиеся изучали технологию токарной обработки древесины. Для сплочения младших и старших групп, в воспитательных целях все учащиеся старших групп обязательно должны были помогать руководителю в проведении нескольких занятий.

Система объектов труда – предметов для игр время от времени требует своего частичного обновления. Для повышения эффективности экспериментальной работы, целесообразно участие школьников в пополнении и совершенствовании системы изделий. Учащиеся могут провести анализ литературы (педагогической, специальной по игре и игрушке) с целью поиска новых игровых объектов труда; школьников можно включить в творческий процесс по изменению уже используемых на занятиях предметов для игр.

Для совершенствования системы объектов труда в качестве основной, была выбрана форма обучения и воспитания – экспедиция по собиранию и изучению предметов игровой культуры. У ребят подросткового возраста участие в различных походах, поездках, экспедициях вызывает особый интерес. В официальной педагогике эта форма обучения названа «продвинутой»1, так как расширяет и дополняет основной учебный процесс за счет углубления знаний и увеличения круга интересов школьников. В экспедициях учащиеся «приобретают дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике,…воспитывают у себя деловые черты характера»2 .

Учебный процесс, организованный по экспериментальной методике, позволил сделать деятельность учащихся преимущественно творческой. Этому способствовало изготовление предметов для игр, которые впоследствии использовались в игротеке, на массовых праздниках (в том числе и народных).

Гармоничное сочетание технологического образования и игровой деятельности на занятиях с учебной группой «Мастерская игр» в МГДД(Ю)Т позволило повысить познавательный интерес у школьников к технологической подготовке, одновременно с изучением технологии обработки древесины расширить кругозор учащихся, повысить их уровень культуры, позволило создать благоприятные условия для организации коллективной деятельности, показало эффективность применения игрушек в технологической подготовке учащихся.

Используются технологии uCoz