содержание книги
обложка книги
 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

В ИЗУЧЕНИИ ИГР И ПРАЗДНИКОВ МОСКОВИИ

Е.В. Борисов,

 методист отдела игры МГДД(Ю)Т

В настоящее время в образовании все больше внимания уделяется инновационному подходу в обучении детей, направленному  на развитие личности, основанному на гуманистически ориентированном, научно-педагогическом сознании. При этом большое значение придается развитию исследовательских способностей учащихся. Разрабатываются специальные программы и концепции, нацеленные на развитие творческого потенциала детей, на обеспечениå их творческой самореализации

Отдел игры МГДД(Ю)Т на протяжении многих лет уделяет внимание работе по привлечению своих воспитанников к исследовательской деятельности по изучению празднично-игровой культуры России с целью возрождения игровых традиций и более широкого использования ценностей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время важность и необходимость игры для обучения и воспитания детей общепризнанна. Включена игра и в государственную систему образования. Так, Московским департаментом образования в 1991-92 гг. была принята комплексная программа “Игра” (руководитель авторского коллектива С.В. Григорьев), включающая в себя различные направления по работе с детьми. Инициатором и координационно-методическим центром данной программы является отдел игры МГДД(Ю)Т.

Одним из направлений программы является подпрограмма “Игры и праздники Московии”, цель которой – изучение традиционной празднично-игровой культуры Московского этнографического региона, а также привлечение школьников к изучению, собиранию и возрождению народных игр и праздников.

Привлечение школьников к исследовательской и практической деятельности по изучению и возрождению празднично-игровых традиций Московии вызвано необходимостью сохранения традиционных игр и праздников как части культуры России в связи с остротой проблемы экологии культуры и развития этнопедагогики в современных условиях. Использование ценностей традиционной культуры в системе учреждений образования важно для формирования активной и полноценной личности школьников, воспитания у них любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

Участие детей и школьников в учебно-исследовательской деятельности по возрождению традиционной празднично-игровой культуры дает возможность учащимся получить новые знания и навыки, накопленные многими поколениями, способствует развитию творческих начал в личности подростка, учит умению самостоятельно находить и обрабатывать полученную информацию, а затем применять ее на практике.

Во время занятий школьники знакомятся и учатся играть в народные игры, а также участвуют в проведении традиционных праздников, таких как Рождество, Троица, Неделя игры и игрушки, День семьи и других, как на площадках МГДД(Ю)Т, так и в других местах, например, на Пушкинском празднике в Захарове, на родине С. Есенина в Константинове, на родине Ю. Гагарина.

Важной частью названных программ является привлечение школьников к участию в профильных лагерях и экспедициях, где они учатся записывать народные игры и обряды, тем самым выступая в роли помощников руководителей учебно-исследовательских программ отдела.

Основа в создании методики собирания и изучения народных игр заложена Лесногородским клубом друзей игры Одинцовского района Московской области, которым уже около тридцати лет руководит старейший исследователь народных игр, доктор педагогических наук В.М. Григорьев. Эта методика постоянно совершенствуется и развивается, в том числе и на базе отдела игры МГДД(Ю)Т. При привлечении детей к исследовательской этнографической работе педагоги опираются  на естественное стремление детей к игре, а также на их желание приобщиться к взрослой деятельности. Кроме того, их привлекает романтика дальних поездок, встреч с новыми людьми.

Экспедиции

С 1995 года отдел игры особое внимание обратил на изучение малоисследованных празднично-игровых традиций Московского этнографического региона. Были организованы экспедиции в разные районы Московской области, где учащиеся изучали не только игры и праздники, но и игрушечные промыслы Подмосковья. Среди поездок – летние экспедиции в Подольский район (1995, 1998 гг.), Чеховский район (1996 г.), Серпуховский район (1997, 1999 гг.), Луховицкий район (2000, 2001, 2002 гг.), а также зимние экспедиции в Дмитровский район (2002 г.), Волоколамский район (2003 г.) и другие.

Среди наиболее заметных результатов этих поездок следует назвать открытие и привлечение внимания к забытому Бабенскому игрушечному промыслу в Подольском районе, изучение празднично-игровой культуры старинного села Дединово в Луховицком районе.

Работу по изучению традиционной игровой культуры Московии с привлечением школьников курируют лаборатория этнопедагогики Института развития личности Российской Академии образования (ведущий научный сотрудник, доктор пед наук В.М. Григорьев) и кафедра русского устного народного творчества Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (доцент, канд. филол. наук А.В. Кулагина).

К учебно-исследовательской деятельности по возрождению традиционной празднично-игровой культуры Московии привлекаются педагоги и учебные группы отделов Дворца, например, отдел социального творчества, педагог которого Е.В. Матвеенкова, руководитель учебной группы “Мы – россияне”, постоянно участвует в экспедициях и профильных лагерях отдела игры.

