ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
СТАРИННЫХ
ИГР И ИГРУШЕК: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНЫХ ГРУПП
Е.А. Ефимова,
методист отдела
игры МГДД(Ю)Т
Научная
дисциплина, о которой заговорили лишь несколько десятков лет назад,
– этнопедагогика – синтезирует в себе возможности педагогики и этнографии.
Этнопедагогический метод учитывает организационно-игровой опыт педагогики
и неисчерпаемое богатство народных игр, долгое время бывших только
одним из предметов изучения этнографии. Практика этнопедагогики
игры ведет к дальнейшему развитию этого метода. Его назначением
становится не только изучение прошлого, но и использование полученных
знаний для возрождения игр в современной практике воспитания.
Этнопедагогическое изучение
и возрождение старинных игр и игрушек преследуют благородную цель
сохранения культурных богатств народа, что значимо в наше непростое
время. Привлекая к этому школьников, педагог преследует как научные,
так и воспитательные цели.
Изучение
и возрождение игр являются комплексным процессом, они диалектически
связаны между собой, так же как и работа педагога и воспитанников
в этом направлении глубоко связаны и переплетены между собой.
Методы
исследования старинных игр и игрушек включают в себя экспедиционную
собирательскую работу и последующее изучение материала, обработку
его. Для собирательской работы в области игры не может быть лучше
работника, чем школьники, подростки. Именно им старожилы и молодое
поколение российских деревень наиболее охотно расскажут об играх
и праздниках своей молодости и детства или покажут игры, бытующие
в данной местности сейчас. В изучение входит также сравнивание старых
и современных записей игр в одном и том же районе, сопоставление
вариантов игр. Оценка игр также под силу учащимся. Они высказывают
свое мнение – полезная игра или вредная, что она дает играющим,
как складываются в этой игре отношения участников и т.д. Здесь необходимо
подчеркнуть мудрость народной педагогики, проявляющуюся в бытовании
педагогически оправданных игр и игрушек. Изучая старинные игры и
игрушки и занимаясь их оценкой, современные школьники приобщаются
к этому кладезю народного педагогического опыта.
Возрождение
игр предусматривает их опробование, проведение, публикацию. Опробование
игр необходимо для того, чтобы убедиться в достоверности записанного
материла. Этот необходимый элемент исследовательской работы в данной
области может быть реализован школьниками намного лучше, чем маститыми
этнографами. Для качественного проведения игр необходимо сотрудничество
педагогов с их богатым опытом и воспитанников, живо и непосредственно
чувствующих игру. Разработка качественных методик проведения игр
для разной аудитории – гарантия успешного проведения их на праздниках
и других мероприятиях. Не менее важно и опубликование результатов
– и полевых записей, и итогов сравнительно-исторического анализа,
и методических материалов.
Необходимо
правильно построить подготовку детей в учебных группах, поскольку
этим определяется получение впоследствии положительных результатов.
Этнопедагогизация
учебного процесса находится в ведении педагога, им же определяется
круг материала, включенного в изучение. В содержании учебного процесса
игра занимает места предмета изучения и одновременно она является
ведущим средством организации самого учебного процесса; это – специфика
работы.
Важными
в работе представляются такие критерии как возраст воспитанников
учебных групп, их мотивация, а также игровой опыт детей, привычная
для них игровая среда, игровое окружение, сформировавшее отношение
детей к игре.
На
разных этапах процесса обучения и работы по изучению и возрождению
старинных игр и игрушек на первый план выступают разные критерии.
Этап
изучения игр логически предшествует этапу возрождения их. Между
тем, к проведению игр (возрождение) способны уже младшие подростки
(с 5 класса), а грамотное описание, оценка игр (изучение) по силам
только старшим подросткам. Выход видится в создании разновозрастного
коллектива, тем более что это находится в согласии с принципами
народной педагогики.
Мотивация
детей основывается в первую очередь на интересе. Ведомый просто
любопытством, затем интересом, ребенок участвует в играх, знакомится
с учебной группой. Работа в учебной группе потребует уже заинтересованности,
любознательности, затем – определенной теоретической и интеллектуальной
подготовки. Дальнейшая работа возможна при наличии у детей склонности
к исследовательской работе (изучение) или при проявлении организаторских
способностей (возрождение). Следует отметить, что в процессе учебной
деятельности не только проявляются уже заложенные в их характере
указанные черты, но и воспитываются качества характера.
Участие
детей в изучении и возрождении игр проходит этапы: участие в проведении
игр (например, на праздниках); запись, описание, оценка игр, знакомство
с их историей; затем участие в проведении игр уже на ведущих ролях.
Так происходит качественный скачок, приходит понимание места конкретной
игры в общем контексте празднично-игровой культуры (например, масленичные
игры). В школьном возрасте учащийся может пройти еще один виток
этой спирали, ведя исследовательскую работу в рамках Юношеского
научного общества (ЮНО) и руководя младшими.
Большую роль
в планировании и организации учебной деятельности играет отношение
к игре, сформированное у детей до их прихода в учебную группу. Включать
ребенка в процесс изучения и возрождения игр следует в привычной
для него игровой среде – по месту жительства, по месту учебы, в
летнем лагере (расположено по степени релевантности). А продолжать
эту работу лучше в отрыве от привычной игровой среды, поскольку
игра тогда предстает перед ним не некоей прослойкой между значимыми
занятиями, не заполнением досуга, а делом, достойным того, чтобы
тратить на него не только досуг. Этот перелом отношения к игре –
от любопытства к сознательному интересу и
заинтересованности – очень важен. Если он не происходит, воспитанник
учебной группы останется в лучшем случае хорошим информатором.
Наш
опыт работы в значительной степени подтверждает эти положения. Руководя
в 1990-х гг. разновозрастным коллективом по месту жительства, нам
удалось добиться активного участия воспитанников в проведении игр
на праздниках (как на массовых, так и на ведущих ролях), а также
в сборе и описании игр. В тот же период в рукописном (печатном)
альманахе кружка “Юные журналисты и краеведы” публиковались подготовленные
старшими школьниками материалы не только краеведческого, но и этнографического
характера, связанные с празднично-игровой культурой. Воспитанники
разновозрастной учебной группы “Народные игры”, успешно функционирующей
несколько лет в отделе игры МГДД(Ю)Т, принимают участие в массовых
праздниках и мероприятиях, но до исследовательского уровня еще не
доросли. Учебная группа “Занимательная история и история игр” (5-6
класс) пока является потребителем информации, но мощная сила, заложенная
в самой технологии занимательности изучения, позволяет надеяться
на будущий прогресс.
|