ОПЫТ АПРОБАЦИИ
КОНСТРУКТОРА “ТАКЕШИ”
В РАМКАХ АВТОРСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
“ИГРОВОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ”
А.В.
Самсонова,
методист отдела
игры МГДД(Ю)Т
В 70-х годах двадцатого века немецкие
ученые из института им. Маркса Планка придумали своего рода бильярд
на криволинейной поверхности для наглядного представления законов
столкновения элементарных частиц. Советский изобретатель Дмитрий
Кожевников со своими соратниками пошел дальше, использовав разработки
немецких ученых для создания моделей правильных многогранников,
существующих в природе. Если в этих моделях грани многогранников
заменить кольцами, получаются “кольцегранники”, для сборки которых
из гибких трубочек-элементов и был создан первый конструктор “Магеом”.
Первоначально обучающий игровой набор “Магическая геометрия” предполагалось
использовать, в основном, для изготовления моделей атомов и молекул,
однако, конструктор очень быстро стал использоваться и для создания
объемных геометрических фигур и ассоциативных форм.
В
течение полутора месяцев (март-апрель 2002 г.) в группах “Игровое
конструирование” (педагоги: З.К. Самсонова и А.В. Самсонова) проводилась,
по просьбе разработчиков, апробация нового трубочного конструктора
“Такеши”, созданного на основе конструктора “Магеом” – магическая
геометрия. Авторами патента на “Магеом” являются бывший сотрудник
отдела игры Е.С. Никитин и изобретатель Д.Н. Кожевников. Конструктор
“Такеши” представляет собой набор гибких трубок и переходников,
выполненных из цветного пластика. К неоспоримым достоинствам относится
то, что поделки легко собираются в трехмерной проекции, таким образом
идет активное формирование абстрактного, трехмерного, объемного
мышления ребенка.
Разработчиками
“Такеши” был поставлен перед педагогами ряд вопросов, на которые
в ходе полуторамесячной апробации были получены ответы, приведенные
ниже.
Вопрос
разработчиков:
“Каково место конструктора в игровой среде ребенка до 5 лет, от
5 до 6, 6 летнего возраста, мальчика/ девочки?”
Конструирование
– часть той разнообразной содержательной деятельности, в которой
дети активно себя проявляют, с помощью которой отражают свои впечатления
об окружающем мире, познают под руководством взрослых – педагогов,
родителей, воспитателей – новые для себя явления.
В
процессе целенаправленной деятельности у ребенка закладываются прижизненные
механизмы функционирования системы сознательной деятельности, благодаря
которой он не только усваивает знания, умения и навыки, социальный
опыт людей, но и формирует свое восприятие, мышление, воображение,
чувства и волю, словом, свое активное, сознательное отношение к
действительности и мотивы своих действий и поведения. Различные
игровые среды помогают всесторонне развить детей и дать им необходимую
подготовку для усвоения школьной программы. Разработки, экспериментальная
апробация и активное внедрение затем различных конструкторов, ориентированных
на творчество, развитие и игру, помогают формировать ребенка как
творческую, всесторонне развитую личность, удачно дополняют занятия,
проводимые с учебными группами. Усвоенные приемы и навыки конструирования
и технические умения, приобретенные детьми в процессе работы, придают
им уверенность в выборе замысла и собственных силах.
В
структуре интеллекта особая роль принадлежит наблюдательности, абстрагированию
и обобщающей деятельности ребенка, которые создают условия для объединения,
накопления и трансформации знаний о мире вещей и явлений в единую
систему взглядов, определяющих нравственную позицию конкретной личности,
формирования ее способностей, направленности, характера. Приобретаемые
в процессе обучения знания, навыки, умения помогают ребенку формировать
представления об окружающем мире, постигать законы развития природы
и общества, взаимоотношения людей, задумываться о месте конкретного
человека в обществе. Именно поэтому наличие ярких красок, образцов,
моделей или рисунков помогает в обучении конструированию, особенно
на ранних этапах.
Каждый
год жизни ребенка несоизмерим по емкости, темпам развития и накопления
информации с жизнью взрослого человека. С 5-летнего возраста ребенок
начинает воспринимать авторитет взрослого человека – педагога, воспитателя,
может сохранять устойчивое внимание на протяжении 20-30 минут, следовать
указаниям педагога, выразить собственное мнение, проявить фантазию.
В этом возрасте очень развито подражание. Ребенок очень редко может
придумать свою собственную игрушку и тем более трудно ему осуществить
это практическим образом. К 6-ти годам развивается воображение,
мелкая моторика, накапливаются навыки работы с конструктором, и
в 6-ти летнем возрасте ребенок уже сам способен творить без образцов
для подражания, педагог только направляет его деятельность. Безусловно,
в этом возрасте ребенок нуждается в одобрении, похвале, признании.
Эстетическая составляющая конструктивного материала (цветовая гамма)
мягкость и пластичность материала также играют важную роль.
