ВОЗМОЖНОСТИ
КУКЛОТЕРАПИИ В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Н.Ю.
Силонова,
аспирантка
ГосНИИ семьи и воспитания РАО, психолог,
специалист
Центра психолого-педагогической реабилитации
детей
и подростков г. Мытищи Московской обл.
Куклотерапия
– это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом
которого является использование идентификации и обособления как
основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным
образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний
мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые
и корректируемые психотерапевтом. Куклотерапевтическая методика
драматической психоэлевации (авторы: Медведева И.Я. и Шишова Т.Л.)
эффективна для диагностики и коррекции личности ребенка с отклонениями
в поведении и выравнивания детско-родительских отношений. Работа
осуществляется в форме психотерапевтического театрализованного действия
с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии
участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных
людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно,
так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказочных
персонажей. Соответствующие этюды проигрываются детьми совместно
с их родителями, что позволяет психотерапевтам диагностировать особенность
детско-родительских отношений для более эффективной их последующей
коррекции. Родителям же эта процедура вместе с ее расшифровкой в
ходе последующих индивидуально-групповых тематических занятий с
психотерапевтом, предусмотренных в рамках рассматриваемой методики
и посвященных психологическим основам воспитания, позволяет по-новому
осознать противоречия между внутренним миром ребенка и его внешними
поведенческими проявлениями. Одной из возможных причин подобных
противоречий может являться искаженная проекция на сознание и подсознание
ребенка родительских требований и установок. В качестве примера
можно привести ситуацию, когда в этюде на тему "один день из моей
жизни" ребенок продемонстрировал, как он оказался жестоко избитым
своим отцом на глазах у всех в детском саду за какой-то проступок.
Далее выяснилось, что в реальной жизни молчаливый по натуре отец
на непослушание неизменно реагировал "суровым" взглядом и фразой
"Ну если ты еще..., то я тебя!". Подчеркнем, что на этом фраза обрывалась,
и реальное физическое наказание не следовало. Однако регулярные
угрозы (даже без осуществления самого наказания) привели к тому,
что в конце концов ребенок в своем сознании стал самостоятельно
достраивать ситуацию и чувствовать себя многократно наказанным,
причем физически. Проблема разрешилась после соответствующей разъяснительной
беседы и рекомендаций родителям.
В
процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции
ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности
(в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном
осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного
ребенком или предложенного психотерапевтом. Внутренняя позиция ребенка
часто не соответствует своим внешним проявлениям. Главной задачей
куклотерапевтической методики драматической психоэлевации является
выявление во внутренней позиции патологической доминанты (основного
неврозообразующего поведенческого изъяна, не всегда соответствующего
жалобам родителей). Ребенку предлагается стать актером, режиссером
и постановщиком заранее разработанных психотерапевтических театрализованных
этюдов про хозяина и собаку. При этом модель поведения хозяина постепенно
элевируется, т.е. возвышается, а поведение собаки отражает реальную
внешнюю и внутреннюю позицию ребенка в рассматриваемой жизненной
ситуации, в иносказательной форме демонстрируя патологическую доминанту.
Обоих персонажей играет сам ребенок, опосредованно осуществляя работу
над собой под психологическим сопровождением. Таким образом реализуется
психотерапевтическая работа с субличностями, а также коррекция отклонений
в поведении ребенка. Помимо проигрывания этюдов детьми, работа включает
в себя показ психотерапевтами мини-спектаклей о мальчиках и девочках
с положительными и отрицательными моделями поведения по определенным
ведущим темам (лень, страх, застенчивость, обидчивость, агрессивность,
демонстративное и асоциальное поведение и т.д.), где происходит
детский тренинг сензитивности, общения, личностного роста с интенсивным
обучением эффективным моделям поведения в различных жизненных ситуациях.
Например, в рамках одного из приемов, используемых при работе со
страхами и образом врага, дошкольникам предлагается рассмотреть
негативного сказочного персонажа (Бабу-Ягу и т.п.) с трех точек
зрения, поочередно находя в ней что-то смешное (снижая уровень страха),
симпатичное (приближая к себе и адекватно оценивая), а также что-то,
что вызывает жалость, сочувствие, сопереживание. Все это помогает
ребенку скорректировать отношение и модель своего реагирования на
определенные образы, связанные со страхами и агрессорами, в конфликтных
ситуациях.
В
результате целенаправленной работы оказывается лечебное и воспитательное
воздействие на детей с отклонениями в поведении для нормализации
их общения со сверстниками и родителями.
|