Экологическое
образование младших школьников
в рамках
клуба “Почемучка” по авторской программе “Солнце
в ладошках”
Т.
Б. Ивасюк,
зав.
отделом социального творчества Дворца творчества
юных,
г.
Владимир
Современное
общество требует гуманитаризации образования. Педагоги, увлекаясь
подачей предметных знаний, часто забывают, что
знания
без воспитания можно приравнять к нулю, зачастую и к знаниям
со знаком “минус”. Только понимание
этого приведет к
преодолению
потребительского отношения к природе, придаст импульс
развитию экологического образования и воспитания, вопрос
о котором в современном обществе ставится всё острее.
Этим
и руководствовались педагоги творческой лаборатории “Аспект”
ДТЮ, создавая экологическую программу клуба “Почемучка” для
младших школьников “Солнце в ладошках” в форме
шестнадцати обобщающих и обучающих музыкально-игровых спектаклей.
Занятия клуба “Почемучка” проводятся для детей 1-4 классов
школ и старших групп ДДУ г. Владимира. Занятия проводятся
не реже одного раза в четверть в киноконцертом зале ДТЮ
и рассчитаны на 100-300 человек. Длительность занятий не превышает
одного часа. В 1992-1993 учебном году занятия клуба “Почемучка”
посетили учащиеся школ города. Всего 6850 человек.
Целью
данной программы является формирование у детей основ экологического
мышления. Одним
из принципов, реализуемых в программе, является
расширение, углубление и закрепление знаний, полученных
ребятами на школьных уроках.
Уникальность
данной программы состоит в синтезе: материала
учебной программы младшей школы; информации
об экологическом состоянии города, области, страны;
игры;
музыкального
театра.
Система
домашних заданий, конкурсов рисунков, поделок, сочинений
и т.д. способствует достижению взаимодействия между Дворцом
творчества юных, школой, семьей, ребенком.
Главным
средством на пути постижения истины младшими школьниками является игра. Опора в программе
на игру связана
с тем, что авторы рассматривают ее как сложное феноменальное явление, синтезирующее в себе многофункциональность.
В контексте психолого-педагогического анализа такой подход позволяет рассматривать игру
как особое отношение ребенка к окружающему миру; как деятельность,
в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний
и развитие психики ребенка; как социально педагогическую форму
организации детской жизни. Полифункциональная
природа игры дает
возможность разнообразия практического ее использования: то
в качестве средства, то метода, то педагогического
принципа обучения.
Цель
создания данной программы определила выбор типа игры –
дидактический. Использование дидактической игры обусловлено
тем, что она является одной из форм обучающего воздействия
взрослого на ребенка и позволяет обеспечить нужное
количество повторении на разном материале при сохранении эмоционально
положительного
отношения к заданию. В дидактической игре реализуется
как бы двойная цель; с одной стороны - обучающая, которую преследует взрослый, а другая –
игровая, ради которой действует
ребенок.
Принцип
ее построения основан на том, что ребенок, не усвоивший
основы программного материала, не сможет достичь игровой
мели. Кроме того, на занятиях клуба используются двигательные
игры, которые способствуют выходу накопленной энергии,
снятию усталости; экстатические, отражающие потребность
ребенка выразить свой восторг; освобождающие, которые
способствуют проявлению эмоциональной разрядки.
Среди
интеллектуально-творческих игр используются не только дидактические,
но и сюжетно-ролевые, музыкальные, ритмические.
Другими
важнейшими средствами воздействия на эмоциональную сферу
ребенка являются музыка и театр.
К
спектаклям данной программы концертмейстером творческой лаборатории
"Аспект" В.М. Давыдовым написано более 100 песен, которые
служат не только созданию эмоциональной атмосферы и раскрытию
образа театрального героя, но и помогают осуществить учебно-познавательный
процесс (ставят проблемные ситуации, сообщает
новый материал, закрепляют знания, подводят итоги).
Отличительной
чертой занятий клуба "Почемучка" является их зрелищность,
выразительность игровой атрибутики, использование разнообразных
технических средств, оригинальность декораций (художник,
педагог-организатор М.П. Гришина). Эмоциональная насыщенность,
красочность, увлекательность игрового сюжета, ощущение
себя непосредственным участником действия делают занятия
клуба для младших школьников интересными, увлекательными
и эмоционально-привлекательными.
Авторы
программы “Солнце в ладошках” получили звание лауреата
Всероссийского заочного конкурса методических материалов
по эколого-биологическому образованию (2002 г.).
Свое
развитие экологическая программа клуба “Почемучка” получил
в ежегодном городском конкурсе “Ты – владимирец”, экологических
праздников для детей младшего и среднего возраста. Конкурс
“Ты – владимирец” проводился в 3 этапа: 1. Коллективная
творческая работа на заданную тему. 2. Игровое
путешествие по станциям. 3. Конкурсная
шоу-программа.
Автор
методической подборки “Ты – владимирец” награждена дипломом III степени
в номинации “Прикладная” во Всероссийском заочном конкурсе методических материалов
по эколого-биологическому
образованию (2002 г.). Мы уверены в социальной значимости
осуществляемых и разрабатываемых программ.
|