ОБУЧЕНИЕ
ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГР
В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Ю.Ю.
Фигуровский,
зав.
лабораторией отдела игры МГДД(Ю)Т
На
сегодняшний день производство игр превратилось в мощную индустрию,
в которой интересы ребенка занимают далеко не первое место.
Вместе с тем, многие ученые отмечали важность и высокую воспитательную
эффективность объединения детей для самодельного изготовления
игр. «Самодельная игрушка развивает у малышей главнейший двигатель
жизни – творчество, а у подростков, кроме того, может служить
начатком ряда ремесел» (Н.Д. Бартрам). Современный исследователь
игровой культуры В.М. Григорьев, сравнивая самодельные игрушки
с покупными, отмечает их высокую воспитательную ценность и
практичность.
В 1930-1980-х
гг. разработкой игр и организацией их изготовления в системе
внешкольного образования занимался заслуженный работник образования
Ефим Маркович Минскин. В 1956 г. в Московском городском Доме
пионеров он организовал пионерскую фабрику игр с целью «помочь
пионерским дружинам в оборудовании пионерских игротек в школах».
На фабрику зачислялись бригады юных мастеров в составе 16
человек (из числа пионеров старшего возраста) во главе с бригадиром.
Бригады работали на фабрике по 1-1,5 месяца (по 2 раза в неделю).
За этот период они изготовляли для своей школы до 120 различных
самодельных игр и головоломок. Бригады работали в цехах: столярном,
выпиловочном, оформительском, картонажном и в цеху проволочных
головоломок.
В отличие
от уроков трудового обучения и кружков «Умелые руки» фабрика
не могла дать ребятам законченного круга знаний, трудовых
умений и навыков. Выполняя при изготовлении игр лишь отдельные
операции, ребята могли познакомиться только с приемами обработки
тех или иных материалов. Но фабрика являлась формой более
массовой, чем кружок, доступной для каждого пионера и школьника,
была своего рода длительной игрой, в которой участники распределяли
между собой отдельные функции и роли, игрой, связанной с трудовой
романтикой, и поэтому чрезвычайно привлекательной для детей.
Заслуживает
внимания применение опыта народной педагогики игры в технологической
подготовке учащихся. Несмотря на то, что вопрос еще требует
своего дальнейшего изучения и отдельного специального исследования,
уже проведена огромная работа в Клубе друзей игры (КДИ) пос.
Лесной Городок Московской области. В КДИ возрождением и реконструкцией
народного игрового инвентаря занимались школьники под руководством
учителя трудового обучения Лесногородской средней школы В.Е.
Баробонова. Работа проводилась на базе учебных мастерских
во время школьных уроков и внеклассных занятий. В 1990 г.
было организовано школьно-молодежное научно-производственное
объединение (НПО) «Игра и труд», главным направлением работы
которого стала реконструкция изготовления игрушек и инвентаря
для народных игр, отработка способов и форм его применения.
Работа носила поисковый, творческий, исследовательский характер
и осуществлялась под научным руководством старшего научного
сотрудника лаборатории игровой деятельности НИИ ОПВ АПН СССР
В.М. Григорьева
С 1989 г.
в отделе игры Московского городского Дворца пионеров и школьников
началась экспериментальная работа по программе «Мастерская
игр». Основным направлением деятельности стала технологическая
подготовка учащихся, с использованием в качестве объектов
труда – предметов для игр, а также игровых форм и методов
обучения.
Учебный процесс
был организован в столярной учебной мастерской по изготовлению
игр с 2 группами учащихся. Исходя из условий материальной
базы мастерской, в каждой группе могли заниматься не более
8 детей. Эффективность результатов учебного процесса в начале
обучения во многом зависела от интереса, который проявляют
школьники к занятиям. Было обращено особое внимание на те
стороны учебного процесса, которые интересны младшим школьникам:
на результат труда, на эстетическую сторону объекта труда,
на сам процесс трудовой деятельности, на оценку выполненной
работы учащимися. Появилась необходимость поиска занимательных
и привлекательных технологических операций, а также поиска
игрушек, которые, с одной стороны, могут служить объектами
труда на практической части занятия, а с другой, могут заинтересовать
учащихся.
В результате
проделанной работы была сформирована предварительная система
объектов труда. Однако требовалась разработка специальной
методики технологической подготовки младших школьников с использованием
предметов для игр в качестве изделий для изготовления.
В 1994 г.
