ПРИМЕНЕНИЕ
КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ
Добробабенко
Е. В.,
психолог
“Человек
играет только тогда, когда он в
полном значение
слова человек, и он бывает
человеком
лишь тогда, когда играет”
Ф. Шиллер
Игрой интересовались
Гераклит, Платон, Плотин, Шекспир. Бахтин говорил, что контекст
игры – это атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений.
В детской игре идёт соотношение “Я – Другие”, намечается понимание
зависимости от товарищей по игре. К особенностям игры относится
также её эвристичность, дух творчества, пронизывающий все действия
игры.
Эффективность
использования игр или структурированных упражнений в психологии
неоспорима.
Среди психологов интерес к
игре является традиционным. Над игровой терапией работали и Мюллер,
и Валлон, и Выгодский, и Гросс, и Морено, и Фрейд, и Клайн, и Эльконин,
и Запорожец, и Коффка, и Леонтьев, и Пиаже, и Рубинштейн, и Штерн.
Игровая психотерапия с детьми
способствует коррекции функций общения с разными людьми в различных
ситуациях. Игра стимулирует развитие отстающих высших психических
функций ребёнка, тренирует навыки деятельности. Игра раскрепощает
воображение, выполняет символическую функцию, позволяет выразить
себя и свои проблемы через действие, а не через слова, что особенно
важно для детей раннего и дошкольного возраста.
Тем не менее,
учитывая огромное число других психотерапевтических методик, в индивидуальном
консультировании игровая терапия используется не всегда, в то время как групповая терапия
и тренинги немыслимы без применения структурированных упражнений,
игр.
Структурированные
упражнения способствуют развитию группы и целенаправленному обучению.
Выполняя упражнения и участвуя в играх, члены той или иной группы
активно содействуют достижению общегрупповых и индивидуальных целей.
Кроме того, практические упражнения и игры способствуют сплочению
группы, снижая барьеры, которые препятствуют эмоционально открытому
общению. Игры и упражнения помогают выявлять общие интересы и разрешать
индивидуальные и общегрупповые проблемы.
Индивид ведет
себя в игре на максимуме проявлений физических сил, интеллекта,
творчества.
Игра
служит эффектным средством социализации и адаптации к обстоятельствам
жизни, нейтрализации стрессосопровождающих нагрузок. Психологическими
механизмами игры являются вытеснение, сублимация, замещения. Динамика
замещения в игре развёртывается в подлежащем контролю и экспериментированию
пространстве, что отличает игру от рациональных и идеальных способов
и сфер замещения (сновидения, фантазии). Игра сама по себе особое
поле самовыражения, в котором человек наиболее естественен, искренен,
открыт.
В
психокоррекционных группах упражнения ставят перед участниками новые
вопросы и вызывают у них новые чувства, подлежащие дальнейшему исследованию.
С их помощью можно моделировать и осваивать новые формы поведения.
Упражнениями не стоит пользоваться необдуманно, иначе занятия могут
превратиться в бесконечную череду салонных игр, а руководитель при
этом станет не более чем затейником. Неопытные или неподготовленные
руководители часто используют игры для того, чтобы прикрыть своё
невежество или отсутствие навыков руководства группой. Эта стратегия
опасна в случаях, когда руководитель не понимает смысла и возможностей
упражнения.
Упражнения надо применять
своевременно, в соответствии с поставленной целью. Нужно учитывать,
что та или иная игра может дать участникам. Говоря проще, к использованию
игр надо относится со всей ответственностью и профессионализмом.
Собственный
опыт автора, связанный с применением игр и упражнений в подростковых
группах будет проведён на примере одной из таких групп.
Первоначально
мои занятия с подростками назывались “Популярная психология”, и
это название достаточно точно описывало их предполагаемое содержание.
Но, поговорив с родителями, я поняла, что их запросы и трудности
их детей несколько иного свойства. Родители сообщали о наличии у
детей конкретных индивидуальных проблем и о готовности – своей и
детей – работать над их преодолением.
Поэтому предварительно были
проведены индивидуальные консультации с каждым ребёнком и с каждым
родителем. Целью консультаций было выявление реальных проблем детей.
Таковыми оказались тревожность, мнительность, неустойчивая (заниженная)
самооценка, сильная застенчивость, скованность, неумение общаться
и неуверенность в общении. Кроме того, предварительные консультации
должны были помочь понять, не противопоказана ли кому-то из детей
работа в группе. Такими противопоказаниями к участию в группе могли
стать агрессивность (кроме слабо выраженной) и явно отрицательное
отношение к будущей работе у подростка. В ходе консультаций необходимо
было также обратить внимание на уровень интеллекта, так как необходимым
условием участия в группе являлось соответствие интеллекта подростка
его возрасту.
После предварительных консультаций
была создана группа из 9 подростков разного темперамента в возрасте
11-14 лет, и с ними было проведено 10 занятий длительностью полтора
часа каждое.
Группа имела закрытый характер,
участников, прошедших через аналогичные группы, в ней не было.
Далее
я привожу краткое описание занятий и развёрнутое описание двух встреч.
Занятие
первое.
Цель:
знакомство группы с преподавателем; знакомство участников группы
друг с другом и начало эмоционального объединения детей. Беседа
с детьми. Игры “Снежный ком”, “Путаница”, “Тик-так”, “Этюды”. Упражнения
“Жмурки”, “Постройся”.
