ДЕТИ – ИГРА
– ПРАЗДНИК:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Б.З.
Вульфов,
доктор пед.
наук,
профессор
Университета Российской академии образования
Проведение
научно-практической конференции по празднику и игре выводят
нас на важную педагогическую тему воспитания личности ребенка.
Важнее нет задачи в педагогике, чем формирование юного гражданина
своего Отечества. В этом плане Московский городской Дворец
детского (юношеского) творчества накопил богатый опыт работы
со многими поколениями детей и родителей.
Воспитанию
нельзя однажды и навсегда научиться! Оно всегда – при любом
возрасте и характере, при любой профессии и стаже человека
– создает все новые для него ситуации. Чаще всего в них проявляются
те или иные общие тенденции или закономерности, объясняемые
теорией. Поэтому знание постулатов педагогической науки, этно-педагогики
очень важно. Но и это знание эффективно реализуется в конкретном
опыте, только в данных условиях, в данной ситуации. И любая
такая ситуация непременно начинается с вопросов кто? что?
зачем? – и продолжается,
в связи с ответами на них – поиском и выбором вариантов
решений (почему? что? как?), его принятием, и завершается
новыми вопросами: что произошло? как будет? что делать дальше?
В ответах на подчеркнутые вопросы воплощаются не только теоретические
знания, но и личность педагога (и не только профессионала):
его характер и темперамент, состояние и настроение. Чем больше
вопросов, тем тщательнее поиск и анализ ответов, тем вероятнее
оптимальный выбор решения. Но и оно тем более эффективно,
чем над большими новыми вопросами заставляет задуматься.
В
аспекте нашей
конференции для нас актуальной становится проблема празднично-игровой
культуры, ведь праздник и игра являются верными спутниками
страны детства.
Читаем у В.И.Даля
краткое и верное: «Праздники памятны, а будни забывчивы».
Пословица эта точно верна в отношении к праздникам детским.
Они по-настоящему «памятны» тем более, чем интересней детям,
чем более их собственную активность вызывают.
Что
и как могут сделать педагоги-воспитатели, методисты учреждений
дополнительного образования детей, школьные учителя, чтобы
эти праздники не оказались «забывчивы»? Именно сделать, то
есть сознательно добиться самого существенного: это должны
быть праздники не столько для детей, сколько самих детей.
Как
раз такова направленность предлагаемой Дворцом городской открытой
комплексной программы «Праздники Детства». Ее опытные создатели
из Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества
стараются помочь взрослым в решении ряда важных педагогических
задач.
Прежде
всего – в обогащении содержания целой системы детских праздников,
разных по темам и характеру, по охвату участников и режиссуре,
но явно увлекательных и ярких, а потому познавательных и воспитывающих
по материалу. Они не превращаются в «дополнительные занятия
на тему», но знакомят с интересными фактами и явлениями, не
загнаны в жесткие организационные рамки, но предоставляют
пространство и возможность свободно проявлять творчество и
инициативу, не бессмысленное время препровождение, но полезный
досуг.
Принципиальная
ориентация Программы – на теснейшее взаимодействие педагогов
и детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятий.
Сами ребята не пассивные свидетели, «потребители» сделанного
для них, но, в той или иной мере и форме – активные участники
и организации, и хода праздничного действия.
В
конечном (и главном) выигрывает каждый ребенок, с толком проводя
свой досуг, обретая духовное, нравственное, эстетическое развитие
в кругу сверстников и старших наставников.
Решению
этих и других задач и будет способствовать творческое использование
идей и рекомендаций
программы «Праздники Детства». И тогда они станут действительно
и с пользой «памятны» детям.
Работая
над книгой «Словарь педагогических ситуаций», мне приходилось
давать комментарий многим сложным ситуациям взаимодействия
между взрослыми и детьми. Вот один из примеров: «Адаптация
социальная».
Торжественная
часть школьного выпускного вечера. Звучат пожелания учителей
и гостей:
- Главное, оставайтесь
сами собой, не поддавайтесь обстоятельствам, старайтесь их
преодолеть!
- Взрослая жизнь, понятно,
будет сложнее той, какой вы жили до сих пор. Поэтому надо
отказаться от каких-то намерений, не лезть на рожон….
Одна
выпускница шепчет другой:
- И кому лучше верить?
Они ведь спорят друг с другом, и оба по-своему правы! Так
как же – быть верным себе или безропотно подчиняться событиям?
Ученые, сочетая, казалось
бы, несочетаемое, называют это явление социальной адаптацией.
Это не что иное, как достижение гармонии человека и тех социальных
обстоятельств (профессиональной ситуации, статусной роли,
микросоциума и т.д.), в которых он оказался. При смене обстоятельств
приходится или приспосабливаться к новой среде, чтобы соответствовать
иному образу жизни, ценой потери собственной индивидуальности,
или стремиться к адекватной самореализации, сохраняя себя
активным и гуманным самоутверждением, желанием и способностью
найти себя в любой среде обитания.
Опыт последних
лет убедительно свидетельствует: в благотворном, но нелегком
осуществлении гуманизации системы образования приоритетным оказывается не совсем недавнее
следование «методическим рекомендациям» вышестоящих органов,
а поиск оригинальных собственных решений, творческий выбор,
отвечающий данным условиям и особенностям личной и профессиональной
индивидуальности педагога. А эта индивидуальность рождается
опытом, знаниями, рефлексией.
С
годами знания и опыт обогащаются. Естественно, и педагогика
динамична: способна к количественному и качественному наполнению
и усилению, к расширению и углублению. Разумеется, бессмысленно
противопоставлять педагогическую науку и практику, объективные
закономерности и индивидуальность педагога. Лучше, очевидно,
пойти иным путем: сочетать теорию и опыт посредством рефлексии,
т.е. целенаправленной работы над собой, которую можно и нужно
стимулировать, предлагая «ситуации к размышлению».
В
связи с этим – последнее, но, пожалуй, главнейшее. Учась воспитывать
других, можно добиться добрых результатов, только если преуспеть
в не менее, а часто и более трудном и сложном, бесконечном
и порой болезненном процессе – учиться самовоспитанию.
|