Если
в 5-летнем возрасте обучение конструированию и работа с конструктором
идет по принципу: “делай, как я”, то в 6-летнем возрасте такой прием
будет тормозить развитие ребенка. Несомненными плюсами работы с
конструктором вообще, и с “Такеши” в частности, являются развитие
мелкой моторики пальцев рук и, как следствие, развитие мышления,
благодаря которому ребенок познает не только то, что непосредственно
воспринимает с помощью органов
чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано
лишь в результате анализа, сравнения, обобщения, воображения, сознания,
речи. Работа с цветом и формой, выводящей из плоскости в трехмерное
пространство, дают толчок к развитию вкуса, абстрактного, пространственного
и логического мышления, развивается индивидуальность: дети очень
редко копируют друг друга, они хотят и могут создать что-то свое,
не похожее на работы товарищей. Важно, чтобы самостоятельная, творческая
работа была оценена взрослыми. Занятия должны строиться последовательно,
от простого к сложному, через систему промежуточных этапов, где
педагог объясняет и отрабатывает основные приемы и навыки работы
с конструктором.
Несомненно,
развитие детей начинается гораздо раньше, с ними нужно заниматься
активно и регулярно, однако “Такеши” для детей младше 5 лет абсолютно
непригоден и даже вреден, поскольку большое количество мелких деталей
может быть опасным для здоровья. Возможно, целесообразным было бы
создание демонстрационных образцов большего размера, рассчитанных
на более младший возраст.
Разница
между 5-летними мальчика и девочками практически незаметна. В этом
возрасте они одинаковы в своем стремлении и способности к обучению.
Однако уже в 6-летнем возрасте девочки заметно опережают мальчиков
на уровне восприятия новой информации, копирования, практических
действий. Но у мальчиков часто присутствует стремление быть впереди,
не отстать, они стараются подражать и тянуться за девочками, это
дает ощутимый импульс развития.
Вопрос
разработчиков:
“Какова должна быть игровая среда ребенка?”
Приобщение
ребенка к культуре человечества происходит в результате разных способов
деятельности, направленных на взаимодействие с теми или иными предметами
и материалами, изучением их свойств и возможностью их использования.
Овладевая постепенно предметным миром, ребенок учится воздействовать
на него, осуществлять свои цели и намерения. Соответственно, разной
может быть и игровая среда. Дома ребенок часто занимается один.
В этом случае конструктору отводится огромная роль, ребенок погружается
в мир собственных фантазий. В кружке, где дети работают в группе,
можно работать вместе, сравнить, получить признание. Ребенок учится
взаимодействовать с коллективом, ему нужны похвала и оценка его
деятельности. Возможны групповые формы работы. Дети создают абстрактных
животных, транспортные средства, дома и сооружения. Опыт создания
из деталей конструктора конкретного, задуманного изначально, приходит
к ребенку в возрасте от 6 лет и старше. Модель для сборки, данную
в качестве образца в инструкции, способен увидеть, осознать и перенести
из плоскости в объемную форму ребенок старше 6 лет, часто уже ученик
начальной школы. Эта особенность развития связана с формированием
более высокого уровня мышления, присущего более старшему возрасту.
Конструктор – способ осуществления фантазии ребенка, но что-то сделав,
поиграв, ребенок стремится к новым рубежам. Таким образом, довольно
быстро прежняя поделка будет разобрана, и не только потому, что
материал будет нужен для создания новой игрушки.
Несовместимых
игрушек не существует. Ребенок всему найдет место. Дети часто совмещают
гибкий конструктор и конструктор из твердой пластмассы, конструктивную
поделку и готовую игрушку – куклу, машину, но не в одной поделке,
а в игре или ряде игр.
Вопрос
разработчиков:
“Каков стиль общения вокруг конструктора?”
Ребенок-интроверт
5-6 лет может ни с кем не делиться своими успехами; ему достаточно
удовлетворения от результата своей работы; ребенку-экстраверту необходимо
поощрение, положительная оценка его работы со стороны взрослых и
товарищей.
В
школе дети рассказывают друг другу о своих увлечениях, типах конструкторов,
делятся друг с другом, кто что собрал (собирает). Поделки не разбирают
долго, демонстрируя их товарищам, но потом надолго теряют к ним
интерес, если его не разделяют одноклассники.
Личность
ребенка, как единая динамичная система, требует для своего развития
процессов познания, общения и труда, а на первых этапах жизни ребенка
решающим фактором формирования и развития его психики, основой деятельности
выступает игра. Присутствие взрослых, способных оказать поддержку
и помочь советами, является элементом, способствующим продолжительной
концентрации и выполнению сложных действий при работе с конструктором.
В одиночестве ребенку трудно поддерживать игровую деятельность;
мышление и воображение имеют, в качестве своего отправного пункта,
диалог с партнером; без поддержки последнего конструкция быстро
распадается, по крайней мере, в период раннего детства. Развитие
мышления в значительной степени определяется возможностью диалога,
в процессе которого ребенок усваивает те модели и методы, которые
позволяют ему действовать самостоятельно.
|