начата разработка «Азбуки мастера» (авторы – А.В. Княгинин
и Ю.Ю. Фигуровский) – пособия, каждый лист которого включает
в себя теоретические сведения, связанные с технологией обработки
материалов, сгруппированные по буквам русского алфавита. Изучение
«Азбуки Мастера» предполагалось рассчитать таким образом,
чтобы школьники могли пройти в течение одного учебного года
по одной букве в алфавитном порядке на каждом занятии. В основу
«Азбуки мастера» были положены педагогические принципы наглядности
и доступности, которые должны были помочь решить проблемы
с теоретическим изучением материала. В пособие были включены
не только учебно-иллюстративный материал, связанный с ручной
обработкой материалов, но и рисунки – изображения некоторых
станков, машин, и др., расширяющих технологический кругозор
школьника. Чтобы задействовать в учебном процессе несколько
видов деятельности, в «Азбуке мастера» все понятия представлены
в занимательной форме (загадки, ребусы, кроссворды и др.).
Младшие школьники
не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном,
поэтому чередование видов деятельности является важной стороной
занятия. Также на каждую букву пособия подобраны игры, в которые
следует поиграть на занятии, либо перед изучением темы, либо
после, либо в перерыве. В содержании каждой страницы «Азбуки
мастера» изображены объекты труда, которые будут изготавливаться
на практической части занятия. В большинстве случаев название
изделия – игрушки, должно было начинаться на ту букву, которая
изображена на листе. Помимо этого, система объектов труда
обеспечивала поэтапное формирование знаний умений и навыков
в технологической подготовке.
Одной из важных
задач первого года обучения в младшей группе являлось создание
основы, закладка фундамента всего дальнейшего обучения. Занятия
с использованием «Азбуки мастера» помогли привить учащимся
интерес к трудовой деятельности. Изучение «Азбуки» можно сравнить
с продолжительной игрой, увлекательной экскурсией по всем
будущим занятиям в учебной группе «Мастерская игр».
Работа со
школьниками 12-16 лет начиналась параллельно с младшей группой.
Самым сложным оказалось заинтересовать учащихся изготовлением
игрушек, поскольку в данном возрасте учащиеся относятся к
предметам для игр по-другому – «уже в младшем школьном возрасте
начинается постепенный переход от детского отношения к игрушке
к отношению взрослому». Многие подростки относятся
к слову «игрушка» как к далекому детству, поскольку поскорее
хотят стать взрослыми. Однако игра в их жизни не перестает
занимать одно из основных мест. Интерес школьника к изготовлению
изделия во многом зависит от того, насколько оно оказывается
полезным и нужным в жизни. Следовательно, систему объектов
труда должны составлять предметы для игр, которые соответствуют
интересам учащихся и которые имеют практическую пользу для
окружающих людей, например, игровой инвентарь для проведения
игр на праздниках, комплекты игр в подарок школам и др.
Изготовление
игрушек требует владения многими операциями по технологии
обработки древесины, поэтому обучение старших школьников было
условно разделено на 3 этапа, 3 года обучения. На первом этапе
изучалась технология изготовления предметов для игр ручными
инструментами. Второй этап включает изучение технологии обработки
материалов с применением электрифицированного ручного инструмента.
В ходе обучения на 3 этапе учащиеся изучали технологию токарной
обработки древесины. Для сплочения младших и старших групп,
в воспитательных целях все учащиеся старших групп обязательно
должны были помогать руководителю в проведении нескольких
занятий.
Система объектов
труда – предметов для игр время от времени требует своего
частичного обновления. Для повышения эффективности экспериментальной
работы, целесообразно участие школьников в пополнении и совершенствовании
системы изделий. Учащиеся могут провести анализ литературы
(педагогической, специальной по игре и игрушке) с целью поиска
новых игровых объектов труда; школьников можно включить в
творческий процесс по изменению уже используемых на занятиях
предметов для игр.
Для совершенствования
системы объектов труда в качестве основной, была выбрана форма
обучения и воспитания – экспедиция по собиранию и изучению
предметов игровой культуры. У ребят подросткового возраста
участие в различных походах, поездках, экспедициях вызывает
особый интерес. В официальной педагогике эта форма обучения
названа «продвинутой», так как расширяет и дополняет
основной учебный процесс за счет углубления знаний и увеличения
круга интересов школьников. В экспедициях учащиеся «приобретают
дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют
их упражнениями и творческим применением на практике,…воспитывают
у себя деловые черты характера» .
Учебный процесс,
организованный по экспериментальной методике, позволил сделать
деятельность учащихся преимущественно творческой. Этому способствовало
изготовление предметов для игр, которые впоследствии использовались
в игротеке, на массовых праздниках (в том числе и народных).
Гармоничное
сочетание технологического образования и игровой деятельности
на занятиях с учебной группой «Мастерская игр» в МГДД(Ю)Т
позволило повысить познавательный интерес у школьников к технологической
подготовке, одновременно с изучением технологии обработки
древесины расширить кругозор учащихся, повысить их уровень
культуры, позволило создать благоприятные условия для организации
коллективной деятельности, показало эффективность применения
игрушек в технологической подготовке учащихся.
|