В настоящее время в отделе игры собран научный материал, который требует дополнений, обработки и подготовки к печати с целью использования его в педагогической практике – как в системе дополнительного образования, так и в общеобразовательном процессе. Частично этот материал нашел свое отражение в ряде изданий. Среди  них следует назвать сборник научно-методических и практических материалов “Игры и праздники Московии”, сборник методических материалов “Игра сменяется игрою…”. Готовятся к печати и другие издания.

Профильный лагерь

В настоящее время далеко не все школьники знают народные игры, тем большую трудность для них составляет сам процесс собирания и записи игр. Поэтому к исследовательской работе в полевых условиях привлекаются дети, прошедшие предварительную подготовку в игровых коллективах, побывавшие в профильном лагере юных этнографов-собирателей  игр, который проводится отделом игры с 1995 года в Одинцовском районе Московской области.

В лагере, кроме изучения народных игр, с детьми проводятся занятия по различным направлениям в творческих мастерских: по изготовлению игр, по москвоведению и краеведению, по занимательным наукам, по декоративно-прикладному искусству. Устраиваются соревнования по народным играм (ходули, лапта, котел, малечина-калечина и другие), конкурсы, викторины, экскурсии, встречи со специалистами по культуре. Устраиваются также праздники, такие как “Троица”, “Семик”, дети участвуют в Пушкинском празднике в Захарове, где проводят игровую программу.

Целью лагеря является не только приобщить воспитанников к празднично-игровой культуре, но и подготовить ребят к исследовательской работе по собиранию игр. Поэтому воспитанники не только изучают игры и праздники, но и приобретают навыки по их записи, учатся опрашивать друг друга, выходят на опросы жителей близлежащих населенных пунктов, где сначала наблюдают, как должна вестись беседа с информантом, а потом небольшими группами и сами пытаются делать записи игр. На каждую записанную игру ребята составляют карточки с указанием всех необходимых паспортных сведений.

Наряду с обучением проводится и воспитательная работа, направленная на развитие коллективизма, чувства ответственности, самостоятельности, самоуправления. Все это способствует подготовке детей к участию в более сложном мероприятии – этнографической экспедиции, куда отбираются воспитанники, показавшие свое стремление к овладению игровой культурой, способность жить в коллективе.

Конференции

В последние годы уделяется внимание и к привлечению школьников к участию в различных научных конференциях школьников с тем, чтобы наиболее способные из них получили дополнительные навыки научно-исследовательской деятельности, смогли более полно развить свои исследовательские способности.

Воспитанники отдела игры принимают участие не только в конференциях городского уровня, некоторые их них сумели выйти и на всероссийский уровень, получив дипломы лауреатов первой и второй степеней. Среди сделанных на Всероссийских конференциях докладов, учащиеся отдела игры представили такие темы, как “Игры и праздники запада и юга Московской области”, “Токарный игрушечный промысел Подольского района Московской области”, “Игры села Дединово. Прошлое и настоящее”, “Современные  игры школьников города Москвы” и другие.

Конкурс юных собирателей игр

Кроме участия школьников в учебно-исследовательских конференциях, следует назвать и начинание, которое отдел игры организовал во время “Недели игры и игрушки” осенью 2002 года. К нему были привлечены не только воспитанники учебных групп отдела игры, но и все участники праздника, традиционно проходящего во Дворце во время осенних каникул. В приложении к пригласительному билету (“Конкурс смекалки”) было задание записать свои любимые игры, выведенное в специальный конкурс юных собирателей игр. Данный конкурс явился попыткой привлечь внимание к исследовательской деятельности учащихся, не занимающихся в кружках Дворца. Эта инициатива оказалась интересной. В конкурсе приняло участие более сотни школьников. Результаты конкурса были обобщены и представлены в виде доклада одной из воспитанниц отдела игры сначала на городской, а потом и на Всероссийской конференциях, где он получил высокую оценку. Данный конкурс будет продолжен, потому что он привлекает внимание школьников к народным играм, а также способствует развитию их творческих, исследовательских способностей.

Подводя итоги, следует сделать вывод о большой пользе привлечения детей к учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся в ходе такой работы не только получают новые знания и навыки, но и развивают свои способности, учатся самостоятельно находить и обрабатывать полученную информацию, а затем применять ее на практике. Некоторые воспитанники получают профессиональную ориентацию, становятся педагогами, используют в своей работе ценности игровой культуры, а те, которые выбирают другой жизненный путь, также приобретают ценный опыт и умения проводить самостоятельные исследования в других отраслях человеческих знаний.

К сожалению, следует отметить, что разработанный отделом игры Проект учебно-исследовательской программы “Игры и праздники Московии. Участие школьников в изучении и возрождении игровых традиций” не получил пока дополнительной материальной поддержки. Исследовательская работа не имеет достаточного технического обеспечения.

Тем не менее, такая работа должна вестись и развиваться. Обращение к народной культуре, привлечение школьников к ее изучению сегодня как никогда актуально, поскольку именно обращение к традиционным ценностям лучше всего способствует воспитанию гармонично развитого, культурного человека.

Используются технологии uCoz