содержание книги
обложка книги
 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИГРОВЫХ И НЕИГРОВЫХ СИТУАЦИЯХ ОБУЧЕНИЯ

С.В. Григорьев,

канд. психол. наук,
зав. сектором развития игровой культуры
отдела игры МГДД(Ю)Т, главный координатор МОДИ

М.В.Мурашова,
соискатель Института психологии РАН

Развитие современных игровых технологий, создание и активное внедрение учебно-дидактических, деловых, организационно-управленческих и иных видов развивающих игр и игровых программ остро ставит проблему их действительного влияния (заметим, не только позитивного) на личностное развитие. Важнейшей ценностью современного образования, частью которого является процесс обучения, является ориентация на самоопреде­ление взрослеющего человека - становление его подлинным субъектом собственного жизненного пути, вполне осознающего свою связь с окружающими его людьми и Миром. В этом смысле психолого-педагогическая проблема “идентификация - идентичность” интенсивно меняющейся, получающей образование личности, является одной из центральных.

Психология идентификации личности предполагает исследование особенностей и способностей проявляющихся в разных жизненных ситуациях как устойчивые характеристики индивидуальности. При этом важное значение мы придаем специальному психологическому анализу игровых и неигровых ситуаций как разных возможностей для проявления личностного самовыражения и развития. Концепции психосоциальной идентичности (Э.Эриксон,1967), социальной самокатегоризации Дж.Тернера (1987), подхода С.Московичи (1984) к формированию социальных представлений по типу идентификационной матрицы и др. обращены, прежде всего, к результирующим аспектам поиска личностной идентичности. Однако, применительно к этапам взросления личности особенно актуально рассмотрение процессуально-динамических аспектов и психологических механизмов поиска идентичности в том числе в игровых и празднично-игровых ситуациях, характеризующихся большими возможностями свободного самовыражения. Методы игрового моделирования все более активно входят в образовательную практику. Актуально изучение процессов европейской и национальной идентификации, формирование этнокультурной толерантности студентов разных вузов в различных ситуациях обучения.

В рамках пилотажного эксперимента нами была проведена экспертная оценка включения игровых форм (деловых, ситуационно-ролевых, ситуационных, имитационных и др.) в процесс обучения в ряде школ, колледжей и вузов. Обнаружена связь между общим уровнем и рейтингом образовательного учреждения и количеством, разнообразием используемых игровых технологий, игр, тренингово-игровых форм в обучении. Особенно отчетливо это проявляется в колледжах и вузах педагогической направленности, однако по уровню применения игровых технологий и игр они часто отстают от вузов экономического, особенно финансового, а также юридического профиля. Оценка нами европейской-национальной идентификации на разных этапах обучения в разных вузах осуществлялась по семибальной шкале, где максимальная оценка идентичности соответствовала 7 баллам. Общая выборка составила 430 человек, при этом 118 респондентов были включены в субъектно-биографическое интервьюирование по проблеме исследования.

Приведем средние сравнительные показатели российской и европейской идентичности студентов разных вузов в игровых и неигровых ситуациях, полученные по модифицированной шкале измерения национальной и европейской идентичности М. Cinnirella в варианте, предложенном С.В.Григорьевым (1999).

 

 

Вопрос

Студенты-педагоги

Студенты - налоговые
полицейские

 

Европейская идентичность

 

Российская идентичность

Европейская идентичность

Российс-кая идентичность

В какой степени Вы ощущаете себя евро­пейцем/россиянином?

3,79

5,21

4,30

6,31

Насколько важно для Вас быть европейцем/россия­нином?

3,79

4,93

3,80

5,80

Как Вы считаете, на­сколько Вы похожи на среднего европейца/рос­сиянина?

3,36

3,86

3,70

5,20

 

 

 

Как видно по материалам проведенного исследования, важными показателями являются соотношение европейской-российской идентичности, общий уровень этих показателей, а также изменения и особенности иден­тичности в разных вузах, ориентированных на освоение конкретных профессий. Одно из основных положений Э.Эриксона состоит в том, что “идентичность динамична и никогда не достигает завершенности”. Действительно, на разных этапах обучения достаточно заметно меняются многие характеристики европейской и российской идентичности. Существенное влияние оказывает возможность имитационно-игрового моделирования разных ситуаций, влияющих на экспликацию личностных представлений о типичных представителях разных этнокультурных групп населения, осо­бенностях менталитета и своеобразии реального образа жизни и поведения. В настоящее время активно разрабатываются специальные тренингово-игровые формы, позволяющие оптимизировать межкультурный диалог.1 Важным моментом исследования процессов идентификации является возможность через соотнесение игровых и неигровых ситуаций выйти на проблему индивидуально-типологических особенностей процессов идентификации. В частности, можно говорить об относительно устойчивом, колеблющемся и ситуативно меняющемся вариантах проявления этнокультурной идентификации. Особого внимания заслуживает анализ известных феноменов, связанных с особенностями процесса идентификации личности, таких как "преждевременная идентичность" (А.Ватерман), "переплетенная идентичность" (А.Мартинелли), "взаимодействие идентификации - обособления" (В.С.Мухина), "качели идентификации" (С.В.Григорьев). Изучение общих закономерностей в процессе идентификации должно быть тесно связано с построением открытых типологий (по методу К.А.Абульхановой-Славской) и конкретным анализом реальной личности и реального процесса ее идентификации на разных этапах жизненного пути.

В недавнем диссертационном исследовании В.В.Марченко (2000 г.) предлагается рассматривать концептуальный комплекс "идентичность - тождество - единство", что оказывается продуктивным в сравнительном анализе личности в учебных и игровых (в том числе учебно-игровых) ситуациях с выраженными элементами переходных субъектных позиций. В докторском исследовании Л.Б.Шнейдер идентификация рассматривается как интегративный психологический феномен, обеспечивающий "целостность, тождественность и определенность". Сформированность идентичности является, по М.Р.Гинзбургу, показателем социализации и уровня личностного развития. Личностная ориентированность обучения - важ­нейшее требование качественного образования вне зависимости от его ин­ституциональных форм и возраста обучаемых. Современное образование включает в себя многообразные возможности, формы и технологии, ориентированные на оптимальное и эффективное достижение целей - пред­восхищение результата и антиципацию перспектив личностного развития. Использование активных методов обучения (среди них предметом нашего внимания являются игровые технологии образования) часто обосновывается не столько собственно эффективностью их применения, сколько возможность центрировать внимание преподавателя на высших формах личностной активности в процессе обучения, что дает более высокий уровень эвристичности и творческого отношения к обучению и обучаемых, и обучающих.

III. Современные игровые технологии

  и актуальная игропрактика

Используются технологии uCoz