ИГРА
В СТРУКТУРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ
А.Б.
Фомина,
доктор
пед. наук,
зам.директора
МГДД(Ю)Т
Переход
российского общества к рыночным отношениям в конце XX века потребовал
новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих
с детьми в сфере свободного времени. Процесс трансформации сложившейся
социальной инфраструктуры культуры и цивилизации обострил проблему
социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся
условиям жизни, эволюции различных форм их обучения, воспитания
и развития, подготовки к жизни и социальному успеху.
В
новых социально-экономических условиях особое значение приобретает
деятельность учреждений дополнительного образования детей наиболее полноценно и эффективно реализующих
социально-педагогический потенциал свободного времени детей, в которых
существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии
работы с детьми и подростками. Это обусловливает необходимость оптимизации
содержательных видов наполнения свободного времени детей, повышения
качества деятельности учреждений дополнительного образования детей
в различном социуме.
Социально-педагогические
возможности различных видов содержательной деятельности, в которые
включаются дети в рамках учреждения дополнительного образования
детей, базируются на том, что они: связаны с удовлетворением важных
для детей социальных, материальных и духовных потребностей: являются
полноценными носителями ценностей, зафиксированных и определенных
в целях, содержании деятельности, а также в социальных ролях, нормах,
правилах поведения; ведут к более глубокой личностной интериоризации,
способны в силу своей значимости корректировать поведение детей
в соответствии с общепринятыми социальными нормами и ценностными
ориентациями.
Проведенный
обширный анализ научно-педагогической литературы и массовой практики
содержательного наполнения свободного времени детей позволяет выделить
виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с детьми
в сфере свободного времени, поскольку большинство отечественных
и зарубежных ученых напрямую, связывают свободное время с деятельностью,
определяя его как время досуга и творческих занятий вне производства
(в нашем случае вне учебы в школе), используемого для самодеятельного
удовлетворения потребностей и развития способностей человека.
Опираясь
на широкий спектр взглядов отечественных и зарубежных исследователей
на содержание свободного времени и структуру деятельности в нем,
на глубокий и длительный анализ существующих в структуре содержания
свободного времени видов деятельности в УДОД, которые имеют свое
специфическое и конкретное наполнение, целесообразно выделить следующие
виды деятельности: образовательная (собственно учебная); культурно-досуговая;
трудовая; спортивно-рекреативная; учебно-исследовательская; коммуникативная;
игровая. Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных
ученых в структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных
вида: учеба, труд, игра, общение.
Анализ
содержательной занятости свободного времени детей в массовой практике
деятельности учреждений дополнительного образования детей показал,
что наибольший удельный вес в организации их свободного времени
занимает образовательная деятельность.
Она
определяется как свободная, не регламентированная государственным
обязательным обучением деятельность, основанная на личных интересах,
добровольности, инициативе и самостоятельности самих детей, обеспечивающая
удовлетворение широкого спектра их разнообразных индивидуальных
потребностей и интересов, опирающаяся на богатый арсенал средств,
форм и методов приобретения знаний, умений и навыков, достаточных
для получения успеха в жизни, позволяющая углубить, дополнить и
развивать информацию и знания, полученные в общеобразовательной
школе.
Одним
из основных видов содержательного наполнения свободного времени
детей в УДОД является культурно-досуговая деятельность - сфера самовыражения и самореализации
личности, ее потенциальных желаний и возможностей, что позволяет
включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного
или иного принуждения.
В
структуре культурно-досуговой деятельности выделяется ряд ее разновидностей,
среди которых: активная
творческая деятельность, в том числе индивидуальная, коллективная
и общественная; самообразование; любительский труд, в том числе
«хобби»; различные виды культурного потребления (в том числе духовное):
развлечения, носящие общественный характер, и лично регулируемое,
индивидуальное культурное потребление; физические занятия (участие
в деятельности спортивных социальных институтов); физические занятия,
не регулируемые обществом; участие в воспитании младших в семье
детей; товарищеские встречи, досуг подростковых компаний.
Содержание
культурно-досуговой деятельности детей в свободное время закрепляется
в культурно-досуговых программах, которые дают им возможность овладевать
всем многообразием национальной культуры, культуры национальных
меньшинств, мировой культуры, театрального искусства, народного
фольклора, песенного искусства, живописи, а также в определенной
части образовательных программ.
Одним
из чрезвычайно важных видов содержательной занятости свободного
времени детей в современных условиях становится спортивно-оздоровительная деятельность
в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает обоснованную
тревогу. Формирование здорового образа жизни, включающего рационально
построенный режим учебы, отдыха, физические упражнения, объединенные
в оптимальном двигательном режиме, правильное питание, закаливание,
проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать
составным элементом деятельности
каждого из социальных институтов.
В
содержательном наполнении свободного времени детей наблюдается появление
инновационного вида деятельности, получившего достаточно широкое
развитие в последние десятилетия, –
учебно-исследовательской деятельности, берущей свое начало в юношеских научно-технических
обществах, деятельность которых сводилась зачастую к реализации
в среде старших подростков модели функционирования академических
исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде их исследовательских
задач. Главной целью этой деятельности является подготовка абитуриентов
для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских
институтов. На деле это означает реализацию учебно-воспитательного
процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой
предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос
о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская
деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем
уменьшается доля профориентационного компонента факторов научной
новизны исследования и возрастает содержание, связанное с пониманием
исследовательской деятельности как инструмента повышения качества
образования, реализуемого в сфере свободного времени учреждениями
дополнительного образования детей, общеобразовательными школами,
клубными объединениями и т.д.
Учебно-исследовательская
деятельность является чрезвычайно важным содержательным видом наполнения
свободного времени детей, эмоционально яркой и очень содержательной
стороной их жизни, способствующей становлению гражданственности,
укреплению здоровья и творческому развитию. Учитывая ее роль в повышении
качества обучения, воспитания и развития детей, с 2002 г. на филиале
МГДД(Ю)Т издается журнал «Юный исследователь», что является итогом
длительной работы по развитию учебно-исследовательской деятельности
не только на базе УДОД, но и школ (Монахов Д.Л., Леонтович А.В.).
Не
менее важным видом деятельности подростков в сфере свободного времени
становится трудовая деятельность, составными элементами которой является
социально-значимая бесплатная и оплачиваемая трудовая деятельность.
Трудовая деятельность в сфере свободного времени – это труд, за
который выдается соответствующее вознаграждение в денежной форме
или в общественном признании значимости выполненной работы в самых
разнообразных формах, что позволяет подросткам социально самоутвердиться
среди сверстников и взрослых.
Социально-значимая
бесплатная деятельность реализуется посредством разнообразных проектов
и программ, направленных на позитивные изменения в развитии самих
подростков и общества в целом на основе дружбы, милосердия и вдохновения.
В свободное время подростков эти проекты и программы осуществляются
в общественных объединениях (как, например. Союз детских и молодежных
социальных инициатив), а также государственных социальных институтах
(учреждения дополнительного образования всех ведомств, школы. клубные
объединения и т.д.).
В
структуре свободного времени подростков достаточно специфическим
видом деятельности является
игровая деятельность, которая в содержательном
плане рассматривается в части эмоционально-нравственной выраженности
отношения личности к происходящим событиям, в том числе и к самой
себе.
Игровой
вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение
опытом поведения социально активной личности. У некоторых детей
игровая деятельность выражена достаточно ярко и зачастую занимает
в структуре свободного времени значительное место. Исследования
показали, что занятия игровыми видами деятельности для разных возрастных
групп детей должны носить относительно дозированный характер, т.к.
в игре социальная действительность и отношения между людьми носят
во многом виртуальный характер.
Занятия
игровой деятельностью и ее продолжительность носят положительный
характер, если временные рамки занятий игрой в свободное время и
восстановление эмоционально-нравственного равновесия ребенка совпадают.
При этом игровая деятельность позволяет обеспечивать воспроизводство
реальности через игровые модели ситуаций. развивает фантазию, интеллект,
способность к обучению. Игра воспитывает чувство чести. Хорошая
игра противостоит корысти, собственничеству. Для игры важно, чтобы
победа была одержана «по правилам» и благородно (Аксенов Ю.М.).
Игра как часть общечеловеческой культуры представляет собой один
из древнейших феноменов социальной практики людей. Неугасающая с
годами потребность человека в разделении с ближними «радости бытия»
объединяет различные народы, поколения, превращая игру из «своей»
в «общую» и создавая неповторимый единый мир. Мир без границ – мир
игры.
Рассматривая
игру как основу деятельности детских объединений, коллективов, в
ходе работы общественных организаций России были определены характеристики
игровых программ, представленных разнообразными формами игровой
деятельности. Эти формы демократичны, не нуждаются в длительной
подготовке, просты в организации и гуманистичны в своей основе.
Игровая
программа, участниками которой выступают представители детских объединений,
коллективов, обладает большим потенциалом развития, поскольку:
-
во-первых, концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего,
высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой
значимости:
-
во-вторых, создает поле эмоционального напряжения, выражения собственного
«я»;
-
в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе игры создает условия
для проявления чувства товарищества, чувства своей группы, где происходит
осознание своей индивидуальности каждым участником игры;
-
и, в конечном счете, в игровой деятельности легко и незаметно для
ее участника формируются способности взаимодействия с людьми и воздействия
на окружающие объекты реальной действительности.
Именно
поэтому, учитывая вариативно-программный подход к содержанию деятельности
в сфере свободного времени, сегодня наиболее значимо выделение основополагающих
принципов, при которых игра выступает важнейшим условием объединения
детей и взрослых. Эти принципы позволяют привести в соответствие
требования, предъявляемые к содержанию программ детских организаций
и объединений, к материалам той игровой практики, которая присутствует
сегодня в их деятельности. Среди них:
-
принцип индивидуальной избирательности игры с учетом возрастных
особенностей ребенка;
-
принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе;
-
принцип рефлексивного последействия;
-
ориентация на гуманистический характер игры;
-
соотношение в игре управления и самоуправления. (И. Фришман).
Таким
образом, роль игровой деятельности в сфере свободного времени чрезвычайно
велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного
воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими
видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается
ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно
проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа
жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного
времени.
Однако,
игра это не только содержательный вид деятельности. Это и форма,
охватывающая практически все детские объединения и детские коллективы,
которые функционируют в сфере свободного времени детей. Но как отличить
объединение от коллектива?
Специфика
деятельности УДОД позволяет детям добровольно приходить в них, добровольно
выбрать программу, вид деятельности, педагога. Дети имеют право
переходить из одной группы в другую, особенно на первом году обучения.
Детское объединение, то есть объединение детей по интересам, не
сразу становится коллективом, и поэтому его название правомерно
до того момента, пока не сформируется коллектив. А для того, чтобы
детское объединение стало коллективом, большое значение имеет игра.
Она способна объединить детей, выявить лидера, способствует тому,
чтобы появилась общая цель и общие ценности, коллективные социально
значимые творческие дела и традиции, то есть, чтобы появились все
признаки, характеризующие детское объединение как коллектив.
Отметим,
что после распада пионерско-комсомольской организаций в образовательных
учреждениях появилось много новых детских объединений, клубов по
интересам. Появились новые формы объединений детей и в УДОД.
Несколько
лет тому назад мне довелось побывать в семейном клубе «Содружество»
нашего Дворца, в котором занимался мой сын. Сначала это было детское
объединение, которое затем Т.И. Кузьмина умело сформировала в коллектив.
Сегодня клуб имеет богатые традиции и свои ценности. Одной из традиций
является проведение в зимние каникулы оздоровительного лагеря и
путешествие в «Рождество Христово». Этот праздник дети встречают
вместе со своими родителями, которые ранее сами были воспитанниками
Т.И. Кузьминой. В оздоровительном лагере много внимания в нем отводится
игре, игра способствует их творческому развитию.
Во
время моего посещения в лагере проводилась игра «Организация жизни
города». Были распределены социальные роли каждого из участников;
дети посредством игры имитировали самую настоящую жизнь самого настоящего
города. Ни один родитель не сможет в столь короткие сроки привить
детям так много полезного, так научить общаться и решать проблемы,
как это удается с помощью игры.
Однако
выявлена и достаточно серьезная проблема – проблема семейного игрового
образования. Не все родители умеют достаточно хорошо играть с детьми,
особенно в народные и современные игры. Поэтому сегодня проблема
игры не случайно занимает все большее внимание и науки, и педагогической
общественности. Игра позволяет решать и такие довольно сложные проблемы,
как проблема девиантного поведения детей. В сочетании с другими
видами деятельности она позволяет устранить недостатки в развитии,
несет в себе позитивный социальный заряд.
Сегодня
все больше разрабатывается игровых учебно-методических комплексов,
которые довольно успешно используются в школах и вузах, в УДОД и
общественных объединениях. Они дают высокий результат и высокое
качество образования. Однако игры могут нести в себе и негативные
явления. Так, более 80% игр в компьютерных клубах несут в себе разрушительную
энергию. Поэтому, совершенно очевидно, что проблема игры сегодня
становится одной из ключевых и необыкновенно актуальных. Необходимо
обращение и к народным играм, к тому культурному наследию, которое
наши предки вырабатывали сотни лет. Мы должны посмотреть, как можно
соединить новые игровые технологии с накопленным пластом народной
национальной культуры, с теми богатейшими фондами, которыми располагает
система дополнительного образования и. в первую очередь, наш Дворец.
Мы обратили внимание на то, что на наших традиционных массовых мероприятиях
народные игры, в которые играли в детстве и мы с вами, вызывают
у детей значительный интерес. Эти игры развивают моторику рук, дают
возможность много двигаться.
Сегодня
заявила о себе во весь голос и проблема игрового образования взрослых в образовательных учреждениях: школах,
УДОД, детских садах, а также в образовательно-оздоровительных лагерях,
на детских игровых площадках по месту проживания детей. Чтобы наполнить
игры позитивным содержанием, организовать их на хорошем уровне,
необходимо обучить это делать хорошо взрослых. Только тогда они
смогут учить детей и их родителей игре на высоком качественном ровне.
|