ОПЫТ
СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ВАРИАНТА
“КЛУБА НА ДОМУ”
В.С.
Аромштам, С.В. Григорьев,
Е.А.
Ефимова, А.В. Самсонова,
сотрудники
отдела игры МГДД(Ю)Т
Современный
пользователь Интернета может обнаружить довольно много “Клубов на
дому”, выступающих в качестве своеобразной формы общения людей.
Всемирные масштабы глобальной информационной сети позволяют найти
друг друга людям, имеющим общие интересы, но находящимся в различных
частях мира. Наш “Клуб на дому” отличается от прочих.
Нельзя
сказать, что “Клуб на дому” является изобретением конца ХХ века.
“Клубы на дому” – клубы по переписке – конкретно в системе просвещения
и воспитания существовали еще в XIX
веке в российских детских и педагогических журналах.
Создателем “Клуба на дому”
в структуре игротеки является Ефим Маркович Минскин (1906-1987 гг.),
организатор отдела игр и развлечений Московского городского Дома
пионеров, первый заведующий этим отделом. Работа с детьми по переписке
была в 1950-70-х гг. одним из видов деятельности игротеки Дома,
а затем Дворца пионеров. Сначала рассылаемым и раздаваемым материалом
были листовки под общей рубрикой “Игротека”. Затем они были объединены в сборники.
В этот период было издано 12 выпусков “Клуба на дому” (некоторые
вышли двумя и более изданиями). Тематика их была весьма разнообразна
– занимательные задания и головоломки, схемы полей для настольных
игр с приложением правил, описание фокусов, забав и аттракционов.
Е.М. Минскин ставил перед “Клубом на дому” задачу: собрать по возможности
постоянный контингент юных читателей – членов “Клуба”, увлечь их
играми и таким образом способствовать распространению игр среди
пионеров и школьников, внедрению игры в семейный досуг.
Контингент участников “Клуба”
формировался во многом за счет посетителей традиционной Недели игры
и игрушки, проходящей во Дворце в осенние школьные каникулы. На
обратной стороне билета из года в год печатался адрес Дворца (и
отдела игры) и приглашение записаться в заочный “Клуб на дому”.
В середине 1980-х гг. “Клуб
на дому” обрел массового читателя: издательство “Малыш” выпустило
две книжки “Клуба”, каждая тиражом 150 тысяч экземпляров. Однако
в них не был указан почтовый адрес Дворца и отдела игры, поэтому
сам смысл клуба по переписке был несколько утрачен.
Деятельность
“Клуба на дому” приобрела новые мотивы в 1990-х годах. В последнее
десятилетие ХХ века вышло 5 выпусков “Клуба” (составители: 1994
г. – Е.В. Борисов, 1996 г. – Е. Дагунц, 1999, 2000 и 2003 гг. –
А.В. Самсонова). Брошюры естественно, получили новое полиграфическое
оформление; задания были подобраны в соответствии с тематикой выпусков
(“Олимпийские игры”; “Сказочные игры”; “Учимся, играя”). Форма общения
с читателями оставалась прежней – по переписке. Переписка с участниками
“Клуба”, которую вела Е.Е. Дагунц, приобрела значительную глубину
и душевность – дети присылали игры и сказки собственного сочинения.
Некоторые из них были использованы в составлении выпуска “Сказочные
игры”.
В
2000 году отдел игры Московского городского Дворца детского (юношеского)
творчества, получив возможность выхода в
Интернет, начал разработку Интернет-проекта. Подключение к
глобальной информационной сети и создание своего сайта http//:igroteka1.narod.ru/
позволило нам не только шире информировать общественность, в первую
очередь, педагогическую, о видах и формах работы отдела, но и начать
работу над Интернет-вариантом
“Клуба на дому”.
В
созданный в 2002/2003 учебном году на сайте отдела игры МГДД(Ю)Т
“Клуб на дому” включены избранные задания из последних печатных
выпусков “Клуба на дому” и “Конкурса смекалки” (последнее – традиционная
заочная форма работы с детьми в контексте “Недели игры и игрушки”).
Задачи,
стоящие перед разработчиками на данном этапе, – это, в первую очередь,
презентация “Клуба на дому” как формы работы с детьми и как формы
дистанционного обучения. Старые формы работы “Клуба” – по переписке
– изживают себя вследствие дороговизны и излишней длительности почтовых
пересылок. Интернет с присущей ему мобильностью сможет удовлетворить
познавательные и развлекательные потребности ребенка.
Не
все задания из ставших классическими (и библиографически редкими)
первых выпусков “Клуба на дому” подходят для помещения их в электронную
версию “Клуба”. Так, не представляется рациональным публикация описаний
подвижных игр, чертежей полей для настольных игр, разразных бумажных
самоделок. Эта проблема решается через привлечение иных источников,
в которых также публиковались аналогичные задания (например, упомянутый
выше “Конкурс смекалки”).
Интернет-вариант
“Клуба на дому” приглашает детей к участию в очно-заочных формах
работы, общение через компьютер станет дополнением к очным встречам
участников. Таким образом, сайт отдела игры МГДД(Ю)Т с “Клубом на
дому” займет своеобразную посредническую нишу для взаимодействия
центров по игре и детей. Итак, для развития “Клуба на дому” имеется
перспектива.
Мы
еще в начале пути и сталкиваемся со многими проблемами: сложная
задача подготовки и отбора игровых заданий с учетом психолого-педагогических
критериев, особенности представления и компьютерного дизайна заданий
в соответствии с практикой интерактивной версии, потребность отдела
игры в сотрудниках со специальной подготовкой, необходимость качественного
повышения уровня технического и методического оснащения проекта,
необходимость оперативного руководства игровой деятельностью участников
“Клуба” в интерактивном режиме и т.п.
Главная
психолого-педагогическая проблема состоит в том, что при обилии
и разнообразии игр и игровых программ в Интернете они развиваются
почти исключительно вне зоны разумного педагогического влияния и,
напротив, ценные воспитательно-развивающие игровые технологии без
специальной поддержки очень трудно пробивают себе дорогу во всемирной
информационной сети.
В настоящее
время чрезвычайно много игровых клубов в Интернете. Принципиальное
отличие нашего “Клуба на дому” в том, что он является педагогически
направленным воздействием на ребенка, и именно в этом направлении
он будет развиваться.
|