ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
И СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Н.А.
Жаворонкина,
руководитель
Центра социальной адаптации
и коррекционной
педагогики
Психолого-педагогическая
коррекция нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в постоянном и тесном взаимодействии с медиками:
педиаторами, неврологами, психиатрами, врачами лечебной физкультуры,
кинезотерапевтами и другими специалистами.
Подбор
специалистов, многообразие форм и методов работы связаны с тем,
что комплексная реабилитация детей – это система медицинских и психолого-педагогических
мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей ребенка-инвалида и направленных на устранение или возможно
более полную компенсацию имеющихся у него на текущий момент и прогнозируемых
на будущее ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.
Основные
формы работы специалистов психолого-педагогической службы (диагностическая,
коррекционная, методическая и практическая работа с детьми) направлены
на предупреждение, раннее выявление и преодоление различных нарушений
психической деятельности, снижающих уровень социально-бытовой адаптированности
ребенка и оказывающих существенное влияние на становление его личности,
уровень его интеграции в игровую и познавательную деятельность здоровых
сверстников, и, в конечном итоге, на возможность будущей интеграции
в общество.
В
диагностике интеллектуального, речевого, социально-личностного развития
и коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, специалистами коррекционного звена применяются стандартизированные
методики и специально разработанные методы коррекции.
Коррекция
нарушений и социальная адаптация детей-инвалидов предполагает длительную
совместную работу специалистов различного профиля. В связи с чем,
на первый план выходит необходимость стандартизации подходов к психолого-педагогической
реабилитации детей с особенностями развития и интеграции деятельности
специалистов различного профиля как на этапе диагностики, так и
на протяжении всего коррекционного процесса.
Для
этого требуется составление индивидуальных коррекционных программ,
непременно учитывающих как биологические факторы, определяющие компенсаторные
возможности аномальных детейтак и:
-
характер нарушений, обуславливающий основные изменения, наблюдаемые
в картине развития ребенка;
-
выраженность нарушений, обуславливающая их интенсивность и влияющая
на их курабельность;
-
время приобретения нарушений, существенным образом определяющее
весь дальнейший путь развития ребенка, его реабилитационный потенциал;
-
состояние здоровья ребенка на текущий момент и прогноз его возможного
изменения.
Таким
образом, результаты углубленного комплексного обследования дают
реальную возможность определить потребность в психолого-педагогической
реабилитации, выделить ее конкретные цели и задачи, прогнозировать
ее результативность, а также избирательную направленность.
Психологическая
коррекция является одним из самых важных звеньев в системе психологической
помощи детям с различными нарушениями физического и психологического
развития. В литературе достаточно хорошо описаны многие психокоррекционные
методики, игры, эмоционально-волевые тренинги.
Но
при всем многообразии имеющихся методик и технологий подчас не учитывается
самое главное – субъект психолого-педагогического воздействия. В
результате бездумного использования психологических приемов они
могут оказывать негативное влияние на психическое состояние ребенка,
а в некоторых случаях и спровоцировать нервно-психологическое расстройство.
Коррекция
психологического развития – это один из вариантов психолого-педагогической
помощи аномальным детям. Это означает совокупность медицинского,
психологического и педагогического воздействия, направленного на
устранение имеющихся недостатков, отклонений в когнитивном развитии
у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Именно
поэтому в центре социальной адаптации коррекционной педагогики психолого-педагогическая
коррекция нарушений у детей осуществляется в постоянном и тесном
взаимодействии специалистов различного профиля и проводится в следующей
последовательности:
-
психологическая диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой
и коммуникативной сферы;
-
разработка рекомендаций для педагогов, специалистов медиков, родителей;
-
психолого-педагогическая коррекция нарушений, выявленных при диагностике;
-
психотерапевтическая работа с родителями аномального ребенка.
Программы
коррекции и развития включают психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется
психологами. Педагогическая часть составляется на основе рекомендаций
психолога совместно с педагогом и выполняется с помощью и при постоянном
его участии.
Следует
специально подробно рассмотреть, что подразумевается под емким определением
педагог. В нашем Центре, это, прежде всего, человек, который любит
детей. Это – логопед, олигофренопедагог, учитель базисного компонента,
педагог дополнительного образования, мастер производственного обучения,
и, наконец, воспитатель.
Перед
школьным учителем стоят специальные коррекционные задачи, в значительной
степени определяющие содержание обучения и его темп. Педагог дополнительного
образования непременно должен содействовать расширению реабилитационного
потенциала возможностей личности ребенка-инвалида, наряду с расширением
его кругозора, развитием умений и знаний (в определенной области
ИЗО, технического творчества, швейного дела и др.), вовлечением
в коллективную деятельность, основанную на общем интересе, а также
решать многие лечебные задачи (например развитие и коррекция мелкой
моторики и другие). Мастеру производственного обучения отводится
важная роль в трудовой и допрофессиональной подготовке. Современный
воспитатель не только формирует навыки самообслуживания в процессе
выполнения режимных
моментов, организует деятельность детей вне занятий и медицинских
процедур, вовлекает ребенка в игру, дающую возможность овладеть
конкретными умениями, навыками, усвоить отношение к деятельности
партнеров по игре, но и делает все, чтобы скомпенсировать негативы
современной общественной жизни, путем создания как в детских, так
и во взрослых коллективах отношений, стимулирующих доброжелательность,
сопереживание, сопричастность к совместному творческому созиданию.
Подбор
специалистов, многообразие форм и методов работы связаны с тем,
что комплексная реабилитация детей – это система медицинских и психолого-педагогических
мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей ребенка-инвалида, направленных на устранение или возможно
более полную компенсацию имеющихся у него на текущий момент и прогнозируемых
на будущее ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.
Основные
усилия психолого-педагогической работы направлены на предупреждение,
раннее выявление и преодоление различных нарушений психической деятельности,
снижающих уровень социально-бытовой адаптации ребенка и оказывающих
существенное влияние на становление его личности, на уровень его
соответствия игровой и познавательной деятельности здоровых сверстников
и, в конечном итоге, на возможность будущей интеграции в общество.
Исходя
из этого, цель психолого-педагогической службы – это создание индивидуального
плана реабилитации и поэтапная реализация психолого-педагогической
составляющей. Очевидно, раннее начало психолого-педагогической коррекционной
работы способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей
детского организма: «пластичности» мозга, чувствительности к стимуляции
психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных
функций.
При
диагностике и коррекции интеллектуального, речевого и социально-личностного
развития у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, специалистами
применяются как стандартные методики, так и специально разработанные
методы коррекции.
Результаты
углубленного комплексного обследования дают реальную возможность
определить потребность в психолого-педагогической коррекции, выделить
ее конкретные цели и
задачи, прогнозировать
ее результативность, а также избирательную направленность.
Кроме
того, результаты обследования ребенка и коллегиальное обсуждение
комплексного плана предстоящего цикла индивидуальной программы реабилитации
ребенка-инвалида существенно влияют на такие составляющие этого
плана как:
1.
Выбор коррекционных методик.
2.
Индивидуальный подбор времени проведения коррекционных занятий,
их продолжительности и формы проведения.
3.
Необходимость проведения комплексных коррекционных мероприятий.
И
здесь очень ценны как психолого-педагогические умения, так и личностные
отношения специалистов учреждения, составляющие окружение ребенка,
его микросоциум.
Следовательно,
задача психолого-педагогической службы –скорегировать обстановку
в учреждении, работающем с детьми таким образом, чтобы каждый сотрудник,
независимо от того, чем он занимается (лечит, учит, представляет
инженерную или техническую службу), приходя на работу, ощущал себя
участником единого реабилитационного процесса.
В
нашей работе нет мелочей и случайных людей.
|