содержание книги
обложка книги
 

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

СТАРИННЫХ ИГР И ИГРУШЕК: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ГРУПП

Е.А. Ефимова,

методист отдела игры МГДД(Ю)Т

Научная дисциплина, о которой заговорили лишь несколько десятков лет назад, – этнопедагогика – синтезирует в себе возможности педагогики и этнографии. Этнопедагогический метод учитывает организационно-игровой опыт педагогики и неисчерпаемое богатство народных игр, долгое время бывших только одним из предметов изучения этнографии. Практика этнопедагогики игры ведет к дальнейшему развитию этого метода. Его назначением становится не только изучение прошлого, но и использование полученных знаний для возрождения игр в современной практике воспитания.

Этнопедагогическое изучение и возрождение старинных игр и игрушек преследуют благородную цель сохранения культурных богатств народа, что значимо в наше непростое время. Привлекая к этому школьников, педагог преследует как научные, так и воспитательные цели.

Изучение и возрождение игр являются комплексным процессом, они диалектически связаны между собой, так же как и работа педагога и воспитанников в этом направлении глубоко связаны и переплетены между собой.

Методы исследования старинных игр и игрушек включают в себя экспедиционную собирательскую работу и последующее изучение материала, обработку его. Для собирательской работы в области игры не может быть лучше работника, чем школьники, подростки. Именно им старожилы и молодое поколение российских деревень наиболее охотно расскажут об играх и праздниках своей молодости и детства или покажут игры, бытующие в данной местности сейчас. В изучение входит также сравнивание старых и современных записей игр в одном и том же районе, сопоставление вариантов игр. Оценка игр также под силу учащимся. Они высказывают свое мнение – полезная игра или вредная, что она дает играющим, как складываются в этой игре отношения участников и т.д. Здесь необходимо подчеркнуть мудрость народной педагогики, проявляющуюся в бытовании педагогически оправданных игр и игрушек. Изучая старинные игры и игрушки и занимаясь их оценкой, современные школьники приобщаются к этому кладезю народного педагогического опыта.

Возрождение игр предусматривает их опробование, проведение, публикацию. Опробование игр необходимо для того, чтобы убедиться в достоверности записанного материла. Этот необходимый элемент исследовательской работы в данной области может быть реализован школьниками намного лучше, чем маститыми этнографами. Для качественного проведения игр необходимо сотрудничество педагогов с их богатым опытом и воспитанников, живо и непосредственно чувствующих игру. Разработка качественных методик проведения игр для разной аудитории – гарантия успешного проведения их на праздниках и других мероприятиях. Не менее важно и опубликование результатов – и полевых записей, и итогов сравнительно-исторического анализа, и методических материалов.

Необходимо правильно построить подготовку детей в учебных группах, поскольку этим определяется получение впоследствии положительных результатов.

Этнопедагогизация учебного процесса находится в ведении педагога, им же определяется круг материала, включенного в изучение. В содержании учебного процесса игра занимает места предмета изучения и одновременно она является ведущим средством организации самого учебного процесса; это – специфика работы.

Важными в работе представляются такие критерии как возраст воспитанников учебных групп, их мотивация, а также игровой опыт детей, привычная для них игровая среда, игровое окружение, сформировавшее отношение детей к игре.

На разных этапах процесса обучения и работы по изучению и возрождению старинных игр и игрушек на первый план выступают разные критерии.

Этап изучения игр логически предшествует этапу возрождения их. Между тем, к проведению игр (возрождение) способны уже младшие подростки (с 5 класса), а грамотное описание, оценка игр (изучение) по силам только старшим подросткам. Выход видится в создании разновозрастного коллектива, тем более что это находится в согласии с принципами народной педагогики.

Мотивация детей основывается в первую очередь на интересе. Ведомый просто любопытством, затем интересом, ребенок участвует в играх, знакомится с учебной группой. Работа в учебной группе потребует уже заинтересованности, любознательности, затем – определенной теоретической и интеллектуальной подготовки. Дальнейшая работа возможна при наличии у детей склонности к исследовательской работе (изучение) или при проявлении организаторских способностей (возрождение). Следует отметить, что в процессе учебной деятельности не только проявляются уже заложенные в их характере указанные черты, но и воспитываются качества характера.

Участие детей в изучении и возрождении игр проходит этапы: участие в проведении игр (например, на праздниках); запись, описание, оценка игр, знакомство с их историей; затем участие в проведении игр уже на ведущих ролях. Так происходит качественный скачок, приходит понимание места конкретной игры в общем контексте празднично-игровой культуры (например, масленичные игры). В школьном возрасте учащийся может пройти еще один виток этой спирали, ведя исследовательскую работу в рамках Юношеского научного общества (ЮНО) и руководя младшими.

Большую роль в планировании и организации учебной деятельности играет отношение к игре, сформированное у детей до их прихода в учебную группу. Включать ребенка в процесс изучения и возрождения игр следует в привычной для него игровой среде – по месту жительства, по месту учебы, в летнем лагере (расположено по степени релевантности). А продолжать эту работу лучше в отрыве от привычной игровой среды, поскольку игра тогда предстает перед ним не некоей прослойкой между значимыми занятиями, не заполнением досуга, а делом, достойным того, чтобы тратить на него не только досуг. Этот перелом отношения к игре – от  любопытства к сознательному интересу и заинтересованности – очень важен. Если он не происходит, воспитанник учебной группы останется в лучшем случае хорошим информатором.

Наш опыт работы в значительной степени подтверждает эти положения. Руководя в 1990-х гг. разновозрастным коллективом по месту жительства, нам удалось добиться активного участия воспитанников в проведении игр на праздниках (как на массовых, так и на ведущих ролях), а также в сборе и описании игр. В тот же период в рукописном (печатном) альманахе кружка “Юные журналисты и краеведы” публиковались подготовленные старшими школьниками материалы не только краеведческого, но и этнографического характера, связанные с празднично-игровой культурой. Воспитанники разновозрастной учебной группы “Народные игры”, успешно функционирующей несколько лет в отделе игры МГДД(Ю)Т, принимают участие в массовых праздниках и мероприятиях, но до исследовательского уровня еще не доросли. Учебная группа “Занимательная история и история игр” (5-6 класс) пока является потребителем информации, но мощная сила, заложенная в самой технологии занимательности изучения, позволяет надеяться на будущий прогресс.

Используются технологии uCoz