ПРИМЕНЕНИЕ
КОМПЬЮТЕРОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ
ЛЕЧЕНИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБУЧЕНИИ
Н.Н.
Кулишов,
Российский
реабилитационный центр “Детство” г. Москва
В
арсенале относительно новых, “высокотехнологичных” средств реабилитации,
используемых в реабилитации детей с проблемами в обучении, все более
прочные позиции занимают методы, основанные на использовании компьютерных
программ. Применение компьютеров в реабилитационном
процессе может быть весьма многогранным и обширным, но прежде всего
это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из
методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.
Основной
целью применения развивающих компьютерных игр является стимуляция
интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования
его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных
и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме
того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции
ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую
моторику).
Нами,
например, разработана система реабилитационных мероприятий, включающая
активное использование компьютерных игр для снижения различных дефектов
у детей с ДЦП. Это заболевание, связанное с ранним поражением центральной
нервной системы, часто сопряжено не только с двигательными расстройствами,
но и с серьезными проблемами в развитии эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной
сфер, задержками психоречевого развития. Нередко искажается развитие
личности ребенка, что выражается в нарушении восприятия себя и других,
неадекватности самооценки, не проработанности представлений о себе,
формировании многочисленных защитных комплексов и т.д., сопровождается
серьезными проблемами в межличностном общении со сверстниками и
в семье. Наиболее приемлемой для таких детей следует признать систему
“КИД/Малыш”, из которой мы применяем более 50 развивающих и обучающих
компьютерных игр. Нами предложена определенная методическая схема
использования этих игр в реабилитационном процессе.
Каждая
компьютерная игра является также дополнительным средством диагностики
эмоционально-волевого, личностного развития ребенка, т.к. компьютерная
игра очень наглядно позволяет проследить ее “обратную” связь с ребенком.
В игре проявляются дополнительные нюансы психологического состояния
ребенка, зачастую ускользающие при традиционных методах обследования
психологом. Это позволяет специалисту уточнить картину имеющихся
нарушений, прогнозировать ее дальнейшее течение, более целенаправленно
определить пути коррекции, а также соответствующую методологию.
Благодаря
использованию в рамках школьной общеобразовательной программы игр,
обучающих математике, русскому или английскому языку, анатомии,
географии и т.д. можно сделать нудный и скучный школьный предмет
живым и интересным — таким образом решается проблема реабилитации
педагогически запущенных детей, детей со сниженной мотивацией и
с трудностями в обучении.
Отдельное
место среди компьютерных игр занимают “социальные” компьютерные
игры, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице и т.д.,
что позволяет ребенку-инвалиду адаптироваться к той или иной незнакомой
жизненной ситуации. К сожалению, на компьютерном рынке эти игры
еще не получили должного распространения. На определенном этапе
овладения ребенком компьютерными навыками надо стараться подключать
к играм родителей, по отношению к которым ребенок выступает в роли
инструктора и наставника. В данных условиях он может чему-то научить
родителей, в чем-то оказывается лучше их, что чрезвычайно важно
для психической и эмоциональной реабилитации.
У
некоторых детей с эмоциональной неустойчивостью компьютерные игры
позволяют снять раздражение, недовольство жизнью и окружающими,
что благотворно влияет на их дальнейшее поведение. У детей с ограниченными
физическими возможностями, но с сохранным интеллектом в результате
компьютерной игры снижается ощущение физической неполноценности:
в игре он может то, что в жизни ему недоступно. Компьютерные игры
позволяют не только развивать ребенка, обучать его, но и эффективно
снимают раздражительность, состояние повышенной нервозности, дают
прекрасную эмоциональную разрядку.
|