содержание книги
обложка книги
 

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

Добробабенко Е. В.,

психолог

 

 “Человек играет только тогда, когда он в

полном значение слова человек, и он бывает

человеком лишь тогда, когда играет”

                                                          Ф. Шиллер

 

Игрой интересовались Гераклит, Платон, Плотин, Шекспир. Бахтин говорил, что контекст игры – это атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений. В детской игре идёт соотношение “Я – Другие”, намечается понимание зависимости от товарищей по игре. К особенностям игры относится также её эвристичность, дух творчества, пронизывающий все действия игры.

Эффективность использования игр или структурированных упражнений в психологии неоспорима.

Среди психологов интерес к игре является традиционным. Над игровой терапией работали и Мюллер, и Валлон, и Выгодский, и Гросс, и Морено, и Фрейд, и Клайн, и Эльконин, и Запорожец, и Коффка, и Леонтьев, и Пиаже, и Рубинштейн, и Штерн.

Игровая психотерапия с детьми способствует коррекции функций общения с разными людьми в различных ситуациях. Игра стимулирует развитие отстающих высших психических функций ребёнка, тренирует навыки деятельности. Игра раскрепощает воображение, выполняет символическую функцию, позволяет выразить себя и свои проблемы через действие, а не через слова, что особенно важно для детей раннего и дошкольного возраста.

Тем не менее, учитывая огромное число других психотерапевтических методик, в индивидуальном консультировании игровая терапия используется  не всегда, в то время как групповая терапия и тренинги немыслимы без применения структурированных упражнений, игр.

Структурированные упражнения способствуют развитию группы и целенаправленному обучению. Выполняя упражнения и участвуя в играх, члены той или иной группы активно содействуют достижению общегрупповых и индивидуальных целей. Кроме того, практические упражнения и игры способствуют сплочению группы, снижая барьеры, которые препятствуют эмоционально открытому общению. Игры и упражнения помогают выявлять общие интересы и разрешать индивидуальные и общегрупповые проблемы.

Индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений физических сил, интеллекта, творчества.

Игра служит эффектным средством социализации и адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стрессосопровождающих нагрузок. Психологическими механизмами игры являются вытеснение, сублимация, замещения. Динамика замещения в игре развёртывается в подлежащем контролю и экспериментированию пространстве, что отличает игру от рациональных и идеальных способов и сфер замещения (сновидения, фантазии). Игра сама по себе особое поле самовыражения, в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт.

В психокоррекционных группах упражнения ставят перед участниками новые вопросы и вызывают у них новые чувства, подлежащие дальнейшему исследованию. С их помощью можно моделировать и осваивать новые формы поведения. Упражнениями не стоит пользоваться необдуманно, иначе занятия могут превратиться в бесконечную череду салонных игр, а руководитель при этом станет не более чем затейником. Неопытные или неподготовленные руководители часто используют игры для того, чтобы прикрыть своё невежество или отсутствие навыков руководства группой. Эта стратегия опасна в случаях, когда руководитель не понимает смысла и возможностей упражнения.

Упражнения надо применять своевременно, в соответствии с поставленной целью. Нужно учитывать, что та или иная игра может дать участникам. Говоря проще, к использованию игр надо относится со всей ответственностью и профессионализмом.

Собственный опыт автора, связанный с применением игр и упражнений в подростковых группах будет проведён на примере одной из таких групп.

Первоначально мои занятия с подростками назывались “Популярная психология”, и это название достаточно точно описывало их предполагаемое содержание. Но, поговорив с родителями, я поняла, что их запросы и трудности их детей несколько иного свойства. Родители сообщали о наличии у детей конкретных индивидуальных проблем и о готовности – своей и детей – работать над их преодолением.

Поэтому предварительно были проведены индивидуальные консультации с каждым ребёнком и с каждым родителем. Целью консультаций было выявление реальных проблем детей. Таковыми оказались тревожность, мнительность, неустойчивая (заниженная) самооценка, сильная застенчивость, скованность, неумение общаться и неуверенность в общении. Кроме того, предварительные консультации должны были помочь понять, не противопоказана ли кому-то из детей работа в группе. Такими противопоказаниями к участию в группе могли стать агрессивность (кроме слабо выраженной) и явно отрицательное отношение к будущей работе у подростка. В ходе консультаций необходимо было также обратить внимание на уровень интеллекта, так как необходимым условием участия в группе являлось соответствие интеллекта подростка его возрасту.

После предварительных консультаций была создана группа из 9 подростков разного темперамента в возрасте 11-14 лет, и с ними было проведено 10 занятий длительностью полтора часа каждое.

Группа имела закрытый характер, участников, прошедших через аналогичные группы, в ней не было.

Далее я привожу краткое описание занятий и развёрнутое описание двух встреч.

Занятие первое. Цель: знакомство группы с преподавателем; знакомство участников группы друг с другом и начало эмоционального объединения детей. Беседа с детьми. Игры “Снежный ком”, “Путаница”, “Тик-так”, “Этюды”. Упражнения “Жмурки”, “Постройся”.

Занятие второе. Цели: Создание и сохранение высокого эмоционального подъёма. Знакомство с невербальными техниками общения. Изучение понятия письмотерапии. 1. Объявление о том, что вывешен стенд, к которому каждый может подойти и анонимно записать на нем тревожащие его вопросы. 2. Игра “Передача воображаемого предмета”. 3. Упражнение на невербальное общение. 4. Функциональная тренировка поведения (а. Объяснить своё опоздание, не оправдываясь. Принять решение в случае следующего опоздания выполнить любое задание группы. б. Спокойно и аргументировано отказаться делать длинный доклад к следующему занятию). 5. Игра “Мелодия из хлопков” (по кругу, хлопая в ладоши, сыграть мелодию, например, “в траве сидел кузнечик”; каждый делает только один хлопок). 6. Упражнение “Комплиментарий” (участники встают в два круга внутренний и внешний лицом друг другу; необходимо сказать тому, кто напротив тебя что-то приятное; затем все сдвигаются на шаг, и всё повторяется). 7. Лекция на тему письмотерапии.

Занятие третье. Цели: Изучение типов темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Стимуляция воображения. Игры “А у тебя что?”, “Подарок”. Упражнения на невербальное общение

Занятие четвертое. Цели: Эмоции. Изучение своих и чужих эмоциональных реакций. Профориентационное тестирование. 1. Игра “Чижик-пыжик” (разделиться на пары и провести диалог из этой песенки предельно эмоционально: для каждой пары свои эмоции: радость - печаль, удивление - страх, восторг - ненависть, осуждение - злорадство, любопытство – безразличие). 2. Игра “Город сиамских близнецов”. (участники группы делятся на пары; ноги каждой пары скручиваются бинтами; в таком состоянии пары должны передвигаться и выполнять просьбы и поручения друг друга и ведущего). 3. Упражнение “Прямой эфир”. (участники делятся на три подгруппы, каждая из которых получает задание: представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче для подростков и вы должны дать телезрителям рекомендации, которые помогут им не смущаться, пережить ссору с другом, помириться с родителями (свой вариант для каждой подгруппы). Время в эфире пять минут; вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько. Участники подготавливаются к эфиру в течение пятнадцати минут, затем каждая подгруппа показывает свой вариант передачи в “прямом эфире”. После этого проводится групповое обсуждение, в ходе которого дети отмечают удачные и неудачные рекомендации своих согруппников). 4. Тестирование на предмет будущей профессии по методикам “Ценностные ориентации” Рокича и “Определение предпочтительного типа будущей профессии” Климова. 5. Медитация “Горная вершина”. Домашнее задание: рассказать родителям о результатах профтестирования, обсудить с ними приемлемый вариант будущей профессии. Быть готовым рассказать об этом разговоре на группе.

Занятие пятое. Цели: Обсуждение понятия “позитивирование”. Обучение приёмам релаксации.

 Занятие шестое. Цели: Развитие активного внимания. Формирование “образа достижений”. Разминка. Игра “Японская машинка”. Упражнение “Школьная поддержка”.

Занятие седьмое. Лекция “Эффективные коммуникации”. Игры: “Испорченный телефон”, “Скульптура”, “Разговор через стекло”, “Передача предмета”, “Фотограф”.

Занятие восьмое. Цель: Анализ личностных проблем каждого участника группы. Упражнения на общение, пантомима.

Занятие девятое. Занятие проводилось с родителями. Название встречи: “Как достичь лучшего эмоционального контакта с детьми?” Ролевые игры “Приготовление уроков”, “Опять двойка”.

Занятие десятое проводилось в тёмной комнате при свечах, что способствовало откровенности и укрепляло чувство безопасности каждого члена группы.

Встреча одиннадцатая проводилась только с родителями.

 

Работа с подростками наглядно показывает, насколько правильно и уместно применение игр и упражнений в такого рода встречах. С помощью игр была достигнута сплочённость подростков, дети приобрели знания о своих и чужих эмоциональных реакциях.

Игры были очень эффективным помощником в создании высокого эмоционального подъёма, в знакомстве с вербальными и невербальными техниками общения, в обеспечении положительной групповой динамики, в стимуляции воображения, в развитии потребности в самонаблюдении.

Тренировка навыков общения проводилась исключительно с помощью игр. Когда возникала необходимость в создании фрустрационной напряжённости (для более глубокого сплочения членов группы), то и в этом помогали правильно подобранные игры.

В результате проведенных групповых занятий с использованием игр и упражнений все дети в той или иной мере избавились от заявленных проблем и в дальнейшем продолжали поддерживать отношения друг с другом (встречаться, ходить в кино, выезжать на пикники) вне группы.

После окончания работы родители сообщали о повышении эмоциональной устойчивости детей, снижении уровня тревожности, об увеличении числа друзей и о налаженных внутрисемейных контактах.

Используются технологии uCoz