ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
И РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ПО «ИГРОТЕРАПИИ
РАЗВИТИЯ»
Т.В. Плотникова,
психолог
Опытно-экспериментальная
реализация авторской программы «Игротерапия развития» (утвержденная
в таком статусе в 2000 году) в настоящее время сконцентрирована
вокруг двух основных направлений ее дальнейшего совершенствования.
Такими направлениями являются диагностическая и результирующая составляющие
игротерапевтической деятельности. На протяжении двух с половиной
лет в рамках осуществления завершаемого сейчас формирующего психолого-педагогического
эксперимента наше внимание концентрировалось на проблемах комплексной
диагностики детского развития и отработки значимых и понятных всем
субъектам, участвующим в реализации программы (игротерапевтам, педагогам-психологам,
сотрудникам медико-психолого-социальных центров, с одной стороны,
а так же, с другой стороны, родителям и другим значимым взрослым,
и даже отчасти, в соответствии с возрастом и развитием, самим детям)
результирующих показателей, характеризующих продуктивность игротерапевтической
деятельности в конкретных условиях. Главным направлением в общей
логике субъектно-ориентированной игротерапии развития является поиск
путей оптимизации и гармонизации диагностирующих и результирующих
показателей в рамках нашей авторской оздоровительно-образовательной
программы.
Конкретная
реализация данного подхода осуществлялась
постепенно и последовательно, в несколько этапов и на разных экспериментальных
площадках:
Экспери-ментальная площадка
|
МГДД(Ю)Т
|
Семейный клуб
“Рождество”
|
Центр
психологической коррекции и реабилитации,
г.
Мытищи
|
Итальянская
школа
Костанца
Винчи,
г.
Москва
|
Сроки
реализации
|
6
лет
|
3
года
|
3
года
|
2
года
|
Формы
работы
|
Группы
1 и 2 года;
инд.
занятия
|
Инд.
занятия;
курсы
для родителей “Домашняя игротека” и “Варежкин театр”
|
Групповая
и
индивидуальная
работа;
семинары
для психологов по игровым
технологиям
|
Групповая
и индивидуаль-ная работа
|
Возраст
детей
|
5-7
лет
|
С
3 лет
|
4-7
лет группы и индивидуально до старшего
подросткового
возраста
|
4-8
лет
|
Специфика
|
Работа
в статусе образова-тельной программы
|
Психологическое
консультирова-ние и коррекционная работа в условиях семейного
клуба
|
Психокоррекци-онная
работа с детьми, направленными ПМПК и по запросу
родителей
|
Работа
с детьми межнациональных браков,
слабо
владеющих русским языком
|
Программа
«Игротерапия развития»: ее специфика
и
потенциал
Основу
развиваемого в программе подхода к игротерапии развития составляет
уровневый подход к изучению игры и реализации ее развивающего и
воспитательного потенциала (С.В. Григорьев, 1991г.). Субъектно-ориентированная
игропрактика реализуется в нашей программе на следующих
основных уровнях:
-
развитие
в игре психических процессов и отдельных свойств (уровень психических
процессов);
-
игра
как целостная деятельность (уровень деятельности);
-
игра
с точки зрения возможности развития личности и ее важнейших характеристик
(личностный уровень);
-
использование
игры для развития социально-психологических особенностей и качеств
личности (социально-психологический уровень).
Многоуровневый
подход, реализуемый в рамках субъектно-ориентированной игротерапии
развития, позволяет избирательно, т.е. в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями ребенка, использовать лучшие достижения
современной практической игротерапии.
Конечной целью
работы, проводимой
в соответствии с данной программой, является оптимизация личностного
(психического) развития старших дошкольников в свете подготовки
их к школьному обучению. Формы и методы ориентированы на максимальный
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и особенностей
его семьи.
Основными
результатами работы можно считать:
1.
Получение
достаточно объективной и развернутой картины развития каждого члена
учебной группы, подтвержденное результатами тестового исследования.
2.
Овладение
детьми элементами саморегуляции: произвольной мышечной релаксации,
расслабляющего дыхания, приемов внутренней концентрации и произвольного
мышечного напряжения.
3.
Овладение
элементами арттренинга и через него отражения позой, жестом и мимикой
своего внутреннего состояния. Проигрывание различных травмирующих
ситуаций и через это снижение, ослабление некоторых невротических
состояний: тревожности, гиперактивности и др.
4.
Овладение
навыками сознательного выбора и проигрывания различных стратегий
поведения, через это изменение привычных поведенческих реакций,
снижение конфликтности в общении.
5.
Увеличение
у большинства членов учебной группы объема и произвольности таких
психических процессов, как внимание и память, развитие элементов
логического мышления, развитие воображения.
6.
Знакомство
детей с разными видами игр и формирование навыка правильного игрового
(и ролевого) поведения.
7.
Развитие
мелкой моторики и сенсомоторной координации детей, приобретение
ими навыков самостоятельного использования игровых упражнений по
направлениям: «Игровой массаж лица», «Пальчиковая гимнастика» и
«Веселая зарядка».
8.
Овладение
элементами конструирования из бумаги, приобретение навыков самостоятельного
изготовления простейших игрушек и игровых атрибутов из листа бумаги
с помощью ножниц, карандашей и клея, а также использования их в
самостоятельной игровой деятельности.
9.
Освоение
элементов учебной деятельности, подготовка к принятию некоторых
школьных требований и норм поведения.Уровень
овладения программой – выделяем всего три уровня, опираясь на
соответствие прогнозируемому результату и вектору развития, составляемого
индивидуально для каждого участника программы: высокий; средний;
низкий; особые случаи.
Проблема
эффективности программы состоит еще и в том, что необходимо фиксировать
дополнительно еще и чисто субъективные, а не содержательные критерии
продвижения, как-то:
-
удовлетворенность детей;
-
уровень продвижения по отношению к первоначальному состоянию;
-
самооценка ребенка;
-
оценка значимыми взрослыми;
-
экспертная оценка, включая самооценку руководителя.
Возможности
реализации программы
в
разных институциональных условиях
В
настоящее время ведется поиск новых и расширение сферы применения
уже опробованных средств и подходов, в особенности поиск форм и
методов применения данной программы в работе с детьми, имеющими
отклонения в своем личностном и психическом развитии. В частности,
одним из перспективных направлений для данной программы мы считаем
поиск особых форм ее реализации с детьми с выраженной задержкой
в речевом и психическом развитии, с детьми-инвалидами и т.д. Поиск
этих форм и методов осуществляется нами как в ходе индивидуальных
занятий на базе МГДД(Ю)Т с частичным привлечением детей с ЗПР к
работе основных групп, так и в работе на базе Мытищинского Центра
психологической коррекции и реабилитации детей и подростков (ЦППР).
Работа в этом направлении будет продолжена.
|