содержание книги
обложка книги
 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ПО «ИГРОТЕРАПИИ РАЗВИТИЯ»

Т.В. Плотникова,

психолог

Опытно-экспериментальная реализация авторской программы «Игротерапия развития» (утвержденная в таком статусе в 2000 году) в настоящее время сконцентрирована вокруг двух основных направлений ее дальнейшего совершенствования. Такими направлениями являются диагностическая и результирующая составляющие игротерапевтической деятельности. На протяжении двух с половиной лет в рамках осуществления завершаемого сейчас формирующего психолого-педагогического эксперимента наше внимание концентрировалось на проблемах комплексной диагностики детского развития и отработки значимых и понятных всем субъектам, участвующим в реализации программы (игротерапевтам, педагогам-психологам, сотрудникам медико-психолого-социальных центров, с одной стороны, а так же, с другой стороны, родителям и другим значимым взрослым, и даже отчасти, в соответствии с возрастом и развитием, самим детям) результирующих показателей, характеризующих продуктивность игротерапевтической деятельности в конкретных условиях. Главным направлением в общей логике субъектно-ориентированной игротерапии развития является поиск путей оптимизации и гармонизации диагностирующих и результирующих показателей в рамках нашей авторской оздоровительно-образовательной программы.

Конкретная реализация данного подхода осуществлялась
постепенно и последовательно, в несколько этапов и на разных экспериментальных площадках:

 


Экспери-ментальная площадка

 


МГДД(Ю)Т


Семейный клуб

“Рождество”

Центр психологической коррекции и реабилитации,

г. Мытищи

Итальянская

школа

Костанца
Винчи,

г. Москва

Сроки реализации

6 лет

3 года

3 года

2 года

Формы
работы

Группы 1 и 2 года;

инд. занятия

Инд. занятия;

курсы для родителей “Домашняя игротека” и “Варежкин театр”

Групповая и

индивидуальная работа;

семинары для психологов по игровым

технологиям

Групповая и индивидуаль-ная работа

Возраст детей

5-7 лет

С 3 лет

4-7 лет группы и индивидуально до старшего

подросткового

возраста

4-8 лет

Специфика

Работа в статусе образова-тельной программы

Психологическое консультирова-ние и коррекционная работа в условиях семейного клуба

Психокоррекци-онная работа с детьми, направленными ПМПК и по запросу

родителей

Работа с детьми межнациональных браков,

слабо владеющих русским языком

 

Программа «Игротерапия развития»: ее специфика

и потенциал

Основу развиваемого в программе подхода к игротерапии развития составляет уровневый подход к изучению игры и реализации ее развивающего и воспитательного потенциала (С.В. Григорьев, 1991г.). Субъектно-ориентированная игропрактика [16] реализуется в нашей программе на следующих основных уровнях:

-         развитие в игре психических процессов и отдельных свойств (уровень психических процессов);

-         игра как целостная деятельность (уровень деятельности);

-         игра с точки зрения возможности развития личности и ее важнейших характеристик (личностный уровень);

-         использование игры для развития социально-психологических особенностей и качеств личности (социально-психологический уровень).

Многоуровневый подход, реализуемый в рамках субъектно-ориентированной игротерапии развития, позволяет избирательно, т.е. в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, использовать лучшие достижения современной практической игротерапии.

Конечной целью работы, проводимой в соответствии с данной программой, является оптимизация личностного (психического) развития старших дошкольников в свете подготовки их к школьному обучению. Формы и методы ориентированы на максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и особенностей его семьи.

Основными результатами работы можно считать:

1.    Получение достаточно объективной и развернутой картины развития каждого члена учебной группы, подтвержденное результатами тестового исследования.

2.    Овладение детьми элементами саморегуляции: произвольной мышечной релаксации, расслабляющего дыхания, приемов внутренней концентрации и произвольного мышечного напряжения.

3.    Овладение элементами арттренинга и через него отражения позой, жестом и мимикой своего внутреннего состояния. Проигрывание различных травмирующих ситуаций и через это снижение, ослабление некоторых невротических состояний: тревожности, гиперактивности и др.

4.    Овладение навыками сознательного выбора и проигрывания различных стратегий поведения, через это изменение привычных поведенческих реакций, снижение конфликтности в общении.

5.    Увеличение у большинства членов учебной группы объема и произвольности таких психических процессов, как внимание и память, развитие элементов логического мышления, развитие воображения.

6.    Знакомство детей с разными видами игр и формирование навыка правильного игрового (и ролевого) поведения.

7.    Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации детей, приобретение ими навыков самостоятельного использования игровых упражнений по направлениям: «Игровой массаж лица», «Пальчиковая гимнастика» и «Веселая зарядка».

8.    Овладение элементами конструирования из бумаги, приобретение навыков самостоятельного изготовления простейших игрушек и игровых атрибутов из листа бумаги с помощью ножниц, карандашей и клея, а также использования их в самостоятельной игровой деятельности.

9.    Освоение элементов учебной деятельности, подготовка к принятию некоторых школьных требований и норм поведения.Уровень овладения программой – выделяем всего три уровня, опираясь на соответствие прогнозируемому результату и вектору развития, составляемого индивидуально для каждого участника программы: высокий; средний; низкий; особые случаи.

Проблема эффективности программы состоит еще и в том, что необходимо фиксировать дополнительно еще и чисто субъективные, а не содержательные критерии продвижения, как-то:

- удовлетворенность детей;

- уровень продвижения по отношению к первоначальному состоянию;

- самооценка ребенка;

- оценка значимыми взрослыми;

- экспертная оценка, включая самооценку руководителя.

 

Возможности реализации программы

в разных институциональных условиях

В настоящее время ведется поиск новых и расширение сферы применения уже опробованных средств и подходов, в особенности поиск форм и методов применения данной программы в работе с детьми, имеющими отклонения в своем личностном и психическом развитии. В частности, одним из перспективных направлений для данной программы мы считаем поиск особых форм ее реализации с детьми с выраженной задержкой в речевом и психическом развитии, с детьми-инвалидами и т.д. Поиск этих форм и методов осуществляется нами как в ходе индивидуальных занятий на базе МГДД(Ю)Т с частичным привлечением детей с ЗПР к работе основных групп, так и в работе на базе Мытищинского Центра психологической коррекции и реабилитации детей и подростков (ЦППР). Работа в этом направлении будет продолжена.

Используются технологии uCoz