содержание книги
обложка книги
 

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ВАРИАНТА

 “КЛУБА НА ДОМУ”

В.С. Аромштам, С.В. Григорьев,

Е.А. Ефимова, А.В. Самсонова,

сотрудники отдела игры МГДД(Ю)Т

Современный пользователь Интернета может обнаружить довольно много “Клубов на дому”, выступающих в качестве своеобразной формы общения людей. Всемирные масштабы глобальной информационной сети позволяют найти друг друга людям, имеющим общие интересы, но находящимся в различных частях мира. Наш “Клуб на дому” отличается от прочих.

Нельзя сказать, что “Клуб на дому” является изобретением конца ХХ века. “Клубы на дому” – клубы по переписке – конкретно в системе просвещения и воспитания существовали еще в XIX веке в российских детских и педагогических журналах.

Создателем “Клуба на дому” в структуре игротеки является Ефим Маркович Минскин (1906-1987 гг.), организатор отдела игр и развлечений Московского городского Дома пионеров, первый заведующий этим отделом. Работа с детьми по переписке была в 1950-70-х гг. одним из видов деятельности игротеки Дома, а затем Дворца пионеров. Сначала рассылаемым и раздаваемым материалом были листовки под общей рубрикой “Игротека”.  Затем они были объединены в сборники. В этот период было издано 12 выпусков “Клуба на дому” (некоторые вышли двумя и более изданиями). Тематика их была весьма разнообразна – занимательные задания и головоломки, схемы полей для настольных игр с приложением правил, описание фокусов, забав и аттракционов. Е.М. Минскин ставил перед “Клубом на дому” задачу: собрать по возможности постоянный контингент юных читателей – членов “Клуба”, увлечь их играми и таким образом способствовать распространению игр среди пионеров и школьников, внедрению игры в семейный досуг.

Контингент участников “Клуба” формировался во многом за счет посетителей традиционной Недели игры и игрушки, проходящей во Дворце в осенние школьные каникулы. На обратной стороне билета из года в год печатался адрес Дворца (и отдела игры) и приглашение записаться в заочный “Клуб на дому”.

В середине 1980-х гг. “Клуб на дому” обрел массового читателя: издательство “Малыш” выпустило две книжки “Клуба”, каждая тиражом 150 тысяч экземпляров. Однако в них не был указан почтовый адрес Дворца и отдела игры, поэтому сам смысл клуба по переписке был несколько утрачен.

Деятельность “Клуба на дому” приобрела новые мотивы в 1990-х годах. В последнее десятилетие ХХ века вышло 5 выпусков “Клуба” (составители: 1994 г. – Е.В. Борисов, 1996 г. – Е. Дагунц, 1999, 2000 и 2003 гг. – А.В. Самсонова). Брошюры естественно, получили новое полиграфическое оформление; задания были подобраны в соответствии с тематикой выпусков (“Олимпийские игры”; “Сказочные игры”; “Учимся, играя”). Форма общения с читателями оставалась прежней – по переписке. Переписка с участниками “Клуба”, которую вела Е.Е. Дагунц, приобрела значительную глубину и душевность – дети присылали игры и сказки собственного сочинения. Некоторые из них были использованы в составлении выпуска “Сказочные игры”.

В 2000 году отдел игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, получив возможность выхода в
Интернет, начал разработку Интернет-проекта. Подключение к
глобальной информационной сети и создание своего сайта
http//:igroteka1.narod.ru/ позволило нам не только шире информировать общественность, в первую очередь, педагогическую, о видах и формах работы отдела, но и начать работу над Интернет-вариантом  “Клуба на дому”.

В созданный в 2002/2003 учебном году на сайте отдела игры МГДД(Ю)Т “Клуб на дому” включены избранные задания из последних печатных выпусков “Клуба на дому” и “Конкурса смекалки” (последнее – традиционная заочная форма работы с детьми в контексте “Недели игры и игрушки”).

Задачи, стоящие перед разработчиками на данном этапе, – это, в первую очередь, презентация “Клуба на дому” как формы работы с детьми и как формы дистанционного обучения. Старые формы работы “Клуба” – по переписке – изживают себя вследствие дороговизны и излишней длительности почтовых пересылок. Интернет с присущей ему мобильностью сможет удовлетворить познавательные и развлекательные потребности ребенка.

Не все задания из ставших классическими (и библиографически редкими) первых выпусков “Клуба на дому” подходят для помещения их в электронную версию “Клуба”. Так, не представляется рациональным публикация описаний подвижных игр, чертежей полей для настольных игр, разразных бумажных самоделок. Эта проблема решается через привлечение иных источников, в которых также публиковались аналогичные задания (например, упомянутый выше “Конкурс смекалки”).

Интернет-вариант “Клуба на дому” приглашает детей к участию в очно-заочных формах работы, общение через компьютер станет дополнением к очным встречам участников. Таким образом, сайт отдела игры МГДД(Ю)Т с “Клубом на дому” займет своеобразную посредническую нишу для взаимодействия центров по игре и детей. Итак, для развития “Клуба на дому” имеется перспектива.

Мы еще в начале пути и сталкиваемся со многими проблемами: сложная задача подготовки и отбора игровых заданий с учетом психолого-педагогических критериев, особенности представления и компьютерного дизайна заданий в соответствии с практикой интерактивной версии, потребность отдела игры в сотрудниках со специальной подготовкой, необходимость качественного повышения уровня технического и методического оснащения проекта, необходимость оперативного руководства игровой деятельностью участников “Клуба” в интерактивном режиме и т.п.

Главная психолого-педагогическая проблема состоит в том, что при обилии и разнообразии игр и игровых программ в Интернете они развиваются почти исключительно вне зоны разумного педагогического влияния и, напротив, ценные воспитательно-развивающие игровые технологии без специальной поддержки очень трудно пробивают себе дорогу во всемирной информационной сети.

В настоящее время чрезвычайно много игровых клубов в Интернете. Принципиальное отличие нашего “Клуба на дому” в том, что он является педагогически направленным воздействием на ребенка, и именно в этом направлении он будет развиваться.

Используются технологии uCoz