МЕСТО
ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ В СИСТЕМЕ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
А.Л.
Монахов,
методист
отдела историко-культурологических
программ
МГДД(Ю)Т
Возродить
лучшие традиции военно-спортивных игр, наполнить их новым
содержанием, претворить в жизнь все лучшее, что было создано
в этой области за последние годы – такую задачу поставили
перед собой организаторы Всероссийского конкурса военно-спортивных
игр учащихся на местности.
Военно-спортивная
игра – это ролевая игра, в которой с большой пользой широко
могут быть использованы элементы «военизации», в которой используются
некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной
структуре Русской и Советской Армии и Флота, в некоторых родах
войск и других силовых ведомств, и с их учетом организуются
деятельность детей и подростков, взаимоотношения между ними.
В
своих взаимоотношениях члены объединения используют элементы,
взятые из общевоинских Уставов ВС, РФ и, прежде всего «Устава
Внутренней службы ВС РФ» и «Строевого Устав ВС РФ», НФП-2001
и др.
Стержнем
деятельности коллективов, ведущих работу по военно-патриотическому
воспитанию детей и подростков является формирование у них
морально-психологических качеств и специальных прикладных
знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных
понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит
свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её
богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на
её защиту, в чрезвычайных ситуациях, в том числе с оружием
в руках, и, в конечном счете, оказаться победителем стихии
и врага.
В
соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает
система военно-патриотического воспитания детей и подростков,
она включает в себя: духовно-нравственное воспитание» военно-историческую
подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности,
прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной
службы (начальную военную подготовку), военно-техническую
и специальную подготовку.
Игра
есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль
в формировании личности. В играх дети отражают накопленный
опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых
событиях, о жизни. Игровая деятельность является полезным
средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна
и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных
действий.
Игра
для ребенка – выход в большую жизнь, осуществление его мечты,
исполнение желаний. Игра – очень эмоциональная деятельность,
поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной
работе с детьми.
В
работе образовательных учреждений, клубов и объединений полезно
использовать опыт, накопленный при организации проведении
Всесоюзных военно-спортивных игр "Зарница" и "Орленок".
Не
одно поколение юных граждан России прошло настоящую школу
мужества, физической подготовки, взаимовыручки, участвуя в
играх "Зарница" и "Орленок". Соревнования давали то, чего
так не хватает подросткам в образовательной практике: возможность
на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих
родных и близких, своего Отечества.
Таким
образом, работа по военно-патриотическому воспитанию с детьми
должна проводится комплексно, в единстве всех его составных
частей, с учетом возрастных особенностей.
Военно-историческая
подготовка
Изучение
истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых
и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим
направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма,
чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
Особая роль в военно-патриотическом воспитании должна принадлежать
военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение
приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется
на лучших его представителей, учится на героических примерах
жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов
беззаветному служению Отечеству, способствовать его процветанию
и безопасности, готовность встать на его защиту. В условиях,
когда у нас в стране была предпринята попытка деидеологизации
общества, в том числе и в системе образования и воспитания,
военно-историческая подготовка в определенной мере призвана
решать задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения
процесса военно-патриотического воспитания детей и подростков.
Подготовка
по основам безопасности жизнедеятельности
Каждый
гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае
чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, аварий, катастроф,
вооруженных конфликтов и др.) должен быть готов защитить себя,
товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим.
Необходимость этого обуславливается сложными современными
условиями окружающего нас мира. Число пострадавших в различных
ситуациях у нас в стране ежегодно достигает более 250 тысяч
человек, 10% из них дети. Цель данного раздела подготовки
– освоение детьми и подростками правил безопасного поведения
в повседневной жизни и подготовка к действиям в чрезвычайных
ситуациях и экстремальных условиях.
Прикладная
физическая подготовка
Большое
место в системе военно-патриотического воспитания детей и
подростков должно принадлежать прикладной физической подготовке,
целью которой является обеспечение физической готовности человека
к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях,
в том числе и в боевой обстановке.
Подготовка
по основам медицинской службы
Цель:
сформировать правильное представление о роли государства в
области обороны, о Вооруженных Силах и других силовых структурах
РФ, о воинской службе, о жизни, быте военнослужащих, их правах
и обязанностях, готовность осознанно выполнить свой священный
долг по защите Отечества с оружием в руках.
Основы военно-технической
и специальной подготовки
Виды
Вооруженных Сил и рода войск оснащены современным различным
оружием, разнообразной боевой техникой. Эта техника вызвала
к жизни вопросы, с которыми воспитатели раньше не сталкивались.
Так, например, важно помочь учащимся правильно разобраться
в проблеме соотношения человек – техника, понимать, что главное
определяющее, лицо современной армии – это человек, призванный
на защиту Родины и ставший властителем современной боевой
техники и оружия. Цель данного раздела подготовки: сформировать
представление о назначении боевой техники, используемой в
различных родах войск современных Вооруженных Силах РФ, готовность
освоить военно-техническую специальность, профессиональная
ориентация.
При
комплексной подготовке по военно-патритическому воспитанию
учащихся используются следующие формы работы: походы, экспедиции
и экскурсии по местам ратной славы Отечества и по местам боев
Подмосковья; встречи с ветеранами войн и труда, "Уроки мужества";
торжественные построения у памятных мест; празднование Дней
воинской Славы России; "Неделя Боевой Славы", "Месячник оборонно-массовой
работы", "Вахта Памяти", "День памяти павших" и др.; военно-спортивные
праздники "Сыны Отечества", "Салют Победа"; встречи с выпускниками,
родителями, проходящими службу в ВС РФ в МВД, ФСБ, МЧС и др.;
посещение музеев и архивов, работа с фондами; создание школьного
краеведческого музея (Музея Боевой славы) пополнение его фондов,
работа в нем; поисково-исследовательская работа; тематические
сборы, научно-практические конференции, викторины по ратной
истории родного края, Москвы и Отечества; творческие конкурсы
(песни, рисунка, фотографии и др.); посещение воинских и трудовых
коллективов; военно-исторические и военно-спортивные игры,
парады, комбинированные эстафеты и марш-броски, смотры, соревнования;
учебно-тренировочные сборы и оборонно-спортивные, оздоровительные
или трудовые лагеря, слеты, финалы и др.
|