ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АССИМЕТРИИ
В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИГРОТЕРАПИЯ ЭКОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ»
Т. В. Петрова,
методист отдела
организации образовательной
деятельности
МГДД(Ю)Т,
педагог дополнительного образования отдела
игры
Проработав
несколько лет с дошкольниками, окончив Московский государственный
педагогический Университет им. В.И.Ленина по специальности педагог-психолог,
я осознала, насколько для полноценного развития детей важна игровая
деятельность. Игра делает жизнь детей интереснее и богаче, тем более,
что через игру они познают мир. Игра для ребенка – естественный
способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. Детям
бывает очень непросто поделиться со взрослым, да и друг с другом,
своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой
опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре,
выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным
образом, разыгрывая и тем самым вновь и вновь проживая определенную
ситуацию. Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать,
преображать свой опыт, свой личный мир, а чуткому взрослому постичь
детскую душу.
Именно поэтому,
когда во Дворце мне предложили заниматься с детьми по программе
Т.В. Плотниковой «Игротерапия развития», я согласилась. Тем более,
что наличие игротеки с выделенным учебным уголком способствует такой
работе.
В широком
смысле, игротерапия является одним из важнейших направлений развития
игровой культуры вообще и практики психокоррекционной работы в частности.
По словам Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой и Т.М. Грабенко (институт сказкотерапии г. Санкт-Петербурга), игротерапия – это
«процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в
котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство
собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование
собственного настоящего и будущего».(2, с.197).
В процессе
работы я стала модернизировать программу по игротерапии развития,
адаптируя ее для леворуких детей. Цель психокоррекционной работы
с детьми по программе «Игротерапия экологии развития» – создание
условий: для гармоничного и экологичного личностного развития детей
дошкольного возраста на основе игровых форм и методов, для реализации
предпосылок к функциональной ассиметрии, развитию межполушарной
специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы
полушарий головного мозга).
Как помочь
ребятам лучше узнать себя, окружающий мир, сохраняя свое здоровье
(в документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что
здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов,
а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия",
которое формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов
и внешних воздействий» (1, с.16), избежать стрессовых ситуаций,
научиться эффективным способам общения со сверстниками, взрослыми,
умению уверенно себя вести в разных, иногда конфликтных, ситуациях,
научиться творческому самовыражению, адаптироваться в «праворуком
мире»? Отвечая на поставленные вопросы, можно говорить о решении,
в процессе занятий с детьми, задач такой науки как экология человека.
По словам американских исследователей Р.Е. Парка и Э.В. Берджеса,
проводивших социологические исследования в 1921 году: «Экология
человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека
с человеком и с окружающей его средой, то есть, иначе говоря – условия
жизни человека и их влияние на человеческий организм» (1, с.4).
Кроме этого,
говоря о такой науке, как экология нельзя забывать, что тема природы
близка и интересна детям, в ней заложен богатый потенциал для развивающей
и коррекционной работы с детьми, особенно «правополушарных». Учитывая
все это, в данной программе сделан акцент на связь игротерапии с
природой. Обращается особое внимание на предрасположенность правополушарных
детей к поэтическому, чувственному, образному, обобщающему и целостному
восприятию мира.
Создавая группу
по программе «Игротерапия экологии развития» для леворуких детей,
я стремилась уточнить необходимость и значимость этого направления
в работе с детьми, посещающими Дворец. В процессе записи детей выяснилось,
что необходимо создавать такие группы: детям нужна помощь психолога
в гармоничном всестороннем развитии, родителям – в объяснении особенностей
их детей и построении дальнейших взаимоотношений с ребенком на основе
понимания ситуации.
Во время бесед
с детьми и родителями выяснилось, что некоторые дети все делают
левой рукой «назло» маме и родным. Видимо, таким образом ребенок
добивается от близких людей внимания. Хотя такая обстановка конфликтна
для ребенка и родителей. Ребенок становится раздражительным, замкнутым,
злым, а порой неуправляемым в отношениях с людьми. Родители, не
зная, как справиться с сложившейся ситуацией, склонны к агрессивному
поведению по отношению к ребенку. Другой вариант – в семье не знают
о леворуких родственниках в истории семьи, а ребенок – левша. Родители
теряются, не знают, что делать, как реагировать на данную ситуацию,
появляются проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Такую проблемную
ситуацию я назвала «комплексом леворукости» (у родителей) и, как
одну из задач своей работы, обозначила снятие этого комплекса.
Точного объяснения
природы леворукости ученые пока не выдвинули. Здесь и генетические,
и социальные, и культурные факторы. По одним предположениям, человек
в древности, закрывая щитом левую сторону тела как наиболее уязвимую,
в правой руке держал оружие. Другие считают, что большую роль в
развитии асимметрии сыграло то, что левая сторона утомляется быстрее
из-за нагрузки на сердечно-сосудистую систему, в силу чего орудия
производства при работах, требующих значительных усилий, находились
именно в правой руке. Большинство ученых придерживаются версии,
что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие,
контролирующее речь. Другой ген
ответственен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие
– находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной.
Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие.
Исходя из этой теории большинство людей праворуки. Установлено,
что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность.
Если есть в семье левши, то вероятность левшества у ребенка повышается.
Определить
причину или ряд причин, конечно, очень важно для работы психолога.
Но, кроме, возможной причины, необходимо знать: ребенок пользуется
левой рукой только в быту или письме, какова его сенсорная предпочтительность
(глаз, ухо, нога)? Ведь абсолютных левшей и правшей не так много,
чаще всего встречаются либо правши с признаками левшества, либо
левши с признаками правшества, т.е. парциальные, или мозаичные (частичные),
левши.
Набор в группы
проводится по просьбе родителей, после ознакомительной беседы об
особенностях ребенка. Далее уточнение межполушарной специализации
происходит во время диагностики как индивидуальной, так и групповой.
Для проведения диагностики в программу заложены часы для индивидуальной
работы.
Для того,
чтобы получить достоверную информацию о ребенке, не утомляя его,
необходимо проводить диагностику в увлекательной, эмоциональной
форме. Такой формой, конечно же, является игра. Игровые формы делают
процесс диагностики увлекательным, ненавязчивым, создают благоприятный
климат для взаимоотношений, помогают ребенку чувствовать себя комфортно
и непринужденно.
Мною были
изучены варианты диагностики функциональной ассиметрии и межполушарного
взаимодействия, предлагаемые в литературе. На основе их модификации
и адаптации разработан вариант игровой диагностики в группах дополнительного
образования.
Для детей
дошкольного возраста необходима опора на образные представления,
поэтому при диагностике используется яркий, эффектный материал.
Индивидуальная диагностика проводится в форме игры «Чудесный мешочек»
или «Волшебный сундучок», в которой психолог предлагает ребенку
ряд игровых заданий с целью определения ведущей руки. Например,
«Выложи узор» (настольная игра «Дорожки», автор Кайе В.А.), «Лабиринт»
(по выложенным дорожкам ребенок двигает мелкую игрушку), «Волчок»
(ребенок щипком запускает волчок), «Обведи и вырежи контур» (ребенок
обводит предлагаемый трафарет по контуру и вырезает его) и многое
другое.
Далее ребенку
предлагается ряд игровых заданий на определение сенсорной предпочтительности:
«Посмотри в отверстие» (фиксируется ведущий глаз), «Прицельное попадание»
(обращается внимание на то, каким глазом ребенок прицеливается,
какой рукой или ногой кидает мяч), «Футбол» (двое детей могут играть
между собой, а психолог фиксирует результат, или психолог играет
сам с ребенком), «Что слышишь?» (нужно использовать несколько видов
часов, а также морские раковины; фиксируется ухо, к которому ребенок
прикладывает часы и слышит тиканье), «Прислушайся, что я скажу»
(психолог произносит разные слова за спиной ребенка, сначала справой,
затем с левой стороны; фиксируется ухо, которым ребенок услышит
больше слов).
Можно проводить
диагностику в группе детей. Приведу несколько примеров. Игровое
задание «Построй башню» (можно использовать кубики, но лучше – бочонки
из лото): ребенок строит башню сначала одной рукой, затем другой;
при этом фиксируется рука, которая первой начнет действовать, а
также результат деятельности обеих рук. Игровое задание «Рисуем
сначала одной, затем другой рукой»: предлагаем ребенку нарисовать
рисунок на одной стороне листа (фиксируем руку), затем – нарисовать
такой же рисунок другой рукой. Это задание можно обогатить игровым
сюжетом. Игровое задание «Ладошки»: детям предлагается разукрасить
свои ладошки гуашью любого цвета и сделать отпечаток на бумаге (обычно
ведущей рукой ребенок держит кисть и разукрашивает не ведущую руку;
по отпечатку можно определить какая рука у ребенка ведущая).
Такая диагностика
позволяет психологу лучше узнать каждого ребенка, чтобы в дальнейшем
использовать личностно-ориентированный подход как в работе
с детьми, так и с родителями. По результатам такого обследования
даются рекомендации родителям, проводится коррекционная работа и
дается прогноз и квалификация возможных трудностей обучения и поведения.
Литература.
1. Губарева
Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум
для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь;
ТЦ Сфера, 2001. – 400 с.: ил.
3. Макарьев
И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2003.
– 80 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
4. Плотникова
Т.В. Игротерапия развития. Авторская образовательная программа.
– М.: МГДД(Ю)Т, 2000.
5. Сиротюк
А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство
для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
6. Шелопухо
О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Если ребенок левша.
Для детей 4-6 лет. – СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002.
– 64с.
7. Шохор-Троцкая
М.К. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь. – 2002. – №8. –– С.65-72.
|