Занимательная
наука “Маленьких находчивых”
Ю.Г. Ивченко,
директор детского
центра изобретательства
и предпринимательства
“Очкарик”
Ни для кого не является секретом,
как бедна наша школа. Не хватает денег на приобретение физических
и других приборов. А ведь этому горю можно помочь. Причём главным
помощником в этом деле могут быть сами учащиеся. За опытом не надо
ехать за границу. Более 10 лет на ВВЦ работал клуб “Маленькие находчивые”.
Клуб
через разработку, изготовление, демонстрацию физических, химических
и других приборов, игрушек приближал знания детей к творческому
пониманию. Такая творческая деятельность пробуждала интерес к физике
и другим наукам даже у тех детей, которые до этого никогда прежде
не интересовались ими. Отличительной особенностью работы центра
было то, что практически всё изготавливалось из отходов жизнедеятельности
человека: бутылок, пипеток, проволоки, пробок, поролона, поломанных
приборов и игрушек, и многого другого. Причём с помощью бутылок
и пипеток понимание законов приходило гораздо быстрее, чем объяснения
во время школьных занятий.
Следовательно,
с помощью детей, подсобных материалов, уроков труда школа сама в
состоянии изготовить большое количество простых демонстрационных
приборов и не расходовать деньги на приобретение их втридорога в
учколлекторах. Оставшиеся деньги можно потратить на другие нужды.
Опыт
работы клуба в настоящее время используется некоторыми школами Москвы
и Московской области: УВК № 1862, школой № 1624 “Созвездие”, школой
№ 1739 и другими.
Только на выставке “Архимед
2002” участники клубов “Маленькие находчивые” демонстрировали более
50 физических и других законов с помощью изготовленных ими приборов.
На той же выставке Детский центр изобретательства и предпринимательства
“Очкарик” демонстрировал приборы, защищённые патентом и свидетельством
России.
А
ведь такие приборы могут быть изготовлены в каждой школе. Автор
готов услышать возражения – нет, не в каждой. А здесь уже может
пригодиться опыт предпринимательской деятельности нашего центра.
Для
того, чтобы быстро приобрести достаточное количество приборов для
школы, для музея развивающих игр и для других учреждений образования
необходимо, чтобы хотя бы в четырёх-пяти школах начали изготовление
трёх-четырёх приборов, а затем провести обмен. Предварительно можно
согласовать технические условия, стоимость и другие вопросы. Так
в школе можно организовать серийное производство, школа начнёт зарабатывать
себе деньги.
По
нашей инициативе в 1990 году в Праге, в 1995 году в Париже, в 1997
году в Кувейте на международных выставках по предварительной договорённости
между клубами России, Чехии, Словакии, Франции, Кувейта были проведены
бартерные обмены. В результате в нашем музее появилось более 200
экспонатов.
Мы
призываем всех заинтересовавшихся воспользоваться нашим опытом.
|