Занятие
второе.
Цели:
Создание и сохранение высокого эмоционального подъёма. Знакомство
с невербальными техниками общения. Изучение понятия письмотерапии.
1. Объявление о том, что вывешен стенд, к которому каждый может
подойти и анонимно записать на нем тревожащие его вопросы. 2. Игра
“Передача воображаемого предмета”. 3. Упражнение на невербальное
общение. 4. Функциональная тренировка поведения (а. Объяснить своё
опоздание, не оправдываясь. Принять решение в случае следующего
опоздания выполнить любое задание группы. б. Спокойно и аргументировано
отказаться делать длинный доклад к следующему занятию). 5. Игра
“Мелодия из хлопков” (по кругу, хлопая в ладоши, сыграть мелодию,
например, “в траве сидел кузнечик”; каждый делает
только один хлопок). 6. Упражнение “Комплиментарий” (участники встают
в два круга внутренний и внешний лицом друг другу; необходимо сказать
тому, кто напротив тебя что-то приятное; затем все сдвигаются на
шаг, и всё повторяется). 7. Лекция на тему письмотерапии.
Занятие
третье.
Цели: Изучение типов темперамента (холерик, флегматик, сангвиник,
меланхолик). Стимуляция воображения. Игры “А у тебя что?”, “Подарок”.
Упражнения на невербальное общение
Занятие
четвертое.
Цели:
Эмоции. Изучение своих и чужих эмоциональных реакций. Профориентационное
тестирование. 1. Игра “Чижик-пыжик” (разделиться на пары и провести
диалог из этой песенки предельно эмоционально: для каждой пары свои
эмоции: радость - печаль, удивление - страх, восторг - ненависть,
осуждение - злорадство, любопытство – безразличие). 2. Игра “Город
сиамских близнецов”. (участники группы делятся на пары; ноги каждой
пары скручиваются бинтами; в таком состоянии пары должны передвигаться
и выполнять просьбы и поручения друг друга и ведущего). 3. Упражнение
“Прямой эфир”. (участники делятся на три подгруппы, каждая из которых
получает задание: представьте, что вас пригласили на телевидение
для участия в передаче для подростков и вы должны дать телезрителям
рекомендации, которые помогут им не смущаться, пережить ссору с
другом, помириться с родителями (свой вариант для каждой подгруппы).
Время в эфире пять минут; вести передачу может как один представитель
подгруппы, так и несколько. Участники подготавливаются к эфиру в
течение пятнадцати минут, затем каждая подгруппа показывает свой
вариант передачи в “прямом эфире”. После этого проводится групповое
обсуждение, в ходе которого дети отмечают удачные и неудачные рекомендации
своих согруппников). 4. Тестирование на предмет будущей профессии
по методикам “Ценностные ориентации” Рокича и “Определение предпочтительного
типа будущей профессии” Климова. 5. Медитация “Горная вершина”.
Домашнее задание: рассказать родителям о результатах профтестирования,
обсудить с ними приемлемый вариант будущей профессии. Быть готовым
рассказать об этом разговоре на группе.
Занятие
пятое.
Цели:
Обсуждение понятия “позитивирование”. Обучение приёмам релаксации.
Занятие шестое. Цели: Развитие
активного внимания. Формирование “образа достижений”. Разминка.
Игра “Японская машинка”. Упражнение “Школьная поддержка”.
Занятие седьмое.
Лекция “Эффективные
коммуникации”. Игры: “Испорченный телефон”, “Скульптура”, “Разговор
через стекло”, “Передача предмета”, “Фотограф”.
Занятие восьмое. Цель: Анализ
личностных проблем каждого участника группы. Упражнения на общение,
пантомима.
Занятие девятое. Занятие проводилось
с родителями. Название встречи: “Как достичь лучшего эмоционального
контакта с детьми?” Ролевые игры “Приготовление уроков”, “Опять
двойка”.
Занятие
десятое проводилось
в тёмной комнате при свечах, что способствовало откровенности и
укрепляло чувство безопасности каждого члена группы.
Встреча одиннадцатая проводилась
только с родителями.
Работа с подростками наглядно
показывает, насколько правильно и уместно применение игр и упражнений
в такого рода встречах. С помощью игр была достигнута сплочённость
подростков, дети приобрели знания о своих и чужих эмоциональных
реакциях.
Игры были очень эффективным
помощником в создании высокого эмоционального подъёма, в знакомстве
с вербальными и невербальными техниками общения, в обеспечении положительной
групповой динамики, в стимуляции воображения, в развитии потребности
в самонаблюдении.
Тренировка навыков общения
проводилась исключительно с помощью игр. Когда возникала необходимость
в создании фрустрационной напряжённости (для более глубокого сплочения
членов группы), то и в этом помогали правильно подобранные игры.
В результате проведенных групповых
занятий с использованием игр и упражнений все дети в той или иной
мере избавились от заявленных проблем и в дальнейшем продолжали
поддерживать отношения друг с другом (встречаться, ходить в кино,
выезжать на пикники) вне группы.
После окончания работы родители
сообщали о повышении эмоциональной устойчивости детей, снижении
уровня тревожности, об увеличении числа друзей и о налаженных внутрисемейных
контактах.
|