содержание книги
обложка книги
 

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АССИМЕТРИИ
В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИГРОТЕРАПИЯ ЭКОЛОГИИ РАЗВИТИЯ»

Т. В. Петрова,

методист отдела организации образовательной

деятельности МГДД(Ю)Т,

 педагог дополнительного образования отдела игры

 

Проработав несколько лет с дошкольниками, окончив Московский государственный педагогический Университет им. В.И.Ленина по специальности педагог-психолог, я осознала, насколько для полноценного развития детей важна игровая деятельность. Игра делает жизнь детей интереснее и богаче, тем более, что через игру они познают мир. Игра для ребенка – естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. Детям бывает очень непросто поделиться со взрослым, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом, разыгрывая и тем самым вновь и вновь проживая определенную ситуацию. Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир, а чуткому взрослому постичь детскую душу.

Именно поэтому, когда во Дворце мне предложили заниматься с детьми по программе Т.В. Плотниковой «Игротерапия развития», я согласилась. Тем более, что наличие игротеки с выделенным учебным уголком способствует такой работе.

В широком смысле, игротерапия является одним из важнейших направлений развития игровой культуры вообще и практики психокоррекционной работы в частности. По словам Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой и Т.М. Грабенко (институт сказкотерапии  г. Санкт-Петербурга), игротерапия – это «процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего».(2, с.197).

В процессе работы я стала модернизировать программу по игротерапии развития, адаптируя ее для леворуких детей. Цель психокоррекционной работы с детьми по программе «Игротерапия экологии развития» – создание условий: для гармоничного и экологичного личностного развития детей дошкольного возраста на основе игровых форм и методов, для реализации предпосылок к функциональной ассиметрии, развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга).

Как помочь ребятам лучше узнать себя, окружающий мир, сохраняя свое здоровье (в документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия", которое формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий» (1, с.16), избежать стрессовых ситуаций, научиться эффективным способам общения со сверстниками, взрослыми, умению уверенно себя вести в разных, иногда конфликтных, ситуациях, научиться творческому самовыражению, адаптироваться в «праворуком мире»? Отвечая на поставленные вопросы, можно говорить о решении, в процессе занятий с детьми, задач такой науки как экология человека. По словам американских исследователей Р.Е. Парка и Э.В. Берджеса, проводивших социологические исследования в 1921 году: «Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с человеком и с окружающей его средой, то есть, иначе говоря – условия жизни человека и их влияние на человеческий организм» (1, с.4).

Кроме этого, говоря о такой науке, как экология нельзя забывать, что тема природы близка и интересна детям, в ней заложен богатый потенциал для развивающей и коррекционной работы с детьми, особенно «правополушарных». Учитывая все это, в данной программе сделан акцент на связь игротерапии с природой. Обращается особое внимание на предрасположенность правополушарных детей к поэтическому, чувственному, образному, обобщающему и целостному восприятию мира.

Создавая группу по программе «Игротерапия экологии развития» для леворуких детей, я стремилась уточнить необходимость и значимость этого направления в работе с детьми, посещающими Дворец. В процессе записи детей выяснилось, что необходимо создавать такие группы: детям нужна помощь психолога в гармоничном всестороннем развитии, родителям – в объяснении особенностей их детей и построении дальнейших взаимоотношений с ребенком на основе понимания ситуации.

Во время бесед с детьми и родителями выяснилось, что некоторые дети все делают левой рукой «назло» маме и родным. Видимо, таким образом ребенок добивается от близких людей внимания. Хотя такая обстановка конфликтна для ребенка и родителей. Ребенок становится раздражительным, замкнутым, злым, а порой неуправляемым в отношениях с людьми. Родители, не зная, как справиться с сложившейся ситуацией, склонны к агрессивному поведению по отношению к ребенку. Другой вариант – в семье не знают о леворуких родственниках в истории семьи, а ребенок – левша. Родители теряются, не знают, что делать, как реагировать на данную ситуацию, появляются проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Такую проблемную ситуацию я назвала «комплексом леворукости» (у родителей) и, как одну из задач своей работы, обозначила снятие этого комплекса.

Точного объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули. Здесь и генетические, и социальные, и культурные факторы. По одним предположениям, человек в древности, закрывая щитом левую сторону тела как наиболее уязвимую, в правой руке держал оружие. Другие считают, что большую роль в развитии асимметрии сыграло то, что левая сторона утомляется быстрее из-за нагрузки на сердечно-сосудистую систему, в силу чего орудия производства при работах, требующих значительных усилий, находились именно в правой руке. Большинство ученых придерживаются версии, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген  ответственен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие – находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории большинство людей праворуки. Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Если есть в семье левши, то вероятность левшества у ребенка повышается.

Определить причину или ряд причин, конечно, очень важно для работы психолога. Но, кроме, возможной причины, необходимо знать: ребенок пользуется левой рукой только в быту или письме, какова его сенсорная предпочтительность (глаз, ухо, нога)? Ведь абсолютных левшей и правшей не так много, чаще всего встречаются либо правши с признаками левшества, либо левши с признаками правшества, т.е. парциальные, или мозаичные (частичные), левши.

Набор в группы проводится по просьбе родителей, после ознакомительной беседы об особенностях ребенка. Далее уточнение межполушарной специализации происходит во время диагностики как индивидуальной, так и групповой. Для проведения диагностики в программу заложены часы для индивидуальной работы.

Для того, чтобы получить достоверную информацию о ребенке, не утомляя его, необходимо проводить диагностику в увлекательной, эмоциональной форме. Такой формой, конечно же, является игра. Игровые формы делают процесс диагностики увлекательным, ненавязчивым, создают благоприятный климат для взаимоотношений, помогают ребенку чувствовать себя комфортно и непринужденно.

Мною были изучены варианты диагностики функциональной ассиметрии и межполушарного взаимодействия, предлагаемые в литературе. На основе их модификации и адаптации разработан вариант игровой диагностики в группах дополнительного образования.

Для детей дошкольного возраста необходима опора на образные представления, поэтому при диагностике используется яркий, эффектный материал. Индивидуальная диагностика проводится в форме игры «Чудесный мешочек» или «Волшебный сундучок», в которой психолог предлагает ребенку ряд игровых заданий с целью определения ведущей руки. Например, «Выложи узор» (настольная игра «Дорожки», автор Кайе В.А.), «Лабиринт» (по выложенным дорожкам ребенок двигает мелкую игрушку), «Волчок» (ребенок щипком запускает волчок), «Обведи и вырежи контур» (ребенок обводит предлагаемый трафарет по контуру и вырезает его) и многое другое.

Далее ребенку предлагается ряд игровых заданий на определение сенсорной предпочтительности: «Посмотри в отверстие» (фиксируется ведущий глаз), «Прицельное попадание» (обращается внимание на то, каким глазом ребенок прицеливается, какой рукой или ногой кидает мяч), «Футбол» (двое детей могут играть между собой, а психолог фиксирует результат, или психолог играет сам с ребенком), «Что слышишь?» (нужно использовать несколько видов часов, а также морские раковины; фиксируется ухо, к которому ребенок прикладывает часы и слышит тиканье), «Прислушайся, что я скажу» (психолог произносит разные слова за спиной ребенка, сначала справой, затем с левой стороны; фиксируется ухо, которым ребенок услышит больше слов).

Можно проводить диагностику в группе детей. Приведу несколько примеров. Игровое задание «Построй башню» (можно использовать кубики, но лучше – бочонки из лото): ребенок строит башню сначала одной рукой, затем другой; при этом фиксируется рука, которая первой начнет действовать, а также результат деятельности обеих рук. Игровое задание «Рисуем сначала одной, затем другой рукой»: предлагаем ребенку нарисовать рисунок на одной стороне листа (фиксируем руку), затем – нарисовать такой же рисунок другой рукой. Это задание можно обогатить игровым сюжетом. Игровое задание «Ладошки»: детям предлагается разукрасить свои ладошки гуашью любого цвета и сделать отпечаток на бумаге (обычно ведущей рукой ребенок держит кисть и разукрашивает не ведущую руку; по отпечатку можно определить какая рука у ребенка ведущая).

Такая диагностика позволяет психологу лучше узнать каждого ребенка, чтобы в дальнейшем использовать личностно-ориентирован­ный подход как в работе с детьми, так и с родителями. По результатам такого обследования даются рекомендации родителям, проводится коррекционная работа и дается прогноз и квалификация возможных трудностей обучения и поведения.


Литература.

1. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2001. – 400 с.: ил.

3. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2003. – 80 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

4. Плотникова Т.В. Игротерапия развития. Авторская образовательная программа. – М.: МГДД(Ю)Т, 2000.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

6. Шелопухо О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Если ребенок левша. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 64с.

7. Шохор-Троцкая М.К. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь. – 2002. – №8. –– С.65-72.

Используются технологии uCoz