содержание книги
обложка книги
 

ПCИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н.А. Жаворонкина,

руководитель Центра социальной адаптации

и коррекционной педагогики

Психолого-педагогическая коррекция нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в постоянном и тесном взаимодействии с медиками: педиаторами, неврологами, психиатрами, врачами лечебной физкультуры, кинезотерапевтами и другими специалистами.

Подбор специалистов, многообразие форм и методов работы связаны с тем, что комплексная реабилитация детей – это система медицинских и психолого-педагогических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка-инвалида и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся у него на текущий момент и прогнозируемых на будущее ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Основные формы работы специалистов психолого-педагогической службы (диагностическая, коррекционная, методическая и практическая работа с детьми) направлены на предупреждение, раннее выявление и преодоление различных нарушений психической деятельности, снижающих уровень социально-бытовой адаптированности ребенка и оказывающих существенное влияние на становление его личности, уровень его интеграции в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, и, в конечном итоге, на возможность будущей интеграции в общество.

В диагностике интеллектуального, речевого, социально-личностного развития и коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, специалистами коррекционного звена применяются стандартизированные методики и специально разработанные методы коррекции.

Коррекция нарушений и социальная адаптация детей-инвалидов предполагает длительную совместную работу специалистов различного профиля. В связи с чем, на первый план выходит необходимость стандартизации подходов к психолого-педагогической реабилитации детей с особенностями развития и интеграции деятельности специалистов различного профиля как на этапе диагностики, так и на протяжении всего коррекционного процесса.

Для этого требуется составление индивидуальных коррекционных программ, непременно учитывающих как биологические факторы, определяющие компенсаторные возможности аномальных детейтак и:

- характер нарушений, обуславливающий основные изменения, наблюдаемые в картине развития ребенка;

- выраженность нарушений, обуславливающая их интенсивность и влияющая на их курабельность;

- время приобретения нарушений, существенным образом определяющее весь дальнейший путь развития ребенка, его реабилитационный потенциал;

- состояние здоровья ребенка на текущий момент и прогноз его возможного изменения.

Таким образом, результаты углубленного комплексного обследования дают реальную возможность определить потребность в психолого-педагогической реабилитации, выделить ее конкретные цели и задачи, прогнозировать ее результативность, а также избирательную направленность.

Психологическая коррекция является одним из самых важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями физического и психологического развития. В литературе достаточно хорошо описаны многие психокоррекционные методики, игры, эмоционально-волевые тренинги [15] .

Но при всем многообразии имеющихся методик и технологий подчас не учитывается самое главное – субъект психолого-педагогического воздействия. В результате бездумного использования психологических приемов они могут оказывать негативное влияние на психическое состояние ребенка, а в некоторых случаях и спровоцировать нервно-психологическое расстройство.

Коррекция психологического развития – это один из вариантов психолого-педагогической помощи аномальным детям. Это означает совокупность медицинского, психологического и педагогического воздействия, направленного на устранение имеющихся недостатков, отклонений в когнитивном развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому в центре социальной адаптации коррекционной педагогики психолого-педагогическая коррекция нарушений у детей осуществляется в постоянном и тесном взаимодействии специалистов различного профиля и проводится в следующей последовательности:

- психологическая диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;

- разработка рекомендаций для педагогов, специалистов медиков, родителей;

- психолого-педагогическая коррекция нарушений, выявленных при диагностике;

- психотерапевтическая работа с родителями аномального ребенка.

Программы коррекции и развития включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологами. Педагогическая часть составляется на основе рекомендаций психолога совместно с педагогом и выполняется с помощью и при постоянном его участии.

Следует специально подробно рассмотреть, что подразумевается под емким определением педагог. В нашем Центре, это, прежде всего, человек, который любит детей. Это – логопед, олигофренопедагог, учитель базисного компонента, педагог дополнительного образования, мастер производственного обучения, и, наконец, воспитатель.

Перед школьным учителем стоят специальные коррекционные задачи, в значительной степени определяющие содержание обучения и его темп. Педагог дополнительного образования непременно должен содействовать расширению реабилитационного потенциала возможностей личности ребенка-инвалида, наряду с расширением его кругозора, развитием умений и знаний (в определенной области ИЗО, технического творчества, швейного дела и др.), вовлечением в коллективную деятельность, основанную на общем интересе, а также решать многие лечебные задачи (например развитие и коррекция мелкой моторики и другие). Мастеру производственного обучения отводится важная роль в трудовой и допрофессиональной подготовке. Современный воспитатель не только формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения  режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий и медицинских процедур, вовлекает ребенка в игру, дающую возможность овладеть конкретными умениями, навыками, усвоить отношение к деятельности партнеров по игре, но и делает все, чтобы скомпенсировать негативы современной общественной жизни, путем создания как в детских, так и во взрослых коллективах отношений, стимулирующих доброжелательность, сопереживание, сопричастность к совместному творческому созиданию.

Подбор специалистов, многообразие форм и методов работы связаны с тем, что комплексная реабилитация детей – это система медицинских и психолого-педагогических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка-инвалида, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся у него на текущий момент и прогнозируемых на будущее ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Основные усилия психолого-педагогической работы направлены на предупреждение, раннее выявление и преодоление различных нарушений психической деятельности, снижающих уровень социально-бытовой адаптации ребенка и оказывающих существенное влияние на становление его личности, на уровень его соответствия игровой и познавательной деятельности здоровых сверстников и, в конечном итоге, на возможность будущей интеграции в общество.

Исходя из этого, цель психолого-педагогической службы – это создание индивидуального плана реабилитации и поэтапная реализация психолого-педагогической составляющей. Очевидно, раннее начало психолого-педагогической коррекционной работы способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: «пластичности» мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций.

При диагностике и коррекции интеллектуального, речевого и социально-личностного развития у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, специалистами применяются как стандартные методики, так и специально разработанные методы коррекции.

Результаты углубленного комплексного обследования дают реальную возможность определить потребность в психолого-педагогической коррекции, выделить ее  конкретные  цели  и  задачи, прогнозировать  ее результативность, а также избирательную направленность.

Кроме того, результаты обследования ребенка и коллегиальное обсуждение комплексного плана предстоящего цикла индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида существенно влияют на такие составляющие этого плана как:

1. Выбор коррекционных методик.

2. Индивидуальный подбор времени проведения коррекционных занятий, их продолжительности и формы проведения.

3. Необходимость проведения комплексных коррекционных мероприятий.

И здесь очень ценны как психолого-педагогические умения, так и личностные отношения специалистов учреждения, составляющие окружение ребенка, его микросоциум.

Следовательно, задача психолого-педагогической службы –скорегировать обстановку в учреждении, работающем с детьми таким образом, чтобы каждый сотрудник, независимо от того, чем он занимается (лечит, учит, представляет инженерную или техническую службу), приходя на работу, ощущал себя участником единого реабилитационного процесса.

В нашей работе нет мелочей и случайных людей.

Используются технологии uCoz