содержание книги
обложка книги
 

ЖИВОЙ МУЗЕЙ - ИГРОВОЕ ПОЛЕ ДЕТЕЙ

И.И. Заградская,

научный сотрудник Государственного Исторического музея,
руководитель Детского клуба “Здравствуй, музей!”

Познавательное и воспитательное значение наших российских музеев - уникальных кладезей духовной и материальной культуры - поистине безгранично.

В столичном образовании московским музеям с их великолепием зданий, богатством экспозиций и хранений, принадлежит особая роль. Современная школа, оснащенная компьютерными классами, не обладает необходимой базой литературы, видеоматериалов, слайдов по искусству, адаптированных детскому восприятию, поэтому эстетическое воспитание детей и подростков вне музеев становится подчас просто невозможно.

По мнению автора, осуществление  программ  эстетического образования и воспитания возможно через интеграцию деятельности музеев, центров. Домов детского творчества со школьными учреждениями. Следует также заметить, что при очевидном росте научно-просветительской работы многих уважаемых музеев, говорить о ее полной эффективности не приходится по ряду причин. Чтобы наш музей действительно стал притягательным полем детской любознательности, живого интереса и местом времяпрепровождения детворы, требуется единство творческих усилий школьного учителя, музейного специалиста и педагога дополнительного образования, формирующего и организующего досуг детей.

Именно эти мотивы послужили основой создания два года назад при Доме научно-технического творчества молодежи на Шаболовке в Секторе музыкально-драматического творчества — специальной учебной группы по музееведению, названной Детским клубом “Здравствуй, музей!”. Сегодня можно наблюдать, как еще недавно не знакомые друг с другом младшие школьники и их родители из разных округов и школ Москвы, образуют тесное досуговое любительское объединение “по музейным интересам”.

Первоочередная цель Клуба - формирование у детей музейной культуры, (воспитание интеллигентного образованного музейного посетителя) с введением подростков в мир таких понятий как “природа и история самого музея”, “этика и стиль поведения в “храме искусств” и др. Настроить детское сознание (с учетом возрастных особенностей) на волну любознательности, открытости к восприятию полезной информации помогает цикл бесед-обсуждений на темы: “Зачем нам нужна память о прошлом”, “Сокровища, не имеющие цены”, “Приданое России - наши музеи” и др. Даже живя в большом городе дети подчас не знают о разнообразии музеев, представления не имеют о таких подвижнических профессиях, как собиратель, хранитель, реставратор музейных реликвий. Беседы проходят в непринужденной диалоговой форме, с творческими заданиями на дом, играми (загадками, шарадами, картинками-“угадайками”).

Каким музеям Москвы отдается предпочтение в Клубе? “Планка восприятия” не занижается со ссылкой на малый возраст детей. Знакомство со столичными музеями начинается по программе с таких общепризнанных гигантов как Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”, Государственный Исторический музей и др. Учитывая увлечение детей музыкой, фольклором, изобразительным искусством, приобретаются тематические абонементы в Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, (с демонстрацией звука редких инструментов, в экспозиции музея  одних только флейт более 50-ти!), и его филиал - музей Ф.И.Шаляпина, в сказочно прекрасный Дом-музей В.М.Васне­цова с обязательным чаепитием в купеческом особняке. И конечно же - Музей декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской, где столько ярких красок и рукодельных чудес, захватывающих детское воображение!

Особой популярностъю у детей пользуются игровые костюмированные программы в Кремле и в доме бояр Романовых на Варварке.

В залах Оружейной палаты Кремля ребят ожидают волшебные встречи с любимыми героями сказок. Завораживают сами названия игр-экскурсий, в которых нашим детям отводятся различные интересные роли: “Турнир в замке принца”, “Волшебный сундук Царевны-Лебеди”, “Первый бал Золушки”, “Чудеса острова Кремль”, “33 богатыря” и др.

В доме бояр Романовых (“Палаты в Зарядье ХVVII вв.”, директор филиала ГИМ - Г.К.Щуцкая) - еще одна оригинальная историческая игра “В гостях у боярина”. В ней научные сотрудники весьма неплохо владеют приемами “одушевления” музейных интерьеров. Чего стоит одна только картинка: девичья светлица с ожившими вдруг на несколько минут рукодельницами у окошка (механические куклы).

Как известно, учащиеся младших классов очень привязаны к своим игрушкам, куклам и пр. В Клубе ребятам предоставляется возможность вспомнить свои дошкольные развлечения и “поиграть” в игры “для маленьких”. В мае в Клубе проводится праздник, приуроченный к Международному дню музеев. Проходит он так. Мы идем в музей Театра кукол имени С.Образцова на Садовом кольце и в  частный Музей уникальных кукол, где живет “кукла наследника Тутти” из сказки Ю.Олеши “Три толстяка”. Затем мы отправляемся в Исторический музей, где в лектории демонстрируется кинофильм по этой сказке. Здесь же в сказочно прекрасных Парадных Сенях музея у детей есть возможность послушать классическую музыку в живом исполнении юных музыкантов - лауреатов музыкального фестиваля “Россия молодая в Историческом”, придуманного отделом историко-художественных мероприятий ГИМ (руководитель – Г.М.Лужецкая).

Учебный 2003-2004 год объявлен в Клубе “Годом новых музейных открытий в области научно-технических достижений”. Ребят ждут экскурсии в Политехнический и Дарвиновский музеи с их великолепными коллекциями и давними добрыми традициями; и в совсем юные, но необычные музеи Москвы: Музей школьных учебников и Музей сказки “Жили-были”.

О наиболее понравившихся музейных путешествиях ребята сами рассказывают своим излюбленным языком: выполняют рисунки-впечатления, которые затем помещаются на стенде ежемесячного Вестника клуба “Здравствуй, музей!”.

На стенде также регулярно сообщается о предстоящих праздниках в Москве, приуроченных к датам народного календаря, организаторами которых много лет выступают Музей-заповедник “Коломенское”, Театральный музей им. А.А.Бахрушина, Литературный музей А.С.Пушкина на Пречистенке и др.

Заводилами игровых и обрядовых действ на этих праздниках выступают столичные молодежные и детские фольклорные ансамбли, а иногда и гости Москвы - коллективы и исполнители из российских регионов.

Идея создания и модель детского клуба “Здравствуй, музей!” определенным образом развивается благодаря опыту фольклорно-этнографической студии “На Донской”, которая существует на базе ДНТТМ уже много лет. Специалисты фольклора и этнографии, музееведы рассматривают такого рода творческие коллективы своеобразными “живыми музеями” духовной культуры России, где собраны (в экспедициях), сохранены множество обрядов, игр, песен, элементы народной хореографии.

Автор бесспорно поддерживает эту точку зрения, рассматривая ее весьма перспективным основанием в деле совершенствования форм и методов музейной педагогики, которая может сыграть свою роль на пути превращения музея в живое поле образования и воспитания наших детей.

 

II. Игровые технологии в коррекционной работе,

    игротерапии развития и оздоровительно-

    воспитательной деятельности

Используются технологии uCoz