КОМПЛЕКСНАЯ ИГРОВАЯ МЕТОДИКА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
“ОДНАЖДЫ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ”
А.В. Колосков,
канд. пед. наук, магистр экологии и природопользования,
член-корреспондент Международной Академии Наук
о Природе и Обществе, зав. кабинетом
отдела экологического образования МГДД(Ю)Т
Игровые методики — важная составная часть общей программы отдела
экологического образования “Живому – жить!”. Это обусловлено высокой
эффективностью игровых методик в экологическом образовании. Поскольку
экологические процессы и явления понятия достаточно абстрактные
(и потому учащиеся с трудом могут ясно себе их представить), в образовательном
процессе их понимание может более успешно достигаться благодаря
обучающим играм. Преимущества игровых методик в процессе обучения
некоторым экологическим темам будут рассмотрены ниже на примере
Космической эколого-физиологической игры “Однажды на звездолёте...”1
.
Необычная (игровая) ситуация создаёт подходящие условия для преобразования
обучения в увлекательный процесс. В ходе игры учащиеся “переносятся”
в XXII век, и им объявляется, что произошла экологическая катастрофа.
ООН принимает решение о срочном переселении человечества на другую
планету. Учащиеся “приглашаются” принять участие в конкурсе-отборе
членов экспедиционного экипажа для разведки новой планеты. Для победы
в конкурсе им необходимо стать “специалистом” в области какой-либо
экологической проблемы и представить свою работу в подтверждение
своей “квалификации”. Такие игровые условия способствуют повышению
мотивации учащихся, их познавательной активности и активизации творческого
самовыражения.
Постановка воображаемой, но привлекательной игровой цели способствует
более эффективному решению реальных образовательных и воспитательных
задач. Для того чтобы “построить” космический корабль и “полететь”,
учащимся необходимо изучить основы астрономии, а также компоненты
экологической системы жизнеобеспечения Земли и её искусственных
аналогов. Учащиеся с гораздо большим интересом изучают эти вопросы
для достижения игровой цели, чем просто для получения знаний. Они
не просто вовлекаются в учебную деятельность, они живут ею в условиях
игры.
Игра позволяет “пощупать” собственными руками то, что без игры
остаётся практически недосягаемым или недопонятым. На примере игрового
эпизода “Планетарий под столом” можно увидеть, как для учащихся
достаточно абстрактные знания по теме “Расположение звёзд на ночном
небе” становятся прочувствованными, осязаемыми руками, постигнутыми
на собственном опыте. Это очень важно для развития не интеллектуально
“накачанного” индивидуума, а целостной личности.
Игра – живительный источник чувств, который эмоционально наполняет
любой, даже самый сухой учебный материал. Переживания, которые испытывают
участники игры, видя сделанное их собственными руками светящееся
“звёздное небо”, сочувствие, которое они испытывают, получая новости
о проблемах рядового экипажа звездолёта и желание оказать помощь
– вот то, что есть у игры, и чего не хватает обычному процессу обучения
астрономическим и экофизиологическим знаниям.
Грамотно разработанная и тщательно организованная игра захватывает
ребёнка, ему хочется сделать ещё больше и от души. Игра предоставляет
учащимся обрести своего рода “крылья”, дающие им с большей лёгкостью
и удовольствием преодолеть трудности процесса обучения. Хотя, безусловно,
нельзя допустить, чтобы эти преимущества игры стали недостатками
для проходящего через неё обучения. Но это уже зависит от квалификации
и опыта педагога.
Безусловно, у игры как форме обучения и воспитания есть и другие
положительные стороны, но в данном докладе охватить все их не представляется
возможным. Но уже вышесказанного достаточно, чтобы высоко оценить
важность игровых форм работы для процесса обучения.
|