содержание книги
обложка книги
 

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ

Е.В. Башлий,

зав. учебно-методическим кабинетом

отдела астрономии и

космонавтики МГДД(Ю)Т

Важными проблемами образования являются неприятие многими детьми школьных занятий и отчуждение их от созидательного мира взрослых. Радость познания, подчас гасится однообразной рутиной при проведении уроков и отсутствием заинтересованности со стороны самих учащихся. В массовом сознании детей престижность хороших знаний и навыков значительно снижена. Агрессивное поведение в общении стало нормой, культура досуга снизилась до предела, несмотря на высокий уровень технического обеспечения жизни (телевизоры, современные кинотеатры, компьютеры, дискотеки, технические и спортивные развлечения).

Иное дело – игра. Ее ребенок выбирает сам, сообразно своим возможностям, он может обсудить успехи с друзьями (особенно, если это компьютерные многоуровневые игры), почувствовать себя частью значимой для него общности. Подчинение строгим правилам игры не воспринимается играющим как насилие, попрание личной свободы. А престижность определенных видов игр возвышает ребенка в собственных глазах, расширяет круг общения.

Человек, получающий образование, переходит на качественно новый уровень личностного роста. Хорошо образованный человек, в первую очередь, востребован обществом, полезен ему; может гибко менять образ жизни, правильно оценив ситуацию. Легкость в общении с другими людьми дается тому, кто разбирается в сути человеческих взаимоотношений, адекватно оценивает свои возможности и умеет их правильно построить.

Разнообразные виды игр воссоздают весь спектр человеческой деятельности; они не должны заменять ее, но с их помощью человек в любом возрасте может решить многие личные проблемы.

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые технологии более широко, чем допускает система базового образования. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученная в игре, может быть перенесена на школьные занятия, в реальную жизнь.

Описание игровых методик,
используемых в образовательном процессе
в отделе астрономии и космонавтики МГДДЮТ

Анализ программно-методического обеспечения отдела астрономии и космонавтики показал, что педагоги мало внимания уделяют описанию методики проведения занятий. Обоснование актуальности авторской программы, перечисление тем и учебных часов, описание ожидаемых результатов занимают почти весь объем. В разделе “Условия реализации” перечисляются требования к материальной базе (учебные фильмы и компьютерные программы, приборы и другие технические средства). В программах для младшего возраста упоминаются некоторые игры, конкурсы, викторины, праздники. Но самого описания этих игр, праздников нет.

У педагогов отдела богатый опыт общения с детьми; многие из них так дают самый сложный материал, что это не только не отпугивает ребят, но и вызывает желание соревноваться, участвовать в олимпиадах и конкурсах, заниматься исследовательской работой. Талант нельзя вписать в учебник и превратить в учебную дисциплину. Но очень многие педагогические приемы сами по себе представляют такие способы, которые можно описать, повторить, сделать доступными для других. Что-то, может быть, будет считаться активными или игровыми методами.

Даже традиционные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия) могут даваться в проблемном ключе и закрепляться такими вопросами и заданиями, которые надолго удержат интерес к изучаемому предмету. А конкурсы, викторины, различные соревнования, праздники позволяют долго держать в напряжении ребят, так как к ним надо готовиться и побеждать.

Викторины

В отделе астрономии разработано множество викторин по астрономической и космической тематике, ориентированных на разный возраст. Тематика их менялась сообразно развитию науки и интересам учащихся. Многие вопросы и задания использовались раньше и используются теперь в игровых уголках отдела, от некоторых заданий пришлось отказаться из-за общего снижения уровня знаний ребят [8] .

Вот, к примеру, вопросы, которые были актуальны лет 20-30 назад, а теперь на них ответы от детей, пришедших на массовые праздники, не ждем.

Какая планета известна под именем “утренней” или “вечерней” звезды? (Венера).

В каком созвездии находится Полярная звезда? (в Малой Медведице).

Назовите самую яркую звезду ночного неба, в каком созвездии она находится? (Сириус в Большом Псе).

Как звали второго космонавта СССР? (Герман Степанович Титов).

Какое первое живое существо запустили в космос и как его звали? (Собака Лайка).

Праздники

Праздники в отделе проводились всегда. Сначала сценарий повторял “взрослый” – День Осеннего равноденствия, проводимого в ГАИШе (Государственный астрономический институт им. Штернберга). Тем более, что в его организации участвовали студенты и аспиранты ГАИШа, которые вели кружки в отделе. Вскоре День Весеннего равноденствия (ДВР) стал визитной карточкой астрономов отдела. Ко Дню Весеннего Равноденствия проводился конкурс на лучший фантастический рассказ и космический рисунок, готовился сценарий праздника, выпускалась газета “Козерак”. Все группы активно участвовали в подготовке и проведении праздника. КВН, “Совет богов”, “Капустник” – первые формы проведения ДВР. А с появлением 10 лет назад лаборатории “Тайны Вселенной”, где занимаются малыши, появились сценки из жизни древних цивилизаций, соревнования инопланетных команд, веселые старты.

Последние годы вслед за отделом игры, возродившим “Рождество на Воробьевых годах”, сотрудники лаборатории “Тайны Вселенной” попробовали проводить День Зимнего солнцестояния. Ребята разыгрывали сценки по мифам древнего мира, связанным с названиями созвездий.

Позже вместе с сотрудниками отдела игры стали использовать элементы этнопедагогики, в первую очередь, народные игры. Дети и родители с удовольствием участвовали в таких праздниках. Следующим этапом было перенесение аналогичных сценариев на праздники для старшего возраста. Народные игры принимаются прекрасно всеми возрастами. Для самых старших ребят Корочун1 стал любимым праздником. Игры проводились с участием этнологического клуба “Белый камень”. Количество участников ночного праздника доходило до 150 человек. Астрономическая часть присутствовала обязательно, тем более гости с удовольствием слушали лекции в планетарии, наблюдали небесные объекты. Принимали участие в дискуссиях о календаре и солнечно-земных связях.

В декабре 2002 г. отделом проведен праздник Зимнего солнцестояния (Корочун) для трех возрастов: младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программы праздников составляются с учетом возрастных особенностей ребят, и поэтому существенно отличаются друг от друга. Однако, основная цель этих праздников едина: знакомство с астрономическими аспектами календаря и приобщение к празднично-игровой культуре. Подразумевается обязательное участие всех присутствующих (в том числе и их родителей). Все праздники проводятся в три этапа: в планетарии, фойе Театрального зала и на улице. По возможности ведется фото- и видеосъемка.

Следует отметить педагогическое, воспитательное значение таких тематических праздников. Во-первых, ребята в игровой форме охотнее и легче закрепляют учебный материал. Во-вторых, совместная деятельность детей и их родителей способствует формированию сплоченного коллектива, помогает ребятам налаживать дружеские контакты с ровесниками и взрослыми. В-третьих, повышается культура досуга, так как многие игры могут использоваться на переменках в школе и в перерывах между занятиями. В-четвертых, развивается интерес к народной культуре, традициям [9] .

Компьютерные программы

Компьютерные программы по астрономической и космической тематике используются в образовательном процессе около 10 лет. Уровень сложности и технического исполнения программ непрерывно растет, мультимедийные энциклопедии и электронные астрономические календари позволяют решать учебные задачи широкого диапазона. Работа с астрономическими и космическими сайтами в Интернете тоже чрезвычайно привлекательна для ребят. Опираясь на такие технические средства обучения, можно привлекать большее число детей. Но удержать их интерес к нашей тематике, можно только давая проблемные задания, ставя перспективные цели [10] .

Используются технологии uCoz