содержание книги
обложка книги
 

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ

С.В. Коноваленко,

 психолог,

Российский реабилитационный центр “Детство”

Слова игра и играть весьма многозначны – это и развлечение, и что-то необычное (игра природы), и случайное (игра судьбы) и т.д. Первое в России систематическое описание детских игр принадлежит Е.А. Покровскому.

Игра - обширный круг действий человеческих, не претендующих на тяжелую работу и доставляющих людям веселье и радость (детская игра – театральное представление; детская игра в сотки – игра на бирже).

Слово игра является, прежде всего, общеупотребительным, ненаучным понятием, включающим свободу и спонтанность, радость и забаву.

Теория игры разрабатывалась многими мыслителями и психологами. Они определяли игру как самое распространенное явление жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Итак, что же такое игра? Русский-психолог А.Ф. Лазурский определил так: это занятие, в котором при помощи определенных заранее установленных средств и приемов в определенных рамках (правил игры) требуется достигнуть определенной цели, не имеющей практического значения. Как видно, под это определение подходят практически все известные игры, начиная от элементарных салочек до шахмат и других спортивных игр, т.е. в своей основе игры построены по одному принципу. Но при этом они различаются как по своей форме, так и по тому, какие основные наклонности затрагиваются я игрой в особенно сильной степени.

Игра – это деятельность, мотив которой лежит в самом процессе, связанная с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. Т.е. у человека игра – дитя труда. Все игры воспроизводят те или иные виды неигровой деятельности, т.е. связаны с практикой. Суть человеческой (в т.ч. и детской) игры в способности, отображая, преображать действительность.

Игра способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Соответственно, для успешной организации игровой деятельности необходимо предварительно ознакомиться с возможностями детей (в том числе и коммуникативными, и познавательными).

Говоря о значении игры в жизни ребенка, нельзя не сказать об использовании игр с целью диагностики и терапии.

Наблюдая за ребенком в процессе игры, мы можем оценить умение ребенка сотрудничать, сопереживать, его психо-эмоциональное состояние, уровень развития познавательных процессов и т. д. Игровое поведение детей символизирует неосознанные желания страхи, предчувствия, удовольствия. Наблюдая за игрой, мы можем оценить уровень развития произвольности поведения, способность удерживать в памяти правила игры и следовать им, способность к принятию самостоятельного решения, умение действовать целенаправленно и сохранять сосредоточенность довольно длительное время.

Игра, должным образом построенная, помогает скорректировать поведенческие нарушения, гасить конфликты, преодолевать трудности общения. Обращая внимание на предпочтительные роли, можно определить, ведомым или ведущим чаще всего желает выступить ребенок.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности ребенка. Игра практика развития (С.Л. Рубинштейн).

Образцы для игры – формы серьезной деятельности взрослых. В игре формируется воображение, совершенствуются психические процессы, развивается речь, общая координация движений, пространственная ориентация, тонкая моторика и т.д.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать заключение, каково же значение игры в жизни ребенка. Чему способствуют каждодневные игры детей?

·        Развитие мотивационно-потребностной сферы;

·        Преодоление “познавательного эгоцентризма” децентрация (преодоление господства в мышлении ребенка непосредственной позиции и невозможности признать существование других точек зрения);

·        Игровые действия приобретают характер умственный действий;

·        Развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности;

·        Совершенствование способности к самоконтролю;

·        Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления и речи;

·        Развитие способности к обучению;

·        Совершенствование способности дифференцировать свои эмоции и чувства и управлять ими произвольно.

Реализовать коррекционно-развивающий потенциал игры можно только в системном процессе психо-педагогической и социальной коррекции, осуществляемой, например, в Российском реабилитационном центре “Детство”.

Используются технологии